Руководитель производства Анастасия Моховикова: девиз «Купляйце беларускае» — пустышка, пока магазины стремятся выкладывать на прилавки импорт

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Владислав Борисевич
29 августа 2016 в 8:00

Прислушавшись к уверениям, что перед белорусскими производителями будут распахнуты все двери, мы решили открыть свою линию по изготовлению садово-пляжной обуви — различных сланцев, резиновых сапог, зимних «дутиков» и т. д. В производство было инвестировано более ста тысяч долларов. Закупили станок для отлива, специальное оборудование для охлаждения, приобрели 20 тонн качественного сырья. Бизнес стартовал.

Читать на Onlíner

Мы произвели белорусский продукт, который совершенно обоснованно может конкурировать с российскими и европейскими аналогами, причем как по качеству, так и по цене. Наша обувь отливается не из простого ПВХ, который вы можете повсеместно увидеть в столичных гипермаркетах, а из экологически чистого, удобного в применении материала EVА (этиленвинилацетат). Такой же, например, используется при производстве известной марки обуви Crocs. Это чистой воды импортозамещение — то самое, о котором сегодня так много говорят. Каково же было наше удивление, когда, обратившись в большинство торговых сетей города, мы получили или отказ, или расплывчатые обещания поставить наш товар на реализацию «как-нибудь позже». Возможно, владельцы этих сетей, руководители этих предприятий не знают, что, продавая отечественные товары, они помогают в том числе и государству в столь нелегкое время? Или не хотят этого знать.

По большому счету нам и помогать-то не надо. Главное — пустите на прилавки, позвольте честно конкурировать с импортными производителями. Но именно здесь и возникла загвоздка. В большинстве белорусских магазинов нам сразу сказали: «Извините, но мы работаем с российскими производителями. Да, мы знаем, что их продукция худшего качества и, как правило, дороже. Но у нас давние партнерские отношения. Заключены договоры — ничего не поделать…»

Для ясности скажу, что некие белорусские фирмы выступили посредниками, они купили обувь в России и привезли ее в наши магазины. И каким-то образом им настолько удалось «сдружиться» и закрепить бизнес-отношения, что у руководства магазинов напрочь отпало желание искать более интересные варианты сотрудничества. Кто от этого выигрывает? Точно не рядовой потребитель. Покупая сланцы из России или Китая, вы платите не только магазину и производителю, но еще и посреднику, иногда не одному.

В качестве ремарки отмечу и еще одну, на мой взгляд, странную вещь: в то время как российскими товарами заполонены все прилавки страны, нам пробиться на российский рынок очень непросто. И не одним нам — об этом постоянно говорят многие отечественные производители. Мне кажется, такое положение дел походит скорее не на партнерские отношения, а на подавление и поглощение рынка. Возможно, я ошибаюсь.


Государство требовало от нас, производителей, качественный продукт и доступные цены. Мы это сделали. В ответ мы надеялись на поддержку, но ее не получили. Из всех торговых сетей Минска удалось договориться только с двумя, причем в одной, несмотря на то, что наша продукция разлетается как горячие пирожки, подумывают прекратить сотрудничество. В других же сетях все было еще жестче — нам просто говорили: «Жалуйтесь куда хотите, нам все равно». Примерно то же поначалу произошло и с крупнейшими магазинами Минска. Нам отказали также в одном из аквапарков, в санаториях и т. д. И везде, в каждом из этих заведений, уже был российский поставщик.

С того момента, как мы начали выпускать свою продукцию, прошло уже больше пяти месяцев. Все это время мы не просто боремся за место под солнцем, мы выживаем, обложенные со всех сторон конкурентами. Но конкуренция эта происходит в какой-то странной плоскости. Возникает ощущение, что нашему приходу на рынок мало кто рад, кроме потребителя, который заинтересован в разумной цене и хорошем качестве.

Признаюсь, ситуация начала потихоньку выравниваться благодаря тому, что мы оказались на удивление настойчивыми. После длительных переговоров нам навстречу пошел один из крупнейших торговых центров. Мы общались с руководством города, и нам пообещали поддержку… Но даже если эта история будет со счастливым концом, я уверена, что с подобными трудностями наверняка столкнутся многие другие молодые отечественные производители. Думаю, им стоит об этом знать. Наша история также будет интересна тем, кто придумал замечательный слоган «Купляйце беларускае». Слова должны быть подкреплены делом.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by