Экономист Антон Болточко: «Нужны ли предпринимателям льготы? Я считаю, что нет»

24 086
16 марта 2017 в 8:00

Сегодня изо всех рупоров заявляют о необходимости создания рабочих мест и развития предпринимательской инициативы в стране. Бесспорно, направление мысли правильное, но вот подходы к решению поставленных задач далеки от идеала. В очередной раз мы обращаемся к инструментам, которые показали свою неэффективность: ручное управление вместо принципа «конкуренция — везде, где возможно, государственное регулирование — там, где необходимо».

Читать на Onlíner

Но давайте обо всем по порядку. Мы хотим развивать в стране предпринимательскую инициативу. А знаем ли мы социологический портрет современного белорусского предпринимателя? Можем ли мы определить основные мотивационные факторы создания частного предприятия в Беларуси?

Мне кажется, даже если мы будем пытаться определить для себя, какую роль частный бизнес играет в нашей стране, то поймем, что сделать это достаточно сложно. Ведь по большому счету предпринимательство до последнего времени находилось на задворках экономической системы. Основной упор делался на госпредприятия, а частный бизнес выглядел скорее аппендиксом системы. За долгие годы в Беларуси даже не проводили крупномасштабных исследований по теме малого и среднего бизнеса (последние из них датируются еще девяностыми годами прошлого века).

В результате, когда случился экономический кризис и о предпринимателях вспомнили как о потенциальных «драйверах экономического роста», оказалось, что мы даже не знаем долю частного сектора в экономике. Так вот доля частного бизнеса, по данным из различных официальных документов и отдельных исследований, составляет от 24 до 27%.

То, что частный бизнес становится в глазах чиновников драйвером роста экономики, очевидно. Но власти начинают подходить к использованию этого ресурса так же, как они подходили к регулированию работы госпредприятий, которые были двигателями нашей социально-экономической модели раньше.

Возьмем самый главный стратегический документ, в котором в ближайшее время должен быть определен ряд действий со стороны государства в отношении частного сектора, — «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Беларуси до 2030 года». Уже по названию документа видно, что официальные власти берут на себя ответственность развивать малый и средний бизнес в стране, хотя это участь самих бизнесменов, а не чиновников. Задачи государственного служащего — понять, что мешает предпринимателю воплощать в жизнь его идеи, убрать эти барьеры, создать благоприятные условия для самореализации и отойти в сторону. Поэтому правильно было бы назвать документ «Стратегия создания условий для развития малого и среднего предпринимательства в Беларуси до 2030 года».

Конечно же, ситуация с названием — это вопрос подходов к интерпретации. Но ведь на деле государство относится к частному сектору по принципу «хочу контролировать все».


Так, в начале марта стало известно, что Министерство антимонопольного регулирования и торговли подготовило проект документа, в рамках которого предусматриваются значительные налоговые льготы для тех, кто занимается бизнесом на территории средних, малых городских поселений и в сельской местности. Льготы настолько вкусные, что только самый ленивый предприниматель не обратит на них внимание. Если твой бизнес попадает в «льготную» категорию, то ты вправе не уплачивать НДС и налог на прибыль, при этом ставка налога при использовании упрощенной системы налогообложения установлена на уровне 1%.

Неоднозначность таких решений в том, что мы создаем искусственные стимулы для перераспределения частного капитала в нужные, по мнению чиновников, секторы или регионы страны. Те проекты, которые ранее были непривлекательными с точки зрения вложения капитала и труда, превращаются в прибыльные — но не благодаря естественным стимулам в виде дешевой рабочей силы в регионе или прекрасной инфраструктуры, а по причине снижения налогов и сокращения административной нагрузки. Как только этот искусственно созданный стимул исчезнет (а льготы не только раздают, но и отбирают), мотивация работать дальше с низкой/отрицательной нормой рентабельности останется не у всех бизнесменов. Предприятия закроют, и подобные закрытия могут быть массовыми, искусственный рост обернется вполне реальным падением.

В психологии есть термин «созависимые отношения» — он описывает ситуацию, когда в семье, где есть зависимые (например, от алкоголя) люди, в бесконечную драму втягиваются и здоровые члены семьи, которые уже не могут смотреть на происходящее абстрагированно, беспристрастно. Точно так же государство, предоставляя льготы и преференции, вместо того чтобы улучшить условия ведения бизнеса в целом, создает условия, при которых частный бизнес становится «созависимым», теряет свои основные качества: деловую хватку, здоровую агрессивность и умение выживать, — при этом приобретая привычку развиваться только с государственной поддержкой.

Еще один пример ручного управления частным сектором — попытка сделать из индивидуальных предпринимателей транснациональные компании с миллиардным оборотом. ИП является одной из лучших форм самозанятости населения. Не все предприниматели стремятся построить компанию с сотней наемных работников в штате. Иногда им достаточно того, что они способны за счет своего труда обеспечить свою семью. Но белорусские чиновники решили, что каждый, кто занимается бизнесом, должен стремиться стать крупным промышленником. Поэтому в прошлом году мы не раз наблюдали бои местного значения между государством и индивидуальными предпринимателями по поводу принимаемых на законодательном уровне нормативных актов.

Если мы на самом деле хотим стимулировать развитие бизнеса, давайте исходить из того, что для этого в первую очередь необходимо наличие равных условий между различными субъектами хозяйствования — начиная от государственных и частных предприятий и заканчивая бизнесом, крупным и малым. (Вспомним слова председателя Резервного банка Индии Раджана Рагхурама: «Каждый экономический субъект хочет равных правил игры для всех, но для себя лично — льгот и преференций».) При наличии равных условий будут формироваться правильные, долгосрочные стимулы. Например, предпринимателю будет выгодно идти в регионы, потому как там дешевле рабочая сила или есть разумная логистика, наконец, там просто ниже конкуренция. Сегодня же достаточно много предприятий в регионах, которые не могут запустить работу только из-за того, что, согласно нормативам прошлого века, их помещения территориально находятся слишком далеко от пожарной станции. А ведь они готовы работать без льгот и преференций.

Вернемся к первоначальной мысли. Для развития предпринимательской инициативы и создания рабочих мест в стране необходимо пользоваться принципом «конкуренция — везде, где возможно, государственное регулирование — там, где необходимо». Он уже давно прописан в Директиве №4 от 31 декабря 2010 года, однако содержание данного документа остается невостребованным на протяжении многих лет, а в некоторых случаях проводимая политика и вовсе противоречит этому законодательному акту.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by