РНПЦ онкологии и медицинской радиологии — одно из крупнейших медицинских учреждений в стране, где работают около двух тысяч человек. Вчера на мероприятии для журналистов медики рассказали, как сейчас лечат рак и какой тип онкологических болезней чаще всего встречается у белорусов, где узнать о генетической предрасположенности и как проходит лечение на единственном в стране гамма-терапевтическом аппарате.
Читать на OnlínerЗа последние 20 лет в Беларуси отмечался рост заболеваемости раком. Снижение было в 2020-м, но все дело в ковиде — онкологию в тот период по всему миру выявляли реже.
— Постепенно мы приближаемся к 60 тысячам пациентов, которые выявляются ежегодно. Это достаточно много и говорит о том, что ранняя диагностика в нашей стране на достаточно высоком уровне, — отметил директор центра Сергей Поляков.
Несмотря на рост новых случаев рака, показатель смертности практически не меняется.
Что касается наиболее «популярных» типов рака среди белорусов, то статистика выглядит так. У мужчин чаще всего выявляют рак предстательной железы, у женщин — молочной железы (в большинстве случаев это пациентки старше 49 лет). По словам спикера, и здесь отражается общемировая тенденция. Если же говорить о типе рака, который часто встречается у обоих полов, то «лидером» будет колоректальный рак.
— Основной профилактикой колоректального рака является выполнение колоноскопии (исследование поверхности кишечника. — Прим. Onlíner). Если обнаружены полипы, то удаление позволяет в практически 100% случаев избежать их перерождения в злокачественные опухоли. Если же ничего не находят, то следующую колоноскопию можно делать через 10 лет. Да, это не самая приятная процедура, поэтому мы рекомендуем ее выполнять под наркозом.
Протоколы стандартны и работают одинаково для всей страны. Алгоритмы лечения злокачественных образований публикуются постановлением Минздрава и находятся в свободном доступе, рассказали журналистам на встрече. Поэтому если у пациента есть вопросы по стандарту оказываемой помощи, то можно обратиться к этому документу.
В большинстве случаев пациенты со злокачественными новообразованиями получают помощь в профильных медучреждениях. Также есть клиники, где находятся профильные кафедры: здесь могут оказать хирургическую (в том числе экстренную) помощь. Но в любом случае контролируются пациенты в онкологических учреждениях. Если в течение первых трех лет нет рецидива, то дальше наблюдение передается в общеклиническую сеть.
— Самое главное — все пациенты находятся в нашем канцер-регистре, который был создан еще в 70-е годы и является уникальным в мире. У нас есть информация обо всех онкологических пациентах, мы знаем результаты нашего лечения и можем их анализировать. Также отслеживаем показатель выживаемости и судьбу всех пациентов.
В прошлом году белорусские медики провели порядка 87 тысяч хирургических вмешательств. В стационаре РНПЦ ежегодно выполняют около 10 тысяч операций — эта цифра постепенно увеличивается.
Ряд операций делают лапароскопически (или малоинвазивно). Например, так проводят около 80% онкогинекологических вмешательств. Благодаря такому подходу пациент может быстрее вернуться к привычной жизни. Так, после некоторых операций в гинекологии отпускают домой уже на вторые сутки, урологии — через двое-трое суток.
И несколько слов о химиотерапии. По словам директора центра, сейчас более половины используемых препаратов — белорусского производства.
— Это дженерики хорошего качества, после клинических испытаний. Мы со стопроцентной уверенностью доверяем лекарственным средствам, которые выпускаются в нашей стране. Они абсолютно не хуже оригинальных препаратов, которые применяются для лечения пациентов со злокачественными новообразованиями.
По озвученным данным, более 80% пациентов, получивших лечение по радикальной программе, живут более пяти лет (это общепринятый показатель, который используется онкологами).
— Пятилетняя выживаемость — это критерий оценки нашей работы как онкологов. На его основании мы можем говорить о достижении результатов, сравнимых с общемировой практикой.
Около 60% пациентов стоят на учете более 5 лет — мы считаем их излеченными. Конечно, в ряде случаев рецидив или другая опухоль может появиться и через 10—20 лет. Но тем не менее во всем мире критерий пятилетней выживаемости говорит об эффективности помощи онкологическим пациентам.
При ранней диагностике некоторых типов рака сегодня отмечаются очень хорошие результаты лечения (например, молочной железы — в почти 90% случаев прогноз благоприятный). Тут работает понятное правило: чем раньше получается обнаружить опухоль, тем выше вероятность успешного лечения.
Отдельно медик остановился на лечении пациентов с четвертой, наиболее запущенной стадией рака. В ряде случаев они также получают лечение по радикальной программе (когда протокол лечения направлен на полное уничтожение опухолевых клеток).
— За последние 20 лет мы практически вполовину улучшили результаты в лечении пациентов с 4-й стадией, — отметил директор центра.
Специалисты напомнили об ответственности каждого человека за свое здоровье, профилактике. Сюда входит чек-ап (например, УЗИ молочных желез для молодых пациенток или маммография для женщин старше 49 лет, а также диспансеризация для всех), правильное питание, отказ от курения. Онкологи подчеркивают: курение может привести не только к раку легкого, но также к раку мочевого пузыря, пищевода, полости рта и глотки.
Особенно часто о предупреждении рака задумываются те, у кого в семье были случаи болезни. Есть заболевания, когда генетика может сыграть роль: например, рак молочной железы или яичников у женщин, предстательной железы у мужчин.
— Если у пациентки, например, рак молочной железы, а у ее отца — желудка, то тут взаимосвязи нет. Проблема онкологических заболеваний в том, что они очень многообразны. Тот же рак молочной железы: при сочетании четырех показателей между собой приведет к разным опухолям, которые по-разному лечатся.
Сейчас на базе центра работает кабинет медико-генетического консультирования. Сюда могут обратиться люди со всей страны (важный момент: консультация платная) по предварительной записи. Чтобы исследовать, есть ли у человека генетические нарушения, которые увеличивают риск возникновения опухолей, пациенту нужно сдать кровь. Образец берут из вены и отправляют на исследование.
— Будет составлена карта и проведена консультация генетика. Человеку будут предложены направления более глубокой диагностики и решения проблем, если они будут обнаружены, — пояснили специалисты.
В центре есть единственный в стране гамма-терапевтический аппарат, который используют для облучения небольших образований в головном мозге. Также лечение подходит для злокачественных опухолей глаза и метастазов, которые могут появляться в голове при разных типах рака.
Лучевая терапия должна повреждать опухоль так же, как это мог бы сделать хирург. Поэтому у аппарата есть еще одно название — гамма-нож.
По словам медиков, главное преимущество этого аппарата — точность, позволяющая, грубо говоря, убирать плохое, не задевая хорошее. Так, благодаря технологии удалось облучить более сотни метастазов у одного пациента. Он жив.
Теперь немного о самом процессе.
— При радиохирургии мы используем жесткую фиксацию: к голове пациента прикручивается металлическая рама. Она крепится специальными винтами. Делают это под местной анестезией.
В некоторых случаях (при определенных локализациях или типах опухоли) вместо металлической конструкции используют термопластическую маску. Это касается и пациентов, которым нужно несколько сеансов лечения. Например, если образование больше трех сантиметров.
Во время процедуры пациент должен лежать неподвижно — это важно для точного воздействия (вплоть до миллиметров) на опухоль. Кстати, в случае с детьми лечение проходит под наркозом.
Само лечение длится от 10 минут до 4 часов, длительность зависит от диагноза, «мишеней», дозы. Все время пациент находится в комнате один — это обязательное ограничение при использовании радиации. Если человеку, например, нужно в туалет, то процесс ставят на паузу. Связь с тем, кто находится в аппарате, медики поддерживают через динамики. Данные о состоянии пациента отслеживает система, а результаты выводит на монитор в пультовой. После процедуры пациента отпускают домой.
При нас к терапии готовилась пациентка N. У женщины небольшая доброкачественная опухоль в слуховом нерве. Рост образования может привести к потере слуха и вестибулярному синдрому (головокружения, потеря равновесия), что ухудшит качество жизни. У пациентки уже установлена та самая металлическая конструкция, зафиксированная винтиками в четырех местах на голове. Нам поясняют, что следы от фиксации быстро затянутся — выглядят они как небольшие ямки.
Пациентка ложится на матрас, сверху — одеяло. Положение тела регулируется пультом. Неподвижно женщине предстоит провести следующие 34 минуты.
— Мы вас слышим и видим. Если что, громко говорите, и мы вас услышим. Готовы? — уточняет врач.
— Погнали, — улыбается N.
В центр онкологии приезжают пациенты из разных регионов Беларуси. Также ежегодно к белорусским медикам в Боровлянах обращаются около двух тысяч иностранцев. Поэтому быстро появился вопрос с размещением тех, кому нужно задержаться на несколько дней, но без определения в стационар. Для этих целей в 2017 году был построен пансионат.
Всего здесь 118 номеров. Есть одноместные, двухместные и даже «люкс». Для белорусов ценник на проживание стартует от 27 до 80 рублей. Приезжать можно с детьми. На первом этаже расположена столовая, ниже — тренажерный зал, бассейн и баня.
И немного о планах по работе РНПЦ, которые заявлены на ближайшее время. По словам директора центра, речь идет о развитии роботической хирургии (это позволит улучшить качество жизни пациентов после лечения — при этом «робот» не заменяет врача, а помогает в проведении операций), проектировании центра ядерной медицины (совместно с Росатомом), утверждении новых протоколов лечения и реконструкции одного из корпусов.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by