Толпа народу, кричащая одни и те же строки, танцы под оглушительную музыку и чувство, что вокруг тебя десятки тысяч единомышленников, — примерно так описывают свои впечатления все герои этого материала. Сорваться и поехать на фест в другую страну, чтобы услышать любимого исполнителя, побывать в эпицентре культовых событий или просто сделать фестивали ежегодной традицией — мотивация может быть самой разной. Зато финал всегда один: эмоции, которыми хочется делиться даже спустя годы. Вместе с belbet нашли крутые истории белорусов, которые побывали на больших фестивалях, и предлагаем вам вдохновиться как раз к старту сезона.
Читать на OnlínerДаша — блогер, живет в Минске. В прошлом году девушка сгоняла на Сигет — пятый по величине фестиваль в мире. К слову, это мероприятие считается одним из крупнейших в Европе. И если первый фест более 30 лет назад посетило около 43 тыс. зрителей, то теперь толпа стабильно насчитывает в десять раз больше.
— Я никогда не была фанаткой фестивалей и концертов: в большой толпе у меня начинается паника, — улыбается девушка. — В прошлом году мы ехали с другом в метро, болтали и решили, что круто было бы сгонять на выступление Билли Айлиш — нам обоим она очень нравится. Решили посмотреть, где она выступает в ближайшее время. Самым доступным вариантом оказался Сигет в Будапеште.
На тот момент у девушки даже не было визы, но желание сорваться на концерт кумира пересилило трудности. Билеты Даша с другом купили только на один день — они обошлись в €90 каждый. Но тут белоруска делится лайфхаком: если не тормозить и спланировать все заранее, то уже три дня фестиваля обойдутся в плюс-минус такую же сумму.
Наконец, когда все было готово к поездке, девушку настиг страх — и все из-за толпы. Позже организаторы прикинут, что Сигет-2023 посетили около 420 тыс. человек. Даша шутит: мол, вот тебе и страх большого скопления людей.
— Еще я переживала, как все будет организовано с учетом такого количества людей. В итоге мои страхи вообще не оправдались. Я была в шоке от того, насколько все продумано. Представь, мы ни разу не стояли в очереди — ни в туалет, ни за едой. За что большой лайк, так это за бесплатную воду в жару. Примерно каждые метров 20 были установлены поильники — можно и попить, и набрать воды с собой. Вообще, от организации я осталась в полном восторге: только по фото поняла, как много людей было вокруг, в моменте это совсем не ощущалось.
Звук, сцена, свет — все оставило впечатления с жирным знаком плюс. Помимо музыкальной составляющей, еще на Сигете Дашу впечатлили отдельные зоны с развлечениями: например, медитация, грим, мастер-классы, портативное переносное караоке и даже настоящий цирк — словом, вокруг был миллион вариантов под любое настроение.
— Ты будто находишься в отдельном микромире, который живет по своим правилам. Вайб был в духе «Мы выиграли чемпионат»: все знают, зачем они здесь, знакомятся, легко вступают в разговор — это прямо вау. Из прикольного — во время концертов мы даже общались в толпе с незнакомцами через AirDrop.
Еще одна фишка, которая покорила Дашу, — это гигантская торговая палатка. Купить там можно было все, а ценник был плюс-минус на уровне местных магазинов. Поэтому за день тусовки на европейском фестивале на еду ушло всего около €10. Но главное — это, конечно, музыка.
— На Сигет я приехала в первую очередь ради Билли Айлиш, другие артисты мне были не интересны. Но я поняла, что фестивали — это отличный формат для знакомства с новыми исполнителями. Например, перед Билли выступала girl in red — девчонка так зажгла! Я даже решила послушать больше ее музыки. Еще в тот же день выступал диджей, которого я обожаю, — под его сет я разогналась еще больше, чем на выступлении Айлиш.
По словам Даши, особых недостатков по организации она не заметила. Но девушка тут же уточняет: возможно, потому что на Сигете она была «дейликом», то есть приехала только на день. Друзья рассказывали Даше, что пребывание длиной в несколько дней — это жара, неудобства с душем, а еще громкий звук, который долетает до палаток. Но все простительно, если со сцены орут любимые треки.
— Самое яркое воспоминание с фестиваля — это даже не выступления артистов, а все же атмосфера. Летом я планирую поехать на белорусский фестиваль, и, хотя лайнап мне не интересен, хочу снова почувствовать себя частью события. Сто процентов, что я поеду и на другие мировые фестивали. Скорее всего, это будет Tomorrowland, потому что там максимально близкая мне музыка.
Вообще, я расстроилась, что раньше никуда не ездила.
Валерию 24 года, парень живет в Минске и работает в сфере дизайна. А вот в перерыве между рабочими буднями он уже несколько раз срывался с компанией на разные фестивали. Пока в копилке воспоминаний AFP, Tomorrowland и Sonar. Началось все с рекламы AFP у блогеров — этот фестиваль электронной музыки понравился настолько, что в следующем году компания сразу рванула на знаменитый Tomorrowland.
— AFP был неплохим, но в сравнении с Tomorrowland, конечно, не то, — рассуждает парень. — Второе было сильно лучше.
Фест проводят в Бельгии с 2005 года, и за почти 20 лет истории он стал одним из самых известных в мире. В разные годы здесь выступали David Guetta, Swedish House Mafia, Avicii, Armin van Buuren и сотни других именитых диджеев. В последние годы на три дня фестиваля собираются около 400 тыс. человек. С учетом статуса билеты на фестиваль разлетаются быстро: в этом году 200 тыс. только на предпродаже ушли за 27 минут, а остатки продали за день.
Пока что последним посещенным фестивалем Валерия стал Sonar, который проводят в Барселоне. В этот раз, по словам парня, с ним поехали еще и коллеги. Возможно, заинтересовала техническая сторона: на фесте не только выступают артисты, но и показывают современные технологии в сфере музыки. Парадокс в том, что все время на фестивале Валерий был без интернета и соцсетей: хотелось сделать паузу и отдохнуть от постоянного потока информации.
— Если говорить о деньгах, то на Sonar ушло больше всего — из-за отелей, потому что фестиваль проходит в большом городе. В среднем затраты на перелет, проживание, билеты и «деньги с собой» — это 5—6 тыс. рублей на каждый фестиваль. Кстати, из недостатков на всех фестах могу назвать высокую стоимость билетов на Tomorrowland и дорогие напитки на Sonar. На каждом фестивале классно подготовлены площадки, причем и открытые, и закрытые. Так что шум толпы прекрасно сочетался со звуком из колонок. В целом все события были очень крутыми. Мы не разделяли дорогу, проживание и фестиваль, воспринимали все как единое целое.
Чтобы кайфануть от фестиваля, парень советует не иметь завышенных ожиданий — тогда все пройдет намного лучше. Ну и еще один лайфхак: принимать все, что может случиться.
— В 2024-м, скорее всего, пропустим фестивали и будем копить на следующий год, — улыбается Валерий. — После поездок четко решили, что нужно посетить максимум топовых фестивалей и когда-нибудь доехать на Burning Man. Вообще, в таких мероприятиях мне больше всего нравится быть там, где люди чувствуют себя свободными и открытыми.
Ты можешь подойти к любому человеку, узнать, что он, как и ты, прилетел сюда из другой страны, а потом вы сидите в одном баре и общаетесь в большой компании — это же так круто!
Виталию 38 лет, он работает в IT, но уже давно серьезно увлекается музыкой. Настолько, что у белоруса даже есть своя группа. Почти 10 лет назад Виталий побывал на Wacken Open Air — одном из крупнейших фестивалей тяжелой музыки в мире.
— Я сам музыкант, и на фестиваль мы поехали с коллегами по, скажем так, нашему гаражному коллективу. Мы сели в две машины, набили багажники спальниками и прочим скарбом для выживания и лупанули из Минска в Гамбург.
Еще одна фишка фестиваля, помимо музыки, — в самом месте, небольшом немецком городке. Весь год здесь обычное пастбище, потому что живет регион за счет кожевенного производства. Зато стоит поставить три огромные сцены и собрать оглушительный лайнап, как сюда съезжаются 80 тыс. фанатов метала со всего мира.
— Вакен — это своего рода Мекка для рокеров и металлистов. Туда нужно попасть хотя бы раз в жизни — грубо говоря, поставить галочку в личном деле. В течение трех суток гостям нужно выживать — в первую очередь из-за погоды. Немецкий город, в котором проходит фестиваль, находится недалеко от моря, поэтому практически без остановки здесь идут ливни. Да, мы были к этому готовы. Но, забегая вперед, отмечу: если дождь ненадолго заканчивался, то тут же выглядывало испепеляющее солнце. Так что грязь, в которой ты стоишь по колено, застывает, и пройти становится еще тяжелее. Из года в год резиновые сапоги на этом фесте ценнее золота и документов.
Погода и плохая еда — худшее, что там было.
Точные затраты на поездку Виталий уже не помнит, а что-то просто не считал, но вот билет из Германии в Минск обошелся в €200. Кстати, минчанин рассказывает, что с билетами есть фишка: сразу после окончания феста они поступают в онлайн-продажу на ивент следующего года. Обычно, по словам Виталия, все разбирают за считаные часы. Поэтому к толпе народа белорус был готов заранее.
— Все 80 тыс. гостей — это одна большая семья, такого я не видел нигде! Музыка же играет нон-стоп, поэтому в программе так много артистов. Пока на одной сцене ставят оборудование, на второй кто-то выступает — перерыв буквально минут 10, чтобы зрители успели добежать. Что касается организации, уровня звука, технических моментов — все было на высшем уровне, не помню ни одного «косяка». А вот в бытовом плане очень сложно: даже найти что-то поесть — это был тот еще квест.
Виталий запомнил огромные очереди и завышенный ценник на откровенно невкусную еду. Зато хватало «пищи» визуальной: фаер-шоу, иллюминация, освещение со стробоскопами, бьющими в небо будто на километры. Но оказалось, что это только часть положительных впечатлений.
— Когда фестиваль закончился, мы решили ненадолго задержаться и дать схлынуть толпе. Заметили, что уехавшие оставили практически все палатки — будто убегали от зомби-апокалипсиса! Знакомый рассказал нам, что оставленное можно забирать — те же спальные мешки, мерч, походные лампы и прочее. Дело в том, что большинство зрителей покупают для фестиваля вещи на один раз, а потом налегке уезжают на поездах кто куда. Короче, получается что-то вроде легального пиратского рейда, так что билеты мы отбили, — улыбается Виталий.
По словам минчанина, опыт в поездках, связанных с музыкой, у него внушительный. Но главное, чем ценны такие вылазки, — это дорога. Правда, несмотря на яркий опыт, еще раз поехать на фестиваль мужчина не спешит.
— Наверное, я уже вырос или, наоборот, не дорос, чтобы повторить такой опыт. Трое суток в грязище под ливнем — нет, не сейчас. Но от каждой секунды на этом фесте я по-настоящему кайфовал! Не скажу, что моя жизнь после посещения Вакена разделилась на до и после, но это точно знаковое событие.
Кириллу 24 года, он работает спортивным журналистом. В прошлом году парень увидел афишу с лайнапом артистов на предстоящем Orange Festival в Варшаве — как раз были заявлены сразу несколько любимых исполнителей белоруса. Вообще, мероприятие известно в первую очередь участием звезд мирового уровня. В разные годы на варшавской сцене выступали Tyler, The Creator, Florence + The Machine, Камилла Кабельо, Майли Сайрус, Карди Би и еще тонна звезд.
— Я не люблю ездить на большие мероприятия в одиночку, поэтому решил поехать с другом. Конечно, я понимал, что это не уровень того же Coachella, но все же был в предвкушении — в первую очередь из-за выступления Элли Голдинг.
Чтобы получить от увиденного максимум, Кирилл решил не скромничать и пробиться в первый ряд. Для этого парень перестраховался и пришел за час до старта выступлений. Но оказалось, что зрителей к этому времени было совсем немного, так что отстаивать свое место фаната не пришлось. Поэтому ребята решили осмотреться, что тут по активностям: фотозоны, фуд-траки, мастер-классы — все это не произвело на Кирилла особого впечатления. То ли дело музыканты, те же Thirty Seconds to Mars, которые «подменили» заболевшего хедлайнера Сэма Смита. Мягко говоря, альтернатива достойная.
— Конечно, описать все впечатления невозможно. Я был примерно во втором-третьем ряду, это было так круто! Вообще, до этого я уже был на одном фестивале в Италии в 2018 году, но тогда ездил с родителями, и это было совсем не то.
Из недостатков первого самостоятельного фестиваля Кирилл называет необходимость караулить место: стоило уйти, как его тут же занимали. Так что приходилось терпеть — например, ту же жару днем и холод поздно вечером. Поэтому, помимо впечатлений от любимых артистов, Кирилл увез домой простуду. Зато именно близость к сцене стала финальным аргументом, чтобы поставить фестивалю прошлого года 10 из 10.
— Особенно я ждал Элли Голдинг — когда она пела, конфетти со сцены долетали даже до нас! Еще запомнилось шоу диджея Мартина Гаррикса. Я потом видел много эффектных роликов в сети, но даже они совсем не передают эту атмосферу, — вспоминает парень. — А вот лайнап этого, 2024 года для меня показался слабеньким: та же Никки Минаж — совсем не мое. Я все ближе к поп-музыке, хотя легко могу назвать себя меломаном. Поэтому нет, в этом году я бы не поехал. Но вообще, опыт однозначно того стоил, и теперь я мечтаю побывать на других фестивалях мирового уровня.
belbet fest — музыкальный фестиваль, который пройдет 15 июня на Национальном олимпийском стадионе «Динамо».
На главной сцене фестиваля выступят самые яркие звезды современной музыки: МАРИ КРАЙМБРЕРИ, L’ONE, Клава Кока, а также группа DABRO, Mary Gu и Ваня Дмитриенко. Но и это еще не все: в 22:00 вас ждет выступление специального гостя — JONY!
Билеты можно купить на сайтах билетных операторов ticketpro.by и kvitki.by.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by