На протяжении последних пяти лет вакансии для молодых специалистов и выпускников вузов являются самыми востребованными на рынке труда. Если говорить в общем, на одну в среднем приходится 20—30 резюме. Действительно, молодым специалистам сложно найти работу. Причины происходящего абсолютно разные: часть из них кроется в самих выпускниках, часть — в интересах работодателей.
Читать на OnlínerЯ в этой проблеме вижу несколько составляющих. Одна из них заключается в том, что в последнее время люди все чаще и чаще выбирают вуз, а не профессию. Говоря иначе, оканчивая школу, выпускники думают о том, куда поступать, а не о том, кем же они хотят быть в профессиональном плане и куда пойдут работать после окончания учебного заведения. Корни идут еще из нашего советского прошлого, когда высшее образование было большим достижением, получить его могли далеко не все. Естественно, родители стремились любыми силами пристроить своего ребенка в институт или университет. Тогда это был залог успеха, так как без факта высшего образования специалисту практически невозможно было свободно шагать по карьерной лестнице.
Но сейчас возник определенный диссонанс. Категория «престижная профессия» заменилась категорией «профессия высокооплачиваемая», и выбирать вуз стали исходя из того, насколько много он и выбранная специальность позволят заработать. До сих пор у большинства существует иллюзия, что, выбрав престижное высшее учебное заведение, ты автоматически получаешь путевку в безбедное будущее. Считается, что при выборе жизненного пути надо обращать внимание на то, красиво ли звучит будущая специальность. Даже если будущий студент, да и его родители, не до конца понимают, в чем, собственно, ее суть.
Но практика показывает, что все совсем иначе. Ключ к успеху — это профессиональное самоопределение: четкое осознание своего пути в профессии в соответствии со своими задатками, способностями и готовность долго и вдохновенно по нему идти.
Что же получается у нас? Когда молодые люди оказываются на рынке труда и у них спрашиваешь, чем они хотят заняться, самый распространенный ответ: «Хочу интересную работу». Идем дальше и пытаемся узнать, что они подразумевают под интересной работой… В ответ — тишина. На самом деле они не знают, чем именно они хотели бы заниматься, скажу больше: очень часто у них есть желание переложить этот выбор на работодателя. Мол, я пришел такой обученный и замечательный, вы со мной поговорили, а теперь скажите, чем я могу быть полезен вашей компании. Есть и такой вариант: всё хотят попробовать, всё интересно, но очень быстро теряют этот интерес и уходят, особенно когда в работе возникают сложности.
Еще одна распространенная фраза: «Хочу карьерного роста и профессионального развития». При этом человек не может толком объяснить, куда он будет расти и в какой области развиваться. Ну и, конечно же, третья неизменная фраза: «Хочу хорошую зарплату». Вот вам три критерия, на основании которых студенты и молодые специалисты выбирают себе работу, если они озадачиваются этим вопросом только после окончания вуза.
Еще одна болезнь — получение высшего образования ради самого факта его наличия. В нашем обществе наличие корочки об окончании вуза (неважно как — заочно, дистанционно, как-нибудь…) рассматривается как данность, важный «скилл». Но, согласитесь, очень странно, когда люди выбирают профессию априори низкооплачиваемую и совершенно невостребованную, выходят из вуза и удивляются: «Мы не востребованы на рынке труда, у нас маленькая зарплата! Как же так!» В прошлом году, когда возникла серьезная проблема с трудоустройством, в прессе было очень много публикаций — криков души: «я окончила философский факультет и не могу найти работу», «я отучилась на педагога, с трудом отбыла в школе или садике два года и теперь хочу поменять работу, зарабатывать много, а никто не берет». Еще один показательный пример: все стремились поступить на «международные отношения». С моей точки зрения, это факультет общего профиля. В нашей стране нет надобности в таком количестве дипломатических сотрудников. Выбирая этот профессиональный путь, молодые люди вряд ли задумываются, что им придется отработать очень много и за достаточно низкую зарплату в Министерстве иностранных дел на не самых престижных позициях, чтобы в конце концов засветила перспектива трудиться за границей.
Возникают проблемы и с мотивацией к профессиональным достижениям, обучению, да и к работе вообще. В последние годы, к сожалению, сама ценность наличия работы очень снизилась. Ценили не работу как таковую, а возможность хорошо зарабатывать, причем неважно где и как. Вспомните 2013 год, когда о мечте про «теплое местечко» с большой зарплатой, при которой ничего не надо делать, можно было услышать от каждого третьего знакомого.
Особенно упал престиж рабочих и строительных профессий, все хотели сидеть в чистых, просторных офисах и лениво перебирать бумажки. Хотя именно профессиональные производственные кадры тогда зарабатывали очень неплохо. Кризис 2015 года все расставил по местам: оказалось, что на самом деле просто иметь надежную, стабильную работу — это уже очень много. Далее все зависит от тебя. Люди вновь стали больше ориентированы на результат, потому как в спину постоянно дышат десятки желающих занять их место. К сожалению, это не коснулось молодых специалистов, потому что они были воспитаны в условиях, при которых не возникало осознания того, что успеха надо добиваться, прикладывая большие усилия. Всегда ужасает позиция родителей: «Я тебя вырастил, выкормил, выбрал профессию, оплатил обучение… Всё, иди в жизнь!» Но ведь, если разобраться, ни на каком из этих этапов у молодого человека не было возможности сформировать ответственное отношение к своему профессиональному выбору, своей жизни. Родители все сделали за него. Получив «путевку в жизнь», такие дети оказываются в растерянности: «Вы за меня все решали, платили, с какого перепугу я должен это делать сейчас?» И даже если у них есть понимание, что надо вливаться во взрослую действительность, совершенно нет осознания и опыта, как к этому процессу подойти.
Кто тогда виноват в том, что ребенок не смог найти работу, получив высшее образование? Правильно, работодатели. Именно они — те самые нехорошие люди, которые не хотят брать на работу наших замечательных детей. Плюс к этому формируется неоправданное ожидание — мол, я должен прийти на работу, мне должны согласно КЗОТу и средней заработной плате на рынке. А когда таким соискателям задается вопрос: «А что можете дать компании на этом этапе вы?», в ответ — тишина. Работать сверхурочно? Нет. Брать на себя дополнительные задачи? Нет! Им хочется получить все, а взамен дать только то, что не выходит за рамки их желаний.
Что делать тем, кто уже совершил вышеперечисленные ошибки? Прежде всего признать: да, я не выбрал высокооплачиваемую престижную профессию, у меня минимум знаний и опыта, с ними меня на работу не возьмут. После следует решить, чего не хватает для конкурентного преимущества. Возможно, оно появится, если получить некие смежные знания или углубить уже имеющиеся на курсах и семинарах. При этом у вас должно быть четкое понимание, чего вы хотите от своей профессии, как себя в ней видите в будущем.
Второе. Нужно осознать, что тебя, такого замечательного и великолепного, нигде не ждут. И в любом случае придется доказывать работодателю, что ты хочешь работать, готов развиваться и в будущем обязательно станешь полезным специалистом. Это очень важно, потому что в первую очередь при выборе кандидатов из числа молодых специалистов смотрят на мотивацию и потенциал. Они есть — все остальное тоже придет. Необходимо настроить себя на то, что в первые месяцы, а то и годы работы вы должны проявлять поистине юношеский задор и желание быть полезным. Выкладываясь по полной, вы работаете над тем, чтобы стать ценным специалистом.
Третье. Вы должны понимать, что со старта вам много платить никто не будет. У меня был опыт общения с молодым специалистом, который окончил престижный вуз. Спрашиваем у него про знания, он без смущения отвечает: «Их нет, чему в институте могут научить?» Какие у вас зарплатные ожидания? Сразу оживляется, говорит: «Средняя по рынку!» Вот вам классический пример: человек знает, что как специалист не представляет собой пока ничего, но уже готов положить в карман зарплату, которую получают его коллеги с многолетним стажем.
Поэтому в первую очередь надо искать не работу с хорошей зарплатой, а вакансию, на которой вы получите хороший профессиональный опыт, позволяющий повысить свою стоимость на рынке труда как специалиста.
Давайте в заключение озвучим основную мысль еще раз: наличие высшего образования не гарантирует высокооплачиваемой работы и классной карьеры. Если это трудно понять, скажу немного проще: не надейтесь, халявы не будет! Неадекватные ожидания и, как следствие, неадекватные запросы сегодня вам ничего не дадут. Чтобы добиться успеха, придется работать много, долго и увлеченно. Скорее всего, первое время за небольшие деньги. И если по счастливому стечению обстоятельств вы уже работаете в компании, где вас обучают, развивают, в вас вкладывают, держитесь за свое место так крепко, как только можете.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by