Спецпроект

«Все хотят хорошо зарабатывать». Белоруса лишили золота в борьбе, а он стал строить крутую карьеру в MMA

Автор: Тарас Щирый. Фото: Анна Иванова
26 марта 2025 в 8:00

Спортивная карьера бойца-тяжеловеса Кирилла Грищенко полна неожиданных поворотов. В 2019 году он победил на Европейских играх в греко-римской борьбе, мечтал об Олимпиаде, но все планы уничтожила положительная допинг-проба. Сам Кирилл уверяет, что запрещенный препарат не принимал, его подсыпали, но это никак не повлияло на итоговое решение антидопингового комитета. Оставшись ни с чем, парень с нуля начал карьеру в смешанных единоборствах и за несколько лет превратился в крепкого бойца, который мечтает заполучить чемпионский титул в одной из самых популярных лиг — One Championship. В феврале Кирилл победил очередного соперника — итальянца Мауро Черилли — и постепенно двигается к своей цели. В нашем совместном с Betera проекте «Перспективные» Кирилл рассказал, как оказался в MMA, за что уважает Криштиану Роналду и сколько можно зарабатывать в единоборствах.

Читать на Onlíner

«Раза четыре пробил итальянцу по ноге — последний удар стал победным»

Начали мы с последних новостей — с победы Грищенко над Черилли.

— Черилли — опытный 42-летний боец, добротный нокаутер. Вся его сила — в его руках, — говорит Кирилл. — Как следствие, в первом раунде я пропустил один боковой удар и даже немного потерялся.

— Но в итоге все закончилось техническим нокаутом в вашу пользу.

— Да, мы отрабатывали этот лоу-кик (удар ногой) на тренировках, и у меня в Instagram даже есть видео об этом. Я, наверное, раза четыре Черилли по ноге попал, и последний удар стал победным. По условиям я теперь должен драться с сенегальцем Омаром Кане, но он ложится на операцию. Тогда мне сказали, что я выйду против Анатолия Малыхина (суперзвезда из России, одержал в One Championship 14 досрочных побед. — Прим. Onlíner), но тут уже мы отказались: одного месяца слишком мало на подготовку. Попросили перенести мой следующий бой на лето. Ждем ответа.

«Увлекался футболом, но переключился на борьбу»

— Давайте отмотаем историю назад — в ваше детство в Калинковичах. Когда вы увлеклись спортом?

— Наверное, лет с 7 я начал заниматься футболом в местной ДЮСШ. У меня неплохо получалось, я отходил месяца три, а потом наш тренер просто перестал появляться на тренировках. Наверное, мы еще на протяжении месяца приходили на стадион, ждали занятий, но его больше не видели. И в какой-то момент я с одноклассниками пошел в секцию греко-римской борьбы — зал находился в подвале соседнего дома.

Первые четыре года у меня не особо получалось: на соревнованиях всегда проигрывал в дебютных схватках. Однако класса с шестого начал побеждать в городских и областных чемпионатах, в одиннадцатом поступил в республиканское училище олимпийского резерва. Когда пришел на первую тренировку, меня поставили работать со старшими ребятами, и они так отдубасили меня об ковер, что я подумал: «Для чего я здесь?!» Но ничего, постепенно прибавлял и в конце учебного года впервые победил в республиканских соревнованиях по кадетам.

Тогда и понял: прогресс будет лишь в том случае, если тренируешься с сильнейшими. Можно постоянно бить слабых, но никакого развития не будет. Это моя философия, и я придерживаюсь ее по сей день.

С тех пор я начал выступать на международных соревнованиях, был серебряным призером юниорского чемпионата мира. Но во взрослой сборной все не так просто: там сформировался костяк, пробиться было непросто, и лидером сборной в своей весовой категории я стал только в 2019 году.

— К тому моменту вам было уже 28 лет — возраст опытного спортсмена.

— Да, но особенность тяжеловесов (особенно славян) в том, что они часто раскрываются к 30 годам и могут бороться до 40. Так что я вышел на пик только ближе к 30, почувствовал в себе, как говорится, мужицкую силу, обрел уверенность.

— В одном из интервью вы сказали, что еще до начала финального поединка Европейских игр — 2019 ощущали, что станете чемпионом. Не слишком самоуверенно?

— Все время, что готовился к турниру, я был максимально заряжен, вбивал в голову мысль: «Я выиграю! Я выиграю!» У меня не было ни капли сомнения в себе. Мой друг, борец Сергей Стародуб, даже говорил, что я излучал силу и уверенность в себе. При этом уровень соревнований был очень высокий. В турнире участвовали практически все сильнейшие европейские борцы греко-римского стиля. В схватке за выход в финал я одолел действующего чемпиона мира Сергея Семенова из России, а Якоб Каджая, с которым я встретился в финале, к тому моменту был серебряным призером первенства Европы. На Олимпиаду в Токио у меня были большие надежды.

— Но потом…

— Случилось то, что случилось. За месяц до Европейских игр я уверенно выиграл гран-при в Казахстане и буквально через пару дней приехал на сбор в Стайки. В день заезда я сдал допинг-тест, и он показал, что у меня все хорошо. Следующую пробу я сдал уже после Игр, и у меня обнаружили дегидрохлорметил-тестостерон (применяется для роста мышц. — Прим. Onlíner).

Но я никогда его не принимал. До того злосчастного теста у меня было более 40 чистых проб.

Как я узнал потом, чтобы это вещество полностью вышло из организма, должно пройти порядка 200 дней. Если исходить из этой логики, за месяц до Европейских игр я был чист, а потом незадолго до турнира резко начал принимать. Все тренеры и представители федерации верили, что я не употреблял, но факт остается фактом. Меня дисквалифицировали на четыре года, лишили золотой медали Европейских игр.

— Главный вопрос: как запрещенка оказалась в вашем организме?

— Думаю, кто-то подсыпал. У меня была большая двухлитровая бутылка с водой, которую я постоянно брал с собой на тренировки. После них мы обычно оставляли свои вещи в манеже, шли в душ, а потом возвращались за ними. И конечно, оставить так вещи без присмотра — это исключительно моя оплошность. Но я и предположить не мог, что подобное со мной случится. Думаю, это сделал кто-то из конкурентов. Для меня это стало настоящим шоком.

Сейчас я, возможно, в какой-то мере даже благодарен, что все случилось именно так. Я абсолютно рад тому, чем занимаюсь сейчас и какие цели ставлю перед собой. Но тогда мне было очень больно. Я долго переживал.

«После дисквалификации пошел работать в тренажерный зал»

— Чем занимались во время дисквалификации?

— Условия были жесткие. Меня отстранили на четыре года без права появляться в зале и тренироваться с командой. У меня была жена с маленькой дочкой, и я остался, грубо говоря, ни с чем. Нам даже не за что было дальше снимать квартиру, и пришлось на время переехать к родителям супруги.

Я не мог позволить себе плакать и грустить, поэтому решил устроиться фитнес-тренером.

Правда, у меня не было сертификатов о переподготовке, поэтому не все хотели меня брать. Но в итоге все-таки устроился. Как таковой ставки у меня не было. Если находил клиентов, работал с ними, если нет, сидел в зале как дежурный тренер и наблюдал за обстановкой. Так я проработал месяца два, а потом в один момент мне все это надоело. Амбиции же были, хотелось выступать.


Я тогда подписался в Instagram на тренера Константина Маханькова и в один прекрасный день связался с Константином Михайловичем и решил попробовать себя в MMA. Меня смущал лишь один вопрос: не поздно ли? Но тренер объяснил, что в ударных видах тяжеловесы раскрываются тоже позже остальных, и мы решили попробовать.

Близким идея не понравилась. Но я чувствовал: если не попробую, буду жалеть.

— А вы до этого грушу били?

— Нет. Я только UFC смотрел, не более того.

One Championship — промоутерская организация из Сингапура, проводящая бои в дисциплинах MMA, муай-тай и грэпплинг. Ориентирована на азиатский и американский рынок. По мнению некоторых экспертов, входит в пятерку сильнейших лиг мира по MMA.

— Между началом занятий и первым боем прошло совсем мало времени.

— Да, шесть или восемь месяцев. Первые три боя у меня были в Минске, и я вытаскивал их за счет своих борцовских скилов. А потом менеджер Чингиза Аллазова связался с Маханьковым и рассказал, что One Championship ищет для себя тяжеловеса. Как я понял, им нужно было «мясо». Организация тогда раскручивала Маркуса Алмейду, Омара Кане, и под них подбирали соперников. Нам предложили контракт — мы согласились.

— В самом начале своей карьеры в MMA вы получили право на титульный бой — против суперзвезды из России Анатолия Малыхина. Не рановато?

— Рановато. Но в 2022-м сложилась следующая ситуация. Малыхин набрал классную форму, и действующий обладатель пояса в тяжелом весе канадец Арджан Буллар постоянно отказывался от титульного боя. Малыхин постоянно шутил об этом, сравнивая Буллара с курицей, которая сидит на золотом яйце. А у меня тогда была хорошая серия из двух побед — над Омаром Кане и Дастином Джойнсоном. И после очередного отказа Арджана мне предложили бой за временный титул. Константин Михайлович был против, считал, что я еще не совсем готов для такого поединка, но моя история развивалась красиво, и я согласился. Почему бы и нет?

— Насколько на это решение повлиял гонорар? Как я понимаю, за победу давали $50 тыс.

— Нет, мой гонорар ниже: я тогда был практически никто в MMA. Сумма, которую вы озвучили, — это бонус. Но, конечно, заполучить его хотелось. Моя задача — не только быть чемпионом, но и обеспечивать свою семью. И если вам кто-то начнет рассказывать, что он прямо с самого детства мечтал о поясе MMA, на мой взгляд, это неправда.

Все в первую очередь хотят хорошо зарабатывать.

Однако это была авантюра. Малыхин нокаутировал меня во втором раунде. Я опустил руки, начал двигаться так, как не следовало, и пропустил встречный удар. Он не был сильным, я просто его не ожидал. Когда я упал, казалось, что могу продолжать, защищаться. Но, пересмотрев бой, понял, что судья — красавчик, по делу остановил поединок. Малыхин меня обездвижил — происходящее вокруг я видел, но тело не слушалось. Это был нокаут.

После поражения от Малыхина я точно не горевал. Стал еще злее и могу сказать, что в минус тот бой мне точно не пошел. К сожалению, следующий поединок я тоже проиграл — на этот раз Маркусу Алмейде из Бразилии.

— Судя по вашим рассказам, судьба постоянно подбрасывает испытания.

— Об этом вообще можно долго рассказывать! Мой первый бой в One Championship вообще не состоялся. Мы неделю просидели в Сингапуре и просто вернулись домой. Через две недели предложили новый бой — с Омаром Кане. Я вернулся и на второй день отравился. Кое-как восстановился, но похудел на 4 килограмма. Однако все закончилось хорошо — Рог Рога (прозвище Кане. — Прим. Onlíner) я победил. Хотя он до сих пор считает, что я якобы нанес ему решающий удар после гонга и поступил нечестно. Но это его мнение. Во-первых, правила разрешают драться до того момента, пока судья сам не остановит поединок, а во-вторых, он упал достаточно картинно. Я едва коснулся его подбородка.

— С 2022-го по июль 2024-го у вас не было боев. Куда пропали?

— Я тренировался, прибавлял в ударной технике и закрывал определенные пробелы. Параллельно я сам тренировал, зарабатывая этим деньги. Мы с командой бои просили, но не складывалось.

— MMA — это не просто спорт, но и настоящее шоу с трештоком, что подогревает интерес к бою. Я видел ваши попытки перед боем с Малыхиным, и показалось, что было сложно жестко разговаривать с оппонентами.

— Согласен, поначалу мне действительно было сложно участвовать в этом. Я сам по себе человек спокойный, привык больше делать, а не языком трепать. Тогда мне казалось, что можно многое сказать, а сделать мало. Но со временем я понял, что это интересно зрителям, полезно для твоей медийности, и по чуть-чуть можно подбрасывать дровишек в огонь.

Недавно у нас была стычка в Instagram с Кане, после которой он меня заблокировал. В момент, когда у меня не было поединков, Кане постоянно пытался вызвать на бой Малыхина. Ну, я ему и написал: мол, у тебя еще со мной нерешенный вопрос, давай устроим для тебя реванш. Но он, судя по всему, словил «звездняк» и написал, что я читер и недостоин с ним драться. Мы переписывались, обменивались фото, и, когда я сказал, что ему нужно дать «Оскар» за «красивую игру», он сразу меня заблокировал. Мы, кстати, пересекались с ним в прошлом году в Таиланде, во время соревнований. Я ему рукой махнул, а он улыбнулся и показал большим пальцем, что горло перережет.

Надеюсь, мы с Кане скоро встретимся. Я единственный, кто у него выиграл, и в его интересах показать, какой он непобедимый.

О заработках в One Championship

— Насколько это прибыльное дело — участие в One Championship?

— Я не знаю, что у бойцов прописано в контракте, но бонусы в $50 тыс. — это хорошее подспорье. Судя по тому, что Анатолий Малыхин покупает себе последние модели Gelandewagen, можно чувствовать себя уверенно. Думаю, если ты успешный и медийный спортсмен, то зарабатывать можно очень даже неплохо.

— В MMA вы стали зарабатывать больше в сравнении с тем, что было раньше?

— Да. Нужно учитывать, что у меня большая команда, и я должен платить проценты тренеру, менеджеру, временами другим ребятам, которые помогают мне готовиться. На самоокупаемость я пока не вышел, но стремлюсь к этому.

— А сколько стоит участие в одном поединке? В районе $5 тыс.?

— Около того.

— Из One Championship можно попасть в UFC?

— Можно. В современном мире многое зависит от связей и знакомств. Смог бы я туда попасть? Да, при должном стечении обстоятельств. Но я выступаю в One Championship и до завершения контракта параллельно вести какие-то переговоры не вижу смысла. Тем более в нашем промоушене этого не любят. Буду отрабатывать свой контракт до конца, а потом посмотрим.

— Насколько это энергозатратно — постоянно мотаться ради боев в Азию?

— Поединки преимущественно проходят в Таиланде, поэтому мы стараемся выезжать туда примерно за месяц до боя. Раньше ездили за пять дней, и это было тяжеловато. Организм показывал, что ты не в своей тарелке. Но мне повезло с тренером: Константин Михайлович всегда четко и грамотно подводит ко всем соревнованиям.

— Чем за это время удивили Сингапур и Таиланд?

— Сингапур — очень богатая страна, там огромное количество небоскребов, а Таиланд наряду с США и Россией — один из мировых центров единоборств. Эта страна дала большое количество топовых бойцов, там много хороших залов для подготовки, и туда приезжают тренироваться спортсмены из разных стран. Но если выбирать между ними, то Таиланд доступен по ценам и перелетам. Кроме того, туда теперь не нужно делать визу.

«MMA помогает обеспечивать семью»

— А курортный Таиланд со всеми специфическими предложениями прочувствовали?

— Естественно, в Таиланде все заточено под отдых, но я туда езжу с совершенно другими целями. Хотя скрывать не стану: мы несколько раз гуляли по тусовочной Бангла-роуд в Пхукете. Ты идешь, тебя выхватывают за руки из толпы и предлагают всякое. От этого становилось даже немного стремно. Но мы просто гуляли — хотелось увидеть тусовочные места вживую, не более того.

О дружбе и поддержке футболистов

— Недавно обнаружил вашу самую многочисленную группу поддержки — футбольный клуб «Торпедо-БЕЛАЗ» из Жодино. Как сдружились с командой?

— Я просто как-то за компанию с другом съездил на несколько матчей «Торпедо», и после этого появилась идея придумать какую-нибудь коллаборацию с футболистами, поддерживать друг друга, рассказывать об этом в соцсетях. Прежде я с ребятами знаком не был, но после одного из матчей зашел в раздевалку, и кто-то меня узнал. Было приятно.

— А вы знакомы с кем-то из футболистов «Торпедо»?

— Мне импонируют Алимардон Шукуров и Максим Скавыш. Правая нога у него очень крутая! Недавно жодинцы подписали бразильца Дантоса, малийца Камара, и состав сейчас просто топчик! Осталось увидеть, как им распорядится тренерский штаб. Команда серьезная, мне нравится, что парни всегда добавляют по ходу матчей. Бойцы.

— А вы неплохо разбираетесь в белорусском футболе.

— До рождения дочки я вообще не вылезал из футбольных телеграм-каналов, досконально знал трансферы, но потом немного успокоился. За кого болел? За «Реал» и Криштиану! Если Месси — это талант, то Криш — работяга, пахарь. Мне импонирует его отношение к делу.

— Зачем в 2024 году вы решили участвовать в чемпионате Беларуси по боксу? Не хватало практики?

— Да, у меня было два года простоя, и Маханьков предложил поучаствовать ради боевой практики. Мне понравилось. На Кубке Беларуси я приспосабливался, потерпел поражение, а вот в чемпионате одержал победу по очкам [над Денисом Мацулевым].

— При всем уважении: немного странно, когда боец MMA побеждает в непрофильном для него соревновании тех, для кого это основное дело. В нашем боксе все так плохо?

— Не сказал бы. Это больше проблема весовой категории. В нашей стране практически нет тяжеловесов, поэтому и провели всего лишь один бой — за победу. Может, где-то кто-то подрастает, но на тот момент было всего пару человек.

— Может, теперь параллельно будете и в боксе выступать?

— Нет. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Так что остановлюсь на MMA.

— В начале разговора вы обронили фразу о допинге: дескать, здорово, что все так сложилось. Вы действительно рады тому, как изменилась ваша жизнь?

— Греко-римская борьба — это, конечно, хорошо, но смешанные единоборства позволяют больше заработать и обеспечивать семью. Сейчас это более перспективный спорт, он на подъеме и во многом превосходит борьбу. Так что я действительно ни капли не жалею о том, как поменялась моя жизнь.

Читайте также:


Партнер проекта — Betera

Betera — Высшая лига набирает обороты! Не успел отшуметь первый тур футбольного чемпионата, а на днях уже стартует следующий. Испытайте себя и болейте за любимые белорусские клубы вместе с Betera. Кстати, всех новичков по ссылке ждет приветственный бонус — 85 рублей на ставки!

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Статускво», УНП 101011505.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by