Десять лет назад отец Янины Козловой спас в деревне 21 собаку: три — взрослые, остальные — щенки. От животных, по словам девушки, хотели избавиться местные жители. Собак поселили на частной территории — так и появился семейный приют «Томас». Сейчас здесь постоянно живут 80 собак и 13 котов. Долгие годы семья их кормила и лечила за свой счет. Теперь денег не хватает на самое банальное — еду для животных. Каждый месяц на корм собакам нужно 4200 рублей. Без помощи, говорит девушка, есть риск, что десятки собак будут голодать.
Читать на Onlíner— Большинство псов, которых спас отец еще в 2014 году, удалось пристроить. Но на этом история не закончилась: иногда собак нам подбрасывали, кто-то прибивался сам — поэтому питомцы были всегда. Целенаправленно никто из нашей семьи не ходил и не собирал животных.
В ноябре приюту исполнилось 10 лет: несколько лет назад мы подробно рассказывали историю «Томаса» и Янины. Если кратко: девушка переехала к родителям в Гомельскую область из Минска. Планировалось, что это временная командировка, но в итоге Янина так и осталась жить в деревне. Бездомных животных здесь всегда было много.
— Сперва собак мы только кормили, но постепенно набирались опыта и по части ухода, — рассказывает Янина. — Были случаи, когда к нами попадали пострадавшие на дорогах животные. Как-то папа ехал возле речки и увидел три мешка, внутри которого кто-то шевелился. В одном была собака — она пыталась прогрызть мешок, в остальных двух — щенки разного возраста. Понятно, что они от разных матерей. Мимо, конечно, не пройдешь — животных мы забрали. Пару щенков удалось пристроить, остальные — более дикие, поэтому остались жить в приюте.
Долгие годы приют полностью содержала семья Янины: питание, проживание, обустройство вольеров, лечение — список необходимого длинный, и он никогда не заканчивается. В приюте есть строгое правило — всех постояльцев обязательно стерилизуют, а это тоже делается за свой счет. Учитывая, что в деревне ветеринаров нет, собак приходится возить в город — это значительно увеличивает расходы.
У семьи Янины есть бизнес, который позволял закрывать все потребности животных. Однако в последнее время доходы значительно упали.
— У нас никогда не было мысли, что нам кто-то должен: решение забрать очередное животное — наше, как и ответственность за него. С апреля я ввела «День поддержки», когда нас могут поддержать подписчики из Instagram покупкой корма или переводом денег. Все шло на корм, только дважды пришлось просить дополнительной помощи — двум собакам нужна была операция, а это тысячи рублей. При этом я не люблю писать посты в духе: «Смотрите, один щенок умер, на подходе еще два — нам нужны деньги!», стараюсь больше рассказывать о позитивном. У нас столько замечательных собак, не понимаю, как они еще не нашли дом?
Помимо собак, в «Томасе» постоянно живут еще и 13 кошек. С кормом для них получается справиться без помощи.
А вот найти деньги на 60 мешков корма для собак стало сложно: в месяц на это нужно 4200 рублей. Это минимум, уверяет девушка.
— Собакам я покупаю корм «Дарлинг»: каждый день нам нужно 2 мешка по 15 килограмм. Максимальной помощи, которую удавалось собрать, хватило на закупку 15 мешков, остальное докупали самостоятельно. Но из-за сложностей с бизнесом какое-то время у меня не будет возможности этого делать. Мне страшно, ведь я одна, а каждый день мне нужно кормить 80 собак.
Кто-то советовал Янине выпустить собак: мол, пусть идут и сами ищут себе еду и новый дом. На это девушка с улыбкой отвечает: даже если так сделать, животные все равно никуда не уйдут.
— Бывало, что собаки сбегали из вольеров или выгульника, который мы специально построили с братом. Но такого, чтобы кто-то убегал с нашей территории, нет. Это касается даже диковатых собак. За все годы существования «Томаса» ни разу собака не убегала и не терялась.
За 10 лет через приют прошли сотни собак. Некоторых удалось пристроить, кто-то из питомцев даже уехал за границу. Но в последние годы с пристройством, говорит Янина, стало в разы сложнее. За последнее время хозяев удалось найти только трем собакам.
Многие собаки, уверена девушка, останутся в приюте навсегда: это касается пожилых животных, а еще с особенностями здоровья или характера. Один из тех, кто прописан бессрочно (даже считается «директором приюта» и определен жить в отдельном домике), — Байкал, который живет в «Томасе» уже 6 лет. Когда-то у пса был хозяин (местный житель с привычкой выпивать), но собака была на самовыгуле. Однажды пса сбила машина — несколько дней он пролежал на обочине, пока его не спасла Янина.
Дом Байкалу не ищут, но среди 80 собак есть те, кто может стать другом.
— Больше в приют я никого не забираю: глупо брать кого-то нового, когда едва справляешься с нынешним количеством животных. Безусловно, собак жалко, и если я увижу на дороге сбитое и травмированное животное, то не смогу пройти мимо и хотя бы окажу помощь. Но сейчас помощь нужна нам самим — надеюсь, что у нас получится обеспечить едой собак на ближайшие месяцы, пока ситуация не стабилизируется.
Если вы хотите поддержать 80 питомцев приюта «Томас», то всю информацию можно найти здесь. Также вы можете написать в личные сообщения в инстаграм-аккаунте приюта.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро