В последние годы мировой рынок электроавтомобилей развивается стремительно. Еще три-четыре года назад мы в Китае, читая про Tesla, осознавали, насколько она далека от нас. Сегодня электромобили (в том числе и Tesla) на наших улицах — совершенно привычное явление. Задумайтесь: только с января по сентябрь этого года в Китае было продано более 144 тыс. электрокаров. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост продаж составил 200%.
Читать на OnlínerЭлектромобили внедряются во все сферы нашей жизни. По улицам китайских городов ездят автобусы с электродвигателями, первые полицейские электромобили мы показали на международной выставке, которая проходила в Шанхае в 2012 году. У электрокаров есть целый ряд абсолютных преимуществ: отсутствие шума, экологичность, из технических характеристик — скорость разгона и динамика. Например, на одной из наших опытных моделей время разгона до 100 км/ч не превышает 4 секунд.
Конечно, электромобиль до сих пор остается достаточно дорогим в производстве. К примеру, если наша машина с бензиновым двигателем стоит менее $10 тыс., то ее аналог с электродвигателем вырастает в цене практически втрое. Но, несмотря на это, электрокары пользуются большой популярностью. В первую очередь потому, что сегодня в Китае существует госпрограмма, которая поощряет приобретение электромобиля и значительно снижает его стоимость. В зависимости от мощности электродвигателя новой машины государство готово субсидировать вам до $15 тыс. Кроме этого, электрокар не облагается налогом на покупку авто, а это ни много ни мало 10% от его стоимости.
Большой проблемой до сих пор остается и запас хода. Батареи продаваемых нами машин в настоящее время рассчитаны на 250—300 км хода, что не так уж и много. Но это лишь первый шаг. Мы уже сегодня владеем технологиями производства аккумуляторов, которые на первом этапе увеличат запас хода до 500 километров, а позже — до 1000. Думаю, что батареи такой емкости придут на рынок приблизительно через два-три года. При этом, несмотря на значительное увеличение емкости, стоимость новых аккумуляторов не сильно повысится.
Есть и другие пути решения этой проблемы. Сейчас мы распространяем в Китае новую стратегию обслуживания электромобилей и создаем сеть станций по замене батарей. Технология позволяет произвести замену аккумуляторов полностью автоматически и занимает это всего 3 минуты — не больше, чем обычная заправка бензином. У такого метода масса преимуществ: получается, что владелец авто не обязан покупать аккумулятор (самый дорогой агрегат в электромобиле), он его берет в аренду и постоянно меняет опустошенный на «заправленный». Следовательно, цена электрокара значительно уменьшается. До конца следующего года в регионе Чунцин мы построим более 20 станций замены аккумуляторов, а к 2020 году по всему Китаю их уже будет 500. Кстати, стоимость постройки такой станции фактически равна стоимости возведения обычной бензозаправки.
Мы развиваем и другие направления, позволяющие популяризовать электромобили. Например, вы можете арендовать электромобиль во многих гостиницах Китая, причем аренда стоит порядка полдоллара за 100 километров. Еще одно перспективное направление — экстренная интернет-служба по доставке заряженного аккумулятора прямо к машине.
Я уверен, технологии будут развиваться настолько быстро, что через 15—20 лет половина автомобилей во всем мире будут электрическими. И вполне вероятно, что такой тренд появится в Беларуси раньше, чем в России, во-первых, из-за близости к Европе, а во-вторых, потому что вы не добываете столько нефти, чтобы обеспечивать себя топливом.
Читайте также: