Спецпроект

Поверить в команду. Как звезды Голливуда покупают футбольные клубы и меняют их жизни

Источник: Игорь Алексеев
12 сентября 2024 в 8:30

Инвестиции в спорт — штука рискованная. Это может быть интересным развлечением, если ты без ума от футбола, например, — это подарит еще больше эмоций, страсти и нервов, подкрепляя болельщицкий аппетит, — но ожидать стабильной финансовой выгоды от таких инвестиций вряд ли можно. Впрочем, иногда такую сферу выбирают даже, казалось бы, далекие от спорта люди вроде всеми любимых голливудских звезд. Вместе с Betera рассказываем вам о главных иконах актерского цеха, которые не побоялись вложить часть своего состояния в разного сорта футбольные проекты.

Читать на Onlíner

«Рексэм» Райана Рейнольдса и Роба Макэлхенни

Пожалуй, эта история — одна из самых нашумевших и романтичных за последние годы, в том числе благодаря теплому и эмоциональному сериалу «Добро пожаловать в Рексэм» от канала FX.

Еще четыре года назад один из старейших футбольных клубов мира из Уэльса барахтался в Национальной лиге, пятом по значимости дивизионе Англии, куда команда провалилась после сезона 2007/08. Для такого старого и гордого клуба ситуация была откровенно неприятная, но больше десяти лет ничего изменить не получалось.

Пока клубом не заинтересовался филадельфийский актер и продюсер Роб Макэлхенни.

Совсем далекий от европейского футбола персонаж случайно узнал о возможности стать владельцем «Рексэма», а подкупила его история клуба и комьюнити рабочего города, сплоченного вокруг него. Идея сделать команду снова великой поселилась в голове Роба мгновенно, однако финансов для такой авантюры у него не было. Зато была давняя интернет-дружба с Райаном Рейнольдсом, большой голливудской звездой. И хотя мужчины ни разу не виделись в реальной жизни, Дэдпул заинтересовался проектом и уже совсем скоро выделил часть своего бюджета на его реализацию.

На посту владельцев актеры начали закупать в команду качественных игроков и тренеров, способных воплотить их план по выведению клуба в высшие лиги. С наскока с этим справиться, правда, Райану и Робу не удалось, однако уже во втором сезоне с новыми владельцами «Рексэм» вышел в Лигу 2, четвертый по значимости английский дивизион. Еще через год — в Лигу 1.

Параллельно с этим мужчины вкладывались в развитие женского футбольного клуба, улучшение стадиона, взаимодействие с городским комьюнити и рассказывали всему миру о главных прелестях и драмах этой игры с мячом и истории самого города Рексэм.

Искренняя любовь динамичного дуэта к клубу очевидна всем: актеры стараются присутствовать на всех больших матчах как мужской, так и женской команд, а Роб даже выучил валлийский язык, чтобы выразить свое уважение этому народу.

Помимо спортивных успехов, очевидно, Рейнольдс (в первую очередь) и Макэлхенни здорово раскрутили сам бренд «Рексэма», джерси которого раскупают люди со всего мира. А сам клуб во время летней предсезонки летает в турне по Штатам, где достойно играет с командами калибра «Челси».

Отдельного упоминания, конечно, заслуживает и сериал, посвященный истории знакомства актеров с клубом и их совместным свершениям. Проект буквально знакомит далекую от футбола аудиторию с этим видом спорта, разжевывая мельчайшие нюансы, от которых зависят успехи команд: важность работы агронома, опасность заморозков для газона, правила офсайда, детали бюрократической волокиты.

А параллельно с этим «Добро пожаловать в Рексэм» представляет десятки героев из клуба и города — от игроков или технического персонала команд до владельца местного бара или одного из фанатов, пережившего развод. В сериале так много драмы — как на футбольном поле, так и вне его, — что порой не верится, что это документалка: кажется, это голливудская аура друзей-актеров так повлияла на Рексэм.

Если в самом начале этой истории было много сомнений и у актеров (не подведут ли они клуб и комьюнити), и у горожан (можно ли верить в искренность и серьезность намерений американцев), то сейчас от них не осталось и следа.

За несколько лет клуб не только здорово спрогрессировал в спортивной части, но и вернулся на мировую футбольную карту благодаря Дэдпулу и Макэлхенни.

«Город Ангелов» Натали Портман

Натали Портман, как и ее коллеги по цеху из истории выше, тоже всю свою жизнь была далека от футбола. Открыла для себя его прелесть только в 2019 году, когда вместе с сыном наблюдала победу женской сборной США на чемпионате мира. Для мальчика было неважно, что играют не мужчины, и Меган Рапино и Алекс Морган значили для него не меньше Лионеля Месси или Карима Бензема. Это вдохновило актрису на активное погружение в мировой футбол и особенно — в нюансы женского.

В первую очередь Натали обеспокоила борьба американских футболисток за равноправие, в том числе за соразмерную оплату труда среди мужчин и женщин-спортсменов. Так актриса попала в движение Time’s Up, которое в 2022 году добилось от властей США исторического решения. Голоса футболисток и медийных лиц были услышаны — зарплаты уравняли.

Параллельно с этим шла работа по организации собственной футбольной женской команды. Вместе с Карой Норман (партнер актрисы по венчурному капиталу, участница Time’s Up) и Джули Урман (медиапрезидент холдинга Playboy Enterprises) Натали основала клуб «Эйнджел Сити» («Город Ангелов») в июле 2020 года. Вскоре к инвесторам проекта присоединились и другие видные женщины: Узо Адуба, Дженнифер Гарнер, Ева Лонгория, Джессика Честейн и даже Серена Уильямс со всей своей семьей.

Сейчас у команды из Города Ангелов больше сотни совладельцев, причем две трети из них — женщины.

Лос-Анджелес был выбран неслучайно: город — ядро индустрии развлечений в Америке, но женской футбольной команды до 2020 года там не было — а запрос на это от комьюнити был. Благодаря этому еще до первых матчей было сформировано шесть фанатских групп, а официальная страница «Эйнджел Сити» в Instagram собрала свыше 140 тысяч подписчиков. Более того, до старта сезона было распродано 16 тысяч абонементов на стадион, вмещающий 22 тысячи.


Даже толком не проводя матчи, клуб быстро сконцентрировал на себе максимум внимания. За спонсорами тоже долго бегать не пришлось. Все дошло до того, что CEO компании The Walt Disney Company Боб Айгер и его жена Уиллоу Бэй вложили 50 миллионов долларов, чтобы стать мажоритарными акционерами клуба, что сделало его самой дорогой женской командой в мире. С зарплатами в клубе тоже все в порядке: первым игроком команды, например, стала двукратная чемпионка NWSL Кристен Пресс с контрактом в 550 тысяч долларов за три года.

Важно, что, помимо построения структуры и клуба самого по себе, спонсорские деньги идут на разного рода благотворительные проекты. Например, 10% от средств, полученных от компании Nike, ушли городским НКО, которые занимаются обустройством школьных территорий, закупкой экипировки для молодых спортсменов и доставкой бесплатных обедов голодающим.

Наконец, продолжая политику популяризации женского футбола через «Эйнджел Сити», Натали Портман приложила руку к выпуску сериала, посвященного этой истории, который вышел на канале HBO в 2023 году.

Так женский чемпионат мира 2019 года, борьба за равноправие и оскароносная голливудская актриса подарили миру один из самых увлекательных и полезных для сообщества спортивных проектов XXI века.

«Остин» Мэттью Макконахи

А вот для следующего героя европейский футбол не стал откровением. Оскароносный актер Мэттью Макконахи в детстве 12 лет провел в перчатках в воротах, наслаждаясь «соккером», вопреки тому, что его отец Джеймс играл на профессиональном уровне в американский футбол. Серьезной карьеры у Мэттью никогда не было, но эта игра с мячом осталась в его сердце на всю жизнь.

Уже будучи известным актером с солидными контрактами, Макконахи активно поддерживал местные спортивные команды, вкладывая деньги в студенческие проекты. А в 2021 году мужчина пошел дальше — стал одним из инвесторов и ключевых медийных лиц «Остина», образованного в его родном городе в 2019 году и спустя два сезона попавшего в МЛС — главную футбольную лигу США и Канады.

«Из-за работы я путешествую по всему миру. В какую игру играют все и везде? В футбол. От площадей в Риме и Йоханнесбурге в Южной Африке до Рейкьявика в Исландии и парка в Нью-Йорке ты идешь к футбольному мячу и внезапно оказываешься в игре. Тебе не нужно называть свое имя или пожимать руку, просто играй. Футбол объединяет людей как ничто другое», — делился своей страстью к игре актер в интервью.


Однако важно, что авантюра с инвестициями в американский футбольный клуб основана не только на трепетном отношении к этому виду спорта. Мэттью видит в этом вполне обоснованный коммерческий потенциал. Он убежден, что благодаря мощнейшей спортивной инфраструктуре США и умению этой страны делать шоу из чего угодно в ближайшие годы «соккер» способен обойти по популярности хоккей и бейсбол. Вряд ли победит баскетбол и американский футбол, но и без этого перспективы вполне приятные.

Помимо финансовых вливаний в клуб, актер активно участвует в его жизни и своим персональным брендом привлекает на стадион и к телеэкранам новую аудиторию из числа своих фанатов. Периодически заглядывает к футболистам на тренировки, щеголяет в клубных джерси. А во время первого матча «Остина» на новом стадионе появился на поле в зеленом костюме с барабаном, заряжая трибуну и команду на яркий матч. Безуспешно: матч закончился с нулевым счетом, но фанатам и актерского перформанса было достаточно, убеждены.

Спортивные успехи уровня «Рексэма», конечно, пока «Остину» не по плечу. Ни в конференциях, ни в плей-офф почетных мест клуб почти не занимал, не считая 2022 года. Но как минимум клубная атрибутика стала продаваться лучше, а армия болельщиков наверняка ощутимо возросла благодаря наличию Мэттью Макконахи у руля.


Партнер проекта — Betera

The International 2024 по Dota 2 проходит в Дании с 4 по 15 сентября. Компания Betera организует просмотр решающих матчей в офлайне, гранд-финал состоится 15 сентября. В Минске любители киберспорта смогут посмотреть официальную трансляцию финала в залах SKYLINE Cinema в ТРЦ Galileo (ул. Бобруйская, 6) в сопровождении ведущих. Приобрести билеты можно на сайте кинотеатра.

На другие площадки, где Betera организует трансляцию гранд-финала (для зрителей старше 18 лет), вход свободный. Это заведения BackDoor (ул. Октябрьская, 16/4) и CyberX Arena (пр-т Победителей, 7а) в Минске, а также в Гродно — Magenta (ул. Ольги Соломовой, 90а), в Могилеве — Drova (Пожарный переулок, 3), в Гомеле — CyberX (ул. Интернациональная, 13), в Витебске — “Большой Тим” (Московский пр-т, 7). На всех площадках предусмотрена развлекательная программа от Betera.


Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Статускво», УНП 101011505.