Встретить Новый год в кругу семьи, со знакомыми блюдами, под знакомую музыку, со знакомыми фильмами на фоне — что может быть лучше? Ну, не знаю… Например, встретить его в кругу британца, венесуэлки и нигерийца, поедая на свой страх и риск что угодно, что они принесут с собой, и слушая новогодние истории, которые никогда не произойдут с тобой в Беларуси. Вот это уже повеселее. Мы взяли троих замечательных белорусов-иностранцев, их традиционную еду и истории и отпраздновали самый интернациональный Новый год в нашей жизни. Вместе с Betera рассказываем, как это было.
Читать на Onlíner— Чувак, я приготовил, конечно, но у меня большая проблема с моими fish and chips… Я потом все расскажу, перед камерой — так смешнее будет, — говорит Уилл, заходя в нашу теплую студию.
Нет, тот самый салатовый британец из TikTok так и не надел штаны, хотя за его здоровье переживал весь Минск. Сейчас на нем те же знакомые всем салатовые шорты и майка. В них Уилл провел в Беларуси полгода: пережил белорусское лето, болел за сборную Англии на стадионе «Динамо», объездил десятки белорусских городов, открыл сотни банок сгущенки и сделал тысячи фоток с фанатами. Ну, вернее, не прям-таки в них: вообще, у британца три абсолютно одинаковых комплекта. Иногда кажется, что он персонаж из мультика, ей-богу.
Кстати, прямо сейчас Уилл уже в Лондоне, так что получается, что сегодня в Беларуси выйдет его последнее интервью. Или все же нет?
— Приве-е-ет! Я же не опоздала?
Прибыла самая белорусская из всех венесуэлок — Кайла. Произошли традиционные латиноамериканские обнимашки: там принято здороваться только так. С Кайлой мы познакомились этим летом, а ее историю можно почитать здесь. Если коротко, девушка влюбилась в белоруса, переехала в Минск, выучила русский и стала успешным блогером и телеведущей. Думаю, в каком-то из латиноамериканских сериалов точно был похожий сюжет. Личный же сериал Кайлы успешно длится уже восемь лет, и за это время она успела стать белоруской больше, чем многие из нас. Вот вы все были в Дукоре или в Глубоком? И я нет. А Кайла была. Позор на наши славянские головы.
— У меня венесуэльский пунш! Но без рома, простите: съемки же.
— А у нас для тебя селедка под шубой — мы помним, что ты ее любишь!
— Ой, спасибо, просто обожаю, съем все! Я даже когда в Венесуэлу привожу селедку и делаю этот салат, он разлетается за пару минут. У нас же такого нет.
— Привет, я Энди! Очень приятно!
А вот этого парня я вижу впервые, но сразу видно, что он на стиле. По крайней мере по классным дредам и красной повязке. Энди — большой и добродушный нигериец, который живет в Беларуси уже 10 лет. Снимается в блогах, подрабатывает моделью, но главное — преподает английский язык. Причем акцент у него именно идеально британский: когда Энди и Уилл познакомились и начали лепетать на своем, мы с Кайлой переглянулись и пожали плечами. А потом я вспомнил, что Нигерия — британская колония, и все встало на свои места.
— Ну вот да, все хорошее, что они принесли к нам, — это язык и религия. Но, слава богу, их кухня у нас не прижилась, — смеется Энди.
Ребята вроде подружились и шутят друг над другом, но на всякий случай Кайлу я посажу между ними. В нашей студии все готово к встрече Нового года: даже елку нарядили и ковер повесили. Блюда от ребят тоже готовы.
Поехали.
За окном началась метель. Да, после съемок, вероятно, все уже сто раз растаяло, но в моменте было похоже на настоящую зиму.
— А вы помните свой первый снег? Вы его в Беларуси впервые увидели?
— У нас снег только в Андах бывает, и впервые я увидела его в Беларуси, да. Я помню, как была в самолете, хотела увидеть снег очень, ждала. А потом увидела — ну и нормально как-то, не страшно совсем. Я быстро привыкла, — вспоминает Кайла.
— А у меня была главная задача — попробовать его на вкус, положить на язык. Я представлял, что будет, как будто из морозильника наскребли. В принципе, так и вышло. Кайф! — добавляет Энди.
У Уилла же дома снег выпадает примерно раз в три года. Не часто, но с учетом темпов изменения погоды, скоро и у нас будет так же.
— Вы все много путешествовали по Беларуси. Есть ли у нас место, которое напоминает о доме сильнее всего?
— Да, Ельня! Ваши болота выглядят как наши равнины в Венесуэле! Я не шучу: я почувствовала себя как дома. Разве что нет анаконд и аллигаторов: у нас же совсем рядом Амазония, — восхищенно рассказывает Кайла.
Под камерами «проплывает» лысая голова нашего оператора Ромы. Все смеются и называют его «нашей анакондой». Энди очень пытается вспомнить такое же место.
— Вообще, тут все абсолютно по-другому. Мне сложно вспомнить, потому что-то я приехал к вам, считай, еще ребенком. Я даже наш традиционный язык забыл, прикинь: у меня во снах мама ругается на меня на русском. Наверное, о доме напоминает ваша летняя жара. Иногда мне кажется, что кто-то забыл выключить обогреватель. Серьезно! А я ведь африканец, между прочим.
Уилл тоже растерянно пожимает плечами:
— Наверное, центр Минска со старыми зданиями напоминает Лондон. Панельные дома у «Монетки» на Комаровке похожи на наши blocks. А вообще, я же в деревне вырос, на самом деле. Но наша деревня очень отличается от вашей. В моей деревне есть гараж Ferrari, три паба, цветущая сакура, и у нас снимал свой самый популярный клип рэпер Lil Peep.
— Ну да, типичная деревня моего детства. Только у моей бабушки Lamborghini, а не Ferrari, а так…
Для аутентичности празднования я попросил ребят принести на наш новогодний стол что-нибудь из их традиционных блюд. Вначале мы отправимся в Британию. Какая там плохая кухня, обсуждают, кажется, по всему миру.
— А я и не собираюсь спорить, мы ужасно готовим. Смотри, что у меня получилось.
Уилл ставит на стол fish and chips собственного приготовления. Так, ну, выглядит съедобно. Если вспоминать ролики парня с готовкой, а также неповторимый поварской стиль вроде «Так, оказалось, у меня нет сметаны — я добавил зефир», кажется, что в этот раз пронесло. Но есть нюансы…
— Короче говоря, признаюсь: вот эта картошка сверху — это из «Мака». Моя снизу, и вам ее в целях безопасности лучше не пробовать. И еще моментик: я сейчас уже пару недель без своих специальных линз и ни черта не вижу, поэтому вместо fish я случайно взял курицу. Я понял это, только когда попробовал. Во-о-от…
Мы с ребятами заливаемся смехом.
— Ну хотя бы что-то у тебя пошло по плану?
— Да, гороховое пюре вышло отличное! Я хорошенько «навалял» этому гороху! Вот это можете смело пробовать.
Взяли «уиллки» — пробуем. На самом деле, очень неплохо, Кайла хвалит. Но тут во многом из-за того, что по цвету пюре напоминает гуакамоле и подходит под наряд Уилла.
— Давай поговорим о ваших традициях, Уилл. Я нашел в интернете самые странные и необычные из них, а ты расскажешь, правда это или нет. Вот, например, ты знал, что в Лондоне ежегодно проходит самый большой новогодний парад в мире?
— Оу… Нет, никогда не слышал. Но… горжусь! — слегка смущенно выдает наш британский друг.
— А про то, что циферблат Биг-Бена каждое 31 декабря накрывают огромным одеялом и срывают только в полночь под бой курантов?
— Не-а. Впервые слышу, sorry…
Да уж, вспоминаются те самые моменты, когда к тебе в гости в Минск приезжают друзья из провинции и восхищенно спрашивают: «Ну что, куда пойдем?» А ты можешь выдать только: «Ну… В „Мак“?»
— На самом деле, тут вот в чем загвоздка: именно Новый год у нас не то чтобы большой праздник. Это скорее как… оправдание продолжать выпивать после Рождества. А нам, британцам, особых поводов и не нужно. Поэтому часто на Новый год мы просто ходим с друзьями в паб.
— Давай тогда поговорим про них. Говорят, что британские пабы — это совсем не то, что наши бары. Это больше уютное, семейное место, где далеко не только пьют пиво.
— О да, это правда! В британский паб можно прийти всей семьей, провести там несколько часов, есть, разговаривать — это правда больше про уют и безопасность, да. В Беларуси прям-таки настоящего паба я так и не нашел.
Ура! Хоть где-то я попал.
За информацией о традициях мы решили обратиться к старшему поколению семьи Эггертонов — звоним папе Уилла. Происходит следующий милейший диалог:
— Привет, пап! Можешь вспомнить какие-нибудь британские новогодние традиции? Мне что-то ничего не приходит в голову.
— Ох… Наверное, сейчас особо ничего и нет. Раньше считалось, что, если принести людям в дом немного угля или бревен, это обещало удачу и тепло в доме на весь следующий год. Еще есть забавный шотландский новогодний танец — Hogmanay. Но в основном из чисто британских традиций осталось просто дофига пить, так что…
— Ха-ха, спасибо, пап. Можешь передать поздравление всем белорусам?
— Прямо сейчас? Э-э-эм. Окей, вы готовы? Счастливого вам Нового года. Надеюсь, он принесет вам все, что вы желаете. Удачи в 2025-м! Вот и все.
Эггертон-старший великолепен.
А Уилл напоследок рассказал историю о том, как жал руку королю Великобритании и болтал с ним о погоде, когда был бойскаутом. Мои глаза лезут на лоб, и я жму ту самую руку. Теперь эффект короля нивелирован.
Энди ставит на стол большую тарелку с рисом и курицей в томатно-папричном соусе по рецепту его семьи. Я пытаюсь выделываться с информацией о том, что читал про знаменитый нигерийский «рождественский рис» и что он в стране Энди так же популярен, как у нас оливье. Но нет, мимо.
— Не-е-е, это просто рис с курицей. Это считается праздничной едой — настолько праздничной, что, если ребенок болеет, дайте ему курицу, и все будет хорошо.
— Антибиотики — отстой, курица — топ!
— Ха-ха, ну нет. Но это блюдо правда едят на всех застольях — от свадьбы и Нового года до похорон. И его приготовил точно я, от начала и до конца!
Пробуем. Это очень вкусно, в меру остро — всем понравилось. Уилл сказал, что «язык щекочет», но как надо. Кайла вообще поставила остроте 1 из 10. Так что не пугайтесь того, что соус выглядит настолько красным, он безобидный.
Начинаем ту же игру «Мне тут Google нашептал про твою страну…».
— Правда, что в Нигерии не обязательно дарить подарки?
— Да, это правда, тут ты попал. Можно прийти на свадьбу, просто поесть и ничего не подарить — у нас это считается нормальным.
— Класс, хоть одно попадание! А что у вас на службу в церковь все ходят одетые как на модные показы? Натыкался на блог белоруски, которая пришла в нигерийскую церковь в худи и испытала культурный шок: все девушки вокруг были в платьях и на каблуках.
— Да, и это правда! Ну, знаешь, как в любой африканской тусовке: мы любим повыделываться, честно говоря. В церковь на самом деле все приходят при полном параде, чтобы показать, какие все крутые — ну, отчасти.
Честность Энди и самоирония очень подкупают. Наверное, это один из самых добрых парней, что я встречал за последнее время. И так же открыт и по-доброму ироничен он по отношению к своей культуре. Например, его самого даже немного смешит, что, будучи из христианской страны, настоящую елку он увидел только в Беларуси.
— Да, у нас всегда наряжают искусственные. А ты думал что, пальмы?
— Нет, просто увидел фото главной елки Нигерии в Лагосе, и она почему-то бело-золотая…
— Ну так откуда нам там знать, как выглядит оригинальная!
Все смеются и едят курицу, нам уютно и весело. Энди рассказывает, как классно жить на берегу океана и как местные делают пальмовое вино: буквально из каждой пальмы можно добыть забродивший пальмовый сок, его с удовольствием пьют все нигерийцы и даже продают на экспорт. А еще — про новогодние карнавалы, в которых могут участвовать только мужчины.
— Помню, что на Новый год детей развлекали мужчины в больших традиционных масках. Играли в догонялки (вот поэтому мы все хорошо бегаем), делали сальто, прыгали через костер. Иногда могли легонечко ударить плеткой, если не успел убежать. Что вы на меня так смотрите? Я всегда успевал!
Настала очередь Кайлы — и на столе появилась красивая бутылочка с бантиком. Правда, наполнения осталось уже ровно на полбутылочки: тут помог участник из Нигерии. Безалкогольный пунш «Пончо да кремо» оказался вкусным, как жидкая конфета. И его было просто невозможно перестать пить. Энди и не переставал.
— Вот этот напиток у нас пьют на праздники. Когда в нем есть ром, он немного похож на Baileys. А еще в Новый год мы готовим айяку — это такие венесуэльские голубцы в кукурузной лепешке, обернутые и сваренные в банановом листе.
Это блюдо делается очень долго и сложно, поэтому чаще всего мы готовим всей семьей за одним столом и слушаем традиционную новогоднюю музыку — гайтас. Ее слушают только в декабре.
Кайла включает трек с телефона, мы начинаем пританцовывать прямо на местах — вот как латиноамериканцы это делают?
— А правда, что у вас на Новый год принято дарить друг другу разноцветное нижнее белье?
— Да! Желтые трусы, например, к богатству, красные — к любви в новом году. А еще попробуйте угадать: зачем нам виноград на новогоднем столе?
Сначала мы с ребятами остановились на конкретном мужском варианте — «чтобы его жрать», но потом все же включили фантазию.
— Под бой курантов вместо записки в шампанское бросать, да?
— Правильно! Ровно 12 ягодок, под каждый из месяцев. И по одному желанию на каждое. Хочу машину — ам, хочу новую работу — ам и так далее. По-моему, это безопаснее, чем жечь записку и топить в шампанском. Я так однажды на Новый год в Беларуси случайно подожгла подруге волосы. Был кошмар, у меня аж истерика началась: я не плакала, не кричала, но не могла остановиться смеяться. Такое со мной случилось впервые.
Но, как оказалось, самая рабочая латиноамериканская традиция, которую Кайла соблюдала каждый Новый год всю жизнь и которая в итоге сбылась, звучит следующим образом:
— Если хотите много путешествовать, вам нужно в полночь обойти свой дом с чемоданом, паспортом и деньгами в кармане. Я так делала сколько себя помню, и посмотрите, где я живу сейчас! Причем я жила на большой ферме и обходила не просто дом, а всю территорию — по темноте, с фонариком. Хорошо хоть змеи не покусали. У меня от этого корова умерла, кстати.
Что ж, это, пожалуй, аргумент даже для тех, кто не верит в эзотерику. Возможно, еще парочку кружков вокруг фермы, и Кайла жила бы в каком-нибудь Сингапуре. Но мы благодарны судьбе, что она приземлилась именно у нас.
— А еще сразу после Нового года у нас начинается подготовка к февральскому карнавалу. Все, уже в январе по радио играют карнавальные песни, люди готовят костюмы — и снова все веселятся. Правда, там есть традиция, которая мне не нравится: кто угодно на карнавале может бросить в тебя шариком с водой! А некоторые нехорошие люди их даже замораживают. Мне однажды зарядили так, что синяк на лице остался!
На этом моменте Кайлу захотелось обнять и пожалеть.
Итак, в Каракасе Новый год можно встретить на пляже с ромом и фонариками. В Лагосе — убегая от парня в огромной маске и с пальмовым вином в руках. В Лондоне — с угольком в кармане. А мы с ребятами сейчас сидим в студии в Минске и за обе щеки уплетаем родную селедку под шубой.
Получилось душевно.
В качестве финальной точки мы дали Энди гитару и зажгли бенгальские огни.
— Jingle bells, jingle bells…
Забавно, что даже этот рождественский гимн Энди поет с оттяжечкой, на манер регги. Выходит стильно и атмосферно. Кайла ест виноград и загадывает желания. Уилл рассказывает, что еще вспомнил, как вместо молока его папа наливает Санта-Клаусу немного хереса. Я шучу, что после этого ему определенно нельзя управлять оленями.
Это точно моя необычнейшая новогодняя компания. В голову приходит самая известная новогодняя примета: как Новый год встретишь, так его и проведешь. Что ж, я не против, если сбудется.
Того же мы желаем и вам, присоединяясь к папе Уилла: проведите эту ночь как надо и будьте счастливы все следующие 12 месяцев. И не забывайте проглотить по виноградинке с желанием на каждый из них.
С Новым годом!
Новый год — самое время, чтобы заглянуть в магазин… магазин бонусов Betera! С 17 декабря по 15 января за выполнение специальных заданий ты сможешь получать баллы, а после — обменивать их на реальные бонусы, которые тебе по душе.
Участвуй в новогодних активностях, делай ставки, открывай мир мини-игр.
Наслаждайся игрой на высшем уровне с Betera!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by