Журналист Onliner.by Настасья Занько: «Ожидаю времен, когда с попкорном будут ходить на балет»

12 507
28 апреля 2017 в 13:27

Однажды с мужем мы пошли на мультфильм «Зверопой». Вечерний сеанс, гаснет свет, начинается фильм, и тут с задних рядов нарастает шорох, шипение, бульканье и смачный хруст. Какофония проносится лавиной по всему залу, через 10 минут уже не разобрать слова героев. Через 15 — шум стал перекрывать даже песни. В какой-то момент появилось ощущение, что мы пришли на немое кино. Вот только вместо треньканья пианино, сопровождавшего ленты начала прошлого века, погружены в «белый шум» из звуков употребления пищи. Нереально бесит!

Читать на Onlíner

Если я скажу, что хруст попкорна стал квинтэссенцией современной индустрии развлечений, то вряд ли смогу претендовать на оригинальность. Не надо заниматься морализаторством: убрать еду из кинозалов можно теперь только поставив на входе наряд ОМОНа, да и то уверена, что найдутся отчаянные смельчаки, готовые рискнуть и пронести контрабанду на просмотр. Обойдемся без общественного порицания и административных мер — кому они нужны?

Дело в другом. Еще лет пять назад, разговаривая с ребятами, которые только вышли из кинотеатра, даже после просмотра посредственной развлекательной картины я ожидала услышать полное, осмысленное мнение о том, что они видели последние полтора часа. Сегодня вы можете стать у выхода из кинозала и спросить у «попкорнистов», о чем был фильм. Велика вероятность услышать более лаконичные вердикты, например: «Круто!», «Фигня», «Скучно». Рецензии становятся примитивнее.

Скажете, все дело в современном кино: ненапряжном, бесхитростном и схематичном — куча спецэффектов и простой, понятный сюжет? Чтобы зритель хорошо провел время и не дай бог не поперхнулся колой. Отчасти это так, хотя можно вспомнить массу свежеотснятых картин, которые бесхитростными никак не назовешь. Параллельно происходит намного более опасный, я бы сказала — пугающий процесс…

Ему есть научное объяснение. Психиатры говорят, что, сидя в удобном кресле в темном зале, наблюдая за пугающим или захватывающим зрелищем и при этом ощущая себя в полной безопасности, человек погружается в некоторое подобие транса. В этом, собственно, и заключается главная отличительная черта просмотра ленты на большом экране. Использовать измененное состояние можно по-разному.

Полностью сконцентрировавшись на картине, ловя каждый шорох, наблюдая за игрой актеров и следя за сюжетом, вы, говоря грубо, работаете мозгами и получаете эстетическое, интеллектуальное удовольствие. Для этого требуется приложить усилия.

Но есть искушение уйти глубже — в возраст маленького ребенка, получающего первозданный кайф от зрелища, которое хлещет с экрана. Отличительная особенность такого состояния заключается в том, что кайфа хочется получить как можно больше, сразу и не напрягаясь. Кола и попкорн — как раз такой простой допинг. Это уже удовольствие без смысла, являющееся самоцелью. Мыслительный процесс растворяется — если вы испытывали нечто подобное, то наверняка признаетесь, что порой после просмотра картины достаточно расплывчато помните подробности сюжета.

В этом, конечно, нет ничего плохого, всем нам надо порой расслабить мозги. И как бы меня ни раздражали «попкорноеды» на мультике «Зверопой», я понимаю, что они получают ровно то, чего желали. Заплатили — имеют полное право! Конечно, хочется, чтобы при этом присутствовало элементарное уважение к окружающим….

Мне кажется, происходит необратимый процесс. Вспомните, еще десять лет назад мы с гордостью говорили, что отличаемся от многих других наций тем, что много читаем и в кинотеатрах смотрим фильмы, а не заедаем их чипсами. Сейчас я мало слышу таких высказываний — поводов для гордости все меньше.

Кинотеатр очень быстро становится для большинства из нас квинтэссенцией простого удовольствия. Критерии простого просмотра распространяются со скоростью метастазов на четвертой стадии онкологии, поражая мелодрамы, драмы, «документалки»…


Трагическая лента «Землетрясение» о крупнейшей природной катастрофе в Армении. На экране разрушенный город, падают обломки, кричат раненые. А сзади шипит газировка и шелестит обертка шоколадки.

Кинокартина на фестивале «Лістапад». Неожиданно по залу стал распространяться запах рыбы. Мы долго не можем понять, что к чему. Оказалось, на задних рядах ребята откупорили пивко и смачно закусывали сушеными анчоусами. А что? Если колу и чипсы можно, почему пиво с рыбой нельзя? С такой логикой сложно спорить. Особенно если пиво безалкогольное.

Мы постепенно забываем, для чего изначально был создан кинотеатр. Произошла подмена понятий, в которой допустимая легкость при просмотре некоторых легких картин становится нормой для всего остального кино. Как объяснить человеку, что есть фильмы, на которых вполне разумно жрать и ржать, а есть такие, где это совершенно неприемлемо? Границы стираются, некоторые уже сегодня вообще не понимают, о чем речь. Говоришь хрустящему за обе щеки соседу: «Пожалуйста, чуть тише!», а он на тебя смотрит как на ретрограда.

Мы теряем целый пласт культуры и уже даже не жалеем о потере. Повторюсь — процесс необратимый. Уверена, что вскоре станет нормой в кинозале удобно забрасывать ноги на спинку свободного кресла спереди (это можно уже сегодня видеть, но пока редко).

Поэтому теперь хожу в театр. Пока там не едят. А еще ругают за опоздания и не разрешают бодро протискиваться между рядами, чтобы не мешать актерам. Пришедших после третьего звонка и вовсе сажают на боковые стульчики. Но судя по все большему количеству «легких» спектаклей, боюсь, что скоро во время монолога Гамлета «Быть или не быть» услышу шелест обертки от чипсов и шипение колы.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by