Новый вид экспертизы — судебно-криминологическая — появился в Беларуси. Ее готовы проводить в Научно-практическом центре проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры. Экспертизу будут назначать при коррупционных преступлениях, если есть предпосылки: нарушение закона могло быть связано с недостатками правовых норм.
Читать на OnlínerОб этом рассказывает информагентство БЕЛТА. В тексте цитируют директора НПЦ Игоря Мороза: он отмечает, что криминологическая экспертиза проектов нормативных правовых актов в Беларуси проводится. Исследованию подлежат указы главы государства, проекты законов, постановлений правительства, госорганов, подчиненных главе государства, Национального банка. Проекты постановлений и других нормативных правовых актов министерств, которые подчиняются Совету Министров, эту процедуру не проходят.
— В ходе новой — судебно-криминологической — экспертизы предлагается изучать те акты, которые не подлежат обязательной криминологической экспертизе. По крайней мере, в тех случаях, когда в ходе расследования преступлений коррупционной направленности у органа уголовного преследования возникают вопросы, связанные с проявлением криминогенного риска, — отмечает Игорь Мороз.
— На практике бывает, что законодательство предоставляет должностному лицу слишком широкие полномочия, которые создают условия для произвола, например, в процессе принятия решения. И это создает почву для совершения в первую очередь коррупционных преступлений. В некоторых случаях недостатки нормативного акта приводят к тому, что ту или иную норму можно трактовать по-разному, следовательно, обстоятельства совершения преступления сложно доказать. Порой разъяснения о применении законодательства и вовсе противоречат друг другу — в зависимости от выбранной трактовки действия конкретного должностного лица могут характеризоваться как правомерные или неправомерные, — поясняет БЕЛТА.
— Проводя новое исследование, эксперту нужно будет ответить на вопрос: создаются ли законодательством условия для совершения должностными лицами преступлений, в том числе коррупционные. По словам директора НПЦ, такой экспертизе будут подлежать любые документы на усмотрение органа, ведущего уголовный процесс: следствия, прокуратуры, суда.
Если говорить точнее, речь идет об отдельных нормах, с которыми связан риск совершения коррупционных правонарушений. Встречаются ситуации, когда та или иная норма используется должностным лицом в корыстных целях либо она сформулирована так, что ее применение может нарушить права и интересы отдельных граждан или государственный, общественный интерес.
Также в материале уточняется: если криминологическая экспертиза проектов нормативных актов — это превентивная мера, то судебно-криминологическая проводится в рамках уголовного дела, по факту конкретного преступления.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро