23 мая 1996 года белорусский военный летчик Владимир Карват увел свой горящий самолет от двух деревень — и разбился на клеверном поле неподалеку. За 14 секунд до трагедии ему дали приказ катапультироваться, но он не подчинился, чтобы спасти людей на земле. Карват стал первым Героем Беларуси — посмертно. В годовщину трагедии Onlíner вспоминает, как все произошло.
Читать на OnlínerВечером 23 мая 1996 года 37-летний подполковник Владимир Карват отправился на учебно-тренировочное задание на истребителе Су-27П. Летчик был опытным — более 1200 часов налета, самолет — совсем свежим: с выпуска в 1991 году налетал всего 123 часа.
Проблемы начались спустя 8 минут после взлета: стало падать давление в гидросистеме, которая отвечает за управление рулями, механизацией крыльев, стабилизатором, регулирует выпуск и уборку шасси. Карват сообщил о проблеме на базу, ему приказали возвращаться. Он развернул истребитель в сторону аэродрома.
Но через полминуты в кабине летчика стали появляться сообщения об отказах других систем истребителя. В самолете начался пожар.
«Подвела техника. Когда пожар развивается в отсеке двигателей, срабатывают сигнализаторы, и летчик их видит. А у него огонь появился в том отсеке самолета, где сигнализаторов нет. Начала перегорать система управления самолетом, и машина стала неадекватно себя вести. Что летчик испытывал в такой момент, никто не скажет, но это были огромные перегрузки», — позже рассказывал сослуживец Владимира Карвата, руководитель полетов Александр Мурычин.
«Пламя набирало силу, пожар распространялся все дальше. А летчик „тянул“, не подозревая, не догадываясь о пожаре, о том, что происходит за спиной: еще немного, еще чуть-чуть. Он знал, он верил: если что — РИта (речевой информатор) предупредит, а катапульта не подкачает... Но РИта обреченно молчал, не предупреждал: пламя давно „сожрало“ все провода...»
Высота — 600 метров, скорость — 440 километров в час.
«Внезапно самолет вздыбился, энергично, с левым креном рванулся вверх. Анализ записей „черного ящика“ покажет: электрожгуты управления перегорели, стабилизатор стал в положение, которое бросает машину ввысь».
Запись «черного ящика» подтвердила, что Карват действовал четко по инструкции: перешел на резервную систему управления и пытался вывести истребитель в горизонтальное положение.
«Самолет не подчинился. Он словно обезумел. Приближалась земля».
В этот момент многотонная машина находилась над деревнями Арабовщина и Большое Гатище Барановичского района Брестской области. У Карвата было 14 секунд, чтобы катапультироваться или увести самолет от жилых домов. Он выбрал второе.
«Положение летчика в кабине после столкновения с землей (левая рука на ручке управления двигателем и правая — на ручке управления самолетом) свидетельствует, что оставшиеся 14 секунд полета подполковник Карват, используя минимальные возможности воздействия на самолет, продолжал уводить его в сторону от деревни», — таковы были итоги расследования катастрофы.
«Он боролся с самолетом до конца. То, что удалось отвести самолет, — это чудо...» — считает летчик Александр Мурычин.
В 22:54 истребитель с вертикальной скоростью около 30 м/сек упал на клеверное поле между Арабовщиной и Большим Гатищем.
Местные, увидев падение самолета и пожар, бросились его тушить. Приехали пожарные. Огонь остановили — до кабины пилота он не дошел.
«Когда мы туда приехали, крылья лежали в одной стороне, носовая часть с кабиной — в канаве. И он... сидит в кабине. Как живой», — вспоминал сослуживец и друг Карвата Петр Трухан.
«24 тонны, 4 тонны топлива, если б он упал где-то в населенный пункт, там не один дом бы сгорел. Очень много было бы жертв, тем более уже ночное время было, все люди находились дома, последствия могли быть самые печальные», — рассказывал о подвиге своего коллеги летчик из Барановичей Александр Марфицкий в документальном фильме «Обыкновенный герой». Через 13 лет после Карвата он, к сожалению, сам разбился на авиашоу в Польше — и тоже на Су-27.
Владимир Карват родился в 1958 году в Бресте.
«Он был обычным мальчишкой с Граевки. Отличником не был, но зато хорошо играл в футбол. Тогда за соревнования давали талончики, которые можно было обменять на продукты и сладости. И он все эти талоны отдавал маме, чтобы она купила какие-то элементарные продукты. Он уже в школе был ответственным парнем», — рассказывала журналистам Елена Китленко, директор музея имени Карвата в брестской средней школе №8, которую он закончил.
Парень еще в детстве заинтересовался историей, часто бывал в Брестской крепости — и решил стать военным летчиком. Окончил Армавирское высшее военно-авиационное училище летчиков, служил на Дальнем Востоке, за 2 года до трагедии вернулся на родину, в Беларусь. Стал начальником воздушно-огневой и тактической подготовки 61-й авиабазы, которая базировалась в Барановичах.
Был женат на белоруске Нине, у них родились сын и дочь. На момент гибели отца им было 7 и 13 лет.
Похоронили Владимира Карвата в Бресте.
По официальному заключению комиссии, которая расследовала эту авиакатастрофу, причиной возникновения пожара стало возгорание гидросистемы из-за нарушения герметичности в результате коррозии. А та в свою очередь возникла из-за «недостаточной затяжки обжимной гайки на заводе-изготовителе».
Владимир Карват стал первым Героем Беларуси — посмертно. К награде его представили спустя примерно полгода, в том же 1996 году, — за то, что не допустил падения самолета на населенный пункт, чем спас множество человеческих жизней (так написано в наградном листе).
В деревне Арабовщина установили памятник — он выглядит как хвост военного истребителя, врезавшийся в землю. Это не оригинальная часть разбившегося самолета — деталь другого истребителя. В 2000 году в Бресте открыли бюст Карвата.
В честь Владимира Карвата сегодня названы улицы в Минске, Бресте и деревне Арабовщина, брестская школа №8, где он учился, а также музей, сквер и бульвар в Барановичах.
Читайте также: