Навскидку каждый третий подросток не знает, куда поступать. И каждый первый родитель переживает об этом едва ли не больше самого школьника. Екатерина Бриль придумала робота-профориентолога сначала для детей-сирот, которые выбирали среди таких простых профессий, как продавец и швея. А через пару лет этот профориентационный тест вырос в полноценный сервис, доступный любому школьнику, потерявшемуся в выборе будущей профессии. Ради эксперимента мы прошли тест сами, а также подключили девятиклассницу, которая не знает, кем хочет стать.
Читать на OnlínerСам профориентационный робот представляет собой онлайн-бота в Telegram, который предлагает выполнить разные задания.
Мы решили пройти самую простую версию теста, которую можно найти на сайте проекта You Can. Для этого нужно зарегистрироваться: указать имя и фамилию, возраст, средний балл успеваемости и место учебы (в моем случае — место работы). Было интересно, выдаст ли мне тест какие-нибудь необычные варианты типа эколога или кибербезопасника, с чем журналистика явно не мэтчится.
Сам тест состоит из 30 вопросов. Выбрать нужно один вариант ответа из двух, долгий анализ не требуется: просто нажимаешь на то, что ближе, и все. Я прошла тест минут за пятнадцать. И, если честно, получила удовольствие. Сам процесс напомнил детскую игру, где картинки и игривый тон помогают расслабиться и отвлечься от рабочих дедлайнов.
Поначалу казалось, что тест слегка простоват: варианты настолько противоположные, что выбор был очевиден. Но чуть позже пошли вопросы с подвохом, например «Выращивать собак или разрабатывать модели техники?». Здесь я поняла, что не хочу ни первого ни второго. «Флористика или кровь под микроскопом в лаборатории?» — не хотелось выбирать ничего из этого списка, но пришлось искать ближайший по духу вариант.
Постепенно привыкаешь. Вопросы охватывают разные сферы: спорт, медицина, логистика, творчество, техника.
В конце тестирования пришлось отвечать на два нетипичных вопроса: перед глазами оказался внушительный список с вариантами ответов, из которых нужно было выбрать один.
Первый вопрос — «С каким объектом деятельности больше всего нравится работать?». У меня это, конечно же, люди.
И второй — «Какой функционал тебе ближе?». Здесь уже посложнее. Мне нравится и создавать тексты (моя работа), и делать что-то руками (творчество), а еще обучать (делиться своими знаниями) и управлять командами (тоже получается хорошо). Остановилась все-таки на творчестве.
По итогам эксперимента робот предложил две сферы.
Образование и педагогика — специалисты, которые учат людей. Среди профессий — воспитатель, дефектолог, игромастер, искусствовед, историк, педагог.
По ощущениям, работа с детьми — это точно не мое. Но идея доносить информацию и организовывать образовательные встречи — да, очень близко. Тут я увидела для себя направление, в котором можно расти, а не конкретную профессию. Уже хорошо.
И социальные технологии — работа с людьми и группами. Вот здесь уже все близко к реальной работе: журналист, копирайтер, психолог, юрист, переводчик, радиоведущий, HR, PR-специалист. Признаюсь, я даже удивилась: тест будто считал мое резюме.
Я журналист — совпало. Есть второе юридическое образование — тоже в списке. Психологию учила — есть такое. После тестирования я испытала приятное чувство, что нахожусь на своем месте. А если вдруг выгорю, то смогу уйти в юридическую сферу или психологию.
Больше всего в тесте мне понравилась игровая и небанальная форма подачи информации. Подросткам зайдет идеально. Для меня, взрослого человека, тест тоже оказался полезным: я увидела новые смежные направления, в которых можно развиваться.
После прохождения теста также можно открыть чат по каждой профессии, где реальный человек рассказывает, что это за работа, какие есть сложности и нюансы. Это удобно и полезно — видеть кейсы реальных специалистов.
Что ж, теперь давайте посмотрим, как справилась с заданиями 15-летняя Юля. Она учится в девятом классе и до сих пор не решила, кем хочет стать, когда вырастет.
— У меня все запутанно, боюсь выбрать не то. А вдруг я пойду туда, к чему душа не лежит, и просто потрачу время впустую?
Вопрос о будущем у Юли возник рано — классе во втором или третьем. Сначала хотелось работать в милиции, потом — учителем. Со временем в списке желаний появились профессии секретаря, архитектора и лингвиста. Какое-то время Юля также наблюдала за сестрой, которая отучилась на журфаке, и некоторое время думала про эту профессию. Родители подростку свое мнение не навязывают, сказали: «Сама решай, чего тебе хочется».
По словам Юли, профориентация в школе выглядит довольно просто: детей собирают в классе и просят ответить на несколько вопросов — про любимые предметы, оценки, кем хочется стать и в чем ты лучше всех. Но осознанный выбор сделать пока не получилось.
— Я точно знаю про себя, что не хочу идти в медицину. Я люблю творчество, но быть художником тоже не хочу, нужно что-то посерьезнее. Плюс у меня много страхов: а вдруг я выберу что-то, а потом с этим не справлюсь? А еще мне хотелось бы работать из дома — это было бы вообще супер.
Когда девочке позвонила мама и предложила пройти тест, который поможет с выбором профессии, вопросов не возникло: конечно да. До этого родители планировали отвести ее к платному профориентологу: времени «на подумать» остается не так уж и много.
В отличие от нас, Юля проходила расширенное тестирование — это восемь блоков заданий с вопросами (есть также открытые вопросы). Методики позволяют определить психотип человека, личностные особенности, ценностные ориентиры и то, откуда он берет энергию: из общения с людьми или уединенного творчества.
Помимо классических тестов, в роботе заложены три блока творческих заданий: это анализ собственных сильных сторон и ценностей и знаменитое упражнение «Пять жизней», где нужно представить себя в пяти альтернативных ролях. Эти ответы накладываются на результаты тестов в общей матрице, и только после этого формируется цельная картина, позволяющая понять, куда человеку лучше двигаться, а куда точно не стоит.
На выполнение всех заданий из расширенного теста девочке понадобилось несколько часов.
— Если не вдумываться долго, дело идет намного проще. Когда начинаешь перебирать варианты, уже ничего из предложенных ответов не нравится. Поэтому я старалась отвечать сразу. В задании с картинками, где нужно было выбрать одну профессию из двух, иногда было сложно определиться, ведь душа не лежала ни к одной из них. И я переживала, что это как-то исказит результат.
— Я очень удивилась, но ответы в тестах действительно все про меня. Даже сам процесс общения с роботом помог переосмыслить свои предпочтения и умения, получше узнать себя, — рассказывает Юля.
В итоге у девочки выявилась склонность к работе с информацией и людьми, также робот отметил ее артистичность. Задача бота — помочь определиться с профессией на стыке этих трех направлений.
И именно на этом этапе Юля неожиданно открыла для себя новые варианты, кем быть.
— Честно говоря, о половине профессий, которые выдал мне робот, я даже не слышала. Было очень интересно погуглить, изучить, отметить что-то для себя.
В списке профессий оказались UX-дизайнер, специалист по информационной безопасности, криминалист цифровых расследований, тьютор в онлайн-образовании, специалист по инклюзии и корпоративному благополучию, координатор соцпроектов, помощник архитектора, продюсер подкастов, технический писатель и еще несколько направлений для старта.
— Мне пока сложно остановиться на чем-то одном. К примеру, нравится профессия помощника архитектора — тем, что я там не лидер, не тот, кто руководит, а больше исполнитель. Я выполняю свою работу, неся за это ответственность, но не полную.
Сейчас главная задача Юли — взять паузу и определить топ-5 откликнувшихся профессий, после чего более углубленно изучить каждую из них: познакомиться с информацией в боте, почитать статьи в интернете, попробовать пройти какие-то курсы или даже стажировки по определенному направлению. За два года у Юли будет время сделать все это и принять осознанное решение, куда поступать дальше.
На вопрос, помог ли ей робот, девятиклассница отвечает просто:
— Я проходила много тестов по профессиям на разных сайтах. Даже стартовый, самый простой блок в роботе намного лучше. Здесь не было ненужной информации, все вопросы по делу. Единственное из пожеланий — не хватает блока с зарплатами: это тоже очень важно при выборе профессии, на мой взгляд.
Теперь расскажем немного о самом проекте. Это социальный стартап, который Екатерина Бриль начинала создавать еще пять лет назад, когда ей было 25. Она до сих пор совмещает это с основной занятостью: девушка работает в благотворительном фонде.
В 2018 году вместе с командой заинтересованных ребят Екатерина провела первый IT-лагерь для подростков-сирот. Это был эксперимент только для детей из Брестской области. Затем было еще два лагеря, в том числе республиканский.
В 2020 году случился момент, который изменил весь проект. Один из участников лагеря, Дима, сказал Екатерине: «Мне все нравится, что вы показываете, но я хочу быть агрономом. Только не тем, кто ездит на тракторе, а тем, кто работает с крутыми программами. Такое вообще существует?»
После этого Екатерина поняла: детям нужно рассказывать не только про робототехнику и IT, важно делать что-то большее.
— Так у меня и появилась идея создать профориентационный инструмент — робота (онлайн-бота), которым смогут воспользоваться все школьники. В идеале — каждый третий. Так я сформулировала для себя личную миссию, чтобы был смысл каждый день просыпаться, вставать с кровати и что-то делать.
Изначально профориентационный робот создавался только для детей-сирот, потому что именно эти ребята оказываются самыми уязвимыми при выборе профессии: у них нет семьи, где могли бы направить и что-то подсказать родители. Однако первые 200 детей, которые прошли тестирование, стали рассказывать об эксперименте своим одноклассникам и знакомым — и в бота стали стучаться другие школьники, для которых актуальна тема выбора будущей профессии.
— Методики, которые мы заложили в робота, не придуманы с нуля: все эти тесты в том или ином виде используются в мировой практике. Но обычно они дают результат только по одному направлению. Мне же психологи помогли объединить эти методики и адаптировать их под проект, чтобы результаты получались более уникальными для каждого человека, — рассказывает Екатерина.
На старте проекта ребята приглашали на тестирование и школьников, и взрослых, и студентов, которые уже знали, куда хотят поступать, и проверяли, насколько все совпадает. В итоге тесты дают 60—70% вероятности, говорит девушка.
— Когда мы проходим много тестов и у нас выпадают две сферы, поначалу они кажутся нам разноплановыми. Человек читает и говорит: «Ну, вот это вроде мое и это». Задача нашего проекта — помочь выбрать профессию именно на стыке этих двух сфер. Берется что-то из одной области, что-то — из другой, и именно это сочетание дает самый точный профессиональный вектор.
Девушка признается, что изначально робот по профориентации был придуман не для взрослых, но оказалось, что им тоже нужен такой сервис.
И со временем благотворительный проект было решено переориентировать в социальный бизнес. Для детей-сирот бот остался бесплатным, для остальных пользователей определили платные тарифы. Базовый (начальные тесты, которые позволяют определить две профессиональные сферы, — их проходила наша журналистка) стоит 85 рублей, расширенный (детальный разбор, восемь тестов с обратной связью профориентолога) — 350.
Для читателей Onlíner Екатерина открыла бесплатный доступ к проекту на ближайшую неделю. Всем, кто хочет пройти тест через робота, нужно зайти на сайт проекта и при регистрации сделать отметку «Onlíner».
Что касается команды, над роботом трудятся разработчики, дизайнеры, психологи и копирайтер.
— Стало очевидно: продвижение, создание материалов, работа команды — все это требует больших денег. В какой-то момент я не смогла бы одна проводить все консультации, — говорит Екатерина.
Она рассказывает, что история с первым разработчиком лично для нее обернулась ударом. Деньги на проект они тогда собрали на благотворительной платформе. Разработчик (бывший одногруппник Кати) получил больше $7 тыс. проектных средств и заявил, что весь код и материалы забирает себе.
— Причин такого предательства я так и не поняла. Через юристов вернуть материалы не удалось. Полгода я провела в состоянии депрессии, нужно было начинать все с нуля.
Чрез соцсети девушка нашла новых разработчиков — начинающую команду, которая готова была помочь социальному проекту практически бесплатно. На все про все потребовалось три месяца. Итоговая версия проекта You Can получилась даже лучше первоначальной — с четко выстроенной логикой и обновленной архитектурой сайта, без старых ошибок разработки.
Екатерина признается, что за время работы над проектом она вложила в него немало собственных денег. По приблизительным подсчетам, их хватило бы на покупку небольшой машины.
Девушка подчеркивает, что проект — это не замена школьной профориентации, а ее усиление.
— Пусть школьные психологи и дальше делают свою работу. Они же отлично знают каждого ребенка, видят его каждый день, понимают, как он ведет себя и что с ним происходит. Но они не могут знать все о профессиях, которые постоянно меняются. Наш проект закрывает именно этот пробел: дает огромную живую энциклопедию специальностей, которую психологи могут использовать как дополнительный инструмент.
Плюс ко всему не будет ни одного теста и ни одного человека, который скажет: «Иди вот сюда». Каждый сам несет ответственность за свой выбор, мы можем только показать варианты и дать их «потрогать».
В базе проекта около 600 профессий. Это не так много, как на многих порталах по профориентации. Екатерина объясняет, что они лишь задают направление.
— Знаете, это как собирать ожерелье. Важна не каждая отдельная бусинка, а прочная нитка — в нашем случае это базовое образование, на которое потом можно нанизывать десятки смежных направлений. Например, внутри маркетинга может быть 30 разных специализаций, и ребенку важно сначала понять основу, а потом собирать свое направление дальше.
Зарплат в проекте постарались не касаться, чтобы «на старте не подрезать ребятам крылья». Екатерина убеждена: хорошо зарабатывать можно в любой профессии, главное — выстроить правильную стратегию и двигаться к своим целям.
— После прохождения всех тестов школьник сам выбирает пять профессий из списка, которые ему по душе. Дальше мы организуем общий созвон, где смотрим вглубь этих профессий детально: подробнее изучаем плюсы и минусы, видим проходные баллы в университетах и оцениваем реальные возможности поступить. Также по запросу можем организовать экскурсию или стажировку, чтобы ребенок посмотрел на выбранную профессию изнутри, окунулся в нее. Так у школьника остаются одна-две профессии и понимание, куда двигаться дальше: какие предметы подтягивать, к каким баллам стремиться и куда поступать.
За пять лет через You Can прошло около 500 подростков.
— Это не так уж много, — признает Екатерина. Ее мечта — чтобы такие цифры были полугодовыми, а не пятилетними, поэтому она планирует открыть доступ к профориентационному проекту для каждого школьника страны — бесплатно, прямо в школе.
— Оставлять проект в столе я не могу. Он создавался для того, чтобы им пользовались. Его главная цель и была в том, чтобы вдохновленные и мотивированные подростки вырастали в людей, которые делают осознанный выбор и находятся на своем месте. Именно поэтому следующим шагом мы планируем открыть бесплатную версию бота для детей при поддержке школ и госструктур. Очень надеемся, что в скором времени сможем распространить проект по всем школам страны.
Александр Лапшов, психолог проекта, гештальт-терапевт, специалист по работе с подростками, рассказал, какие еще инструменты стоит попробовать подросткам перед поступлением и как реагировать на выбор ребенка, если внутренне родители не согласны.
— Профориентационные тесты — это хороший инструмент для того, чтобы подросток начал понимать свои интересы, сильные стороны и склонности. Но важно помнить: это не готовый рецепт для жизни, а всего лишь карта, которая показывает возможные направления. Выбор профессии — это процесс, который может меняться с опытом и со временем.
Кроме тестов, очень важен практический опыт. Кружки, стажировки, летние школы, волонтерские проекты — все это позволяет попробовать разные профессии на практике, увидеть, что действительно интересно, а что не твое. Иногда один день в мастерской или кампания в мини-проекте дают больше понимания, чем десятки тестов.
Наконец, важно разговаривать с подростком о ценностях и приоритетах. Почему эта профессия кажется ему привлекательной? Какие цели он ставит перед собой? Совместные обсуждения помогают подростку стать более уверенным в себе, а родителям — поддерживать, не контролируя выбор напрямую.
Если подросток уже определился с профессией, а родители внутренне с этим не согласны, не стоит паниковать или пытаться навязать свое мнение. Часто взрослым кажется, что выбор «незрелый», но для подростка это важный шаг к самостоятельности. В таких случаях лучше не критиковать, а задавать вопросы: «Что привлекает тебя в этой сфере?», «Какие навыки ты хочешь развивать?», «Как ты видишь себя через несколько лет?», «Что тебя пугает?». Все это помогает подростку осмыслить свой выбор и почувствовать поддержку.
И главное: доверяйте процессу. Подросток может менять решения, пробовать новое, ошибаться и снова пробовать. Это нормально. Задача родителей и педагогов — быть рядом, поддерживать и создавать пространство, где можно безопасно экспериментировать и учиться.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by