Футболом с раннего детства занимаются миллионы ребят по всему миру. Пробиться в элиту умудряются только самые талантливые, настойчивые и трудолюбивые. Однако история этого вида спорта знает несколько «легендарных» читеров, которым удалось заиграть в высших эшелонах национальных чемпионатов почти что без всех необходимых для качественного футболиста навыков (кроме запредельной наглости и нелегального везения). Пока голливудские сценаристы еще не расчехлили свои пишущие машинки, о главных аферистах в истории футбола рассказываем вместе с Betera.
Читать на OnlínerАли Диа — не самая яркая персона в мировом футболе конца ХХ века. Конкурировать с россыпью легенд калибра Роналдо, Зидана или Мальдини, кажется, было бы сложно даже звездам настоящего, так что требовать такого от сенегальской легенды «Саутгемптона» в целом несправедливо. Впрочем, ни одна из легенд футбола 90-х не таила в себе столько загадок.
На протяжении почти что десятилетия неуловимый Али Диа с завидной настырностью появлялся то на полях Франции, то в Финляндии, то в Германии, поразительно легко заключая краткосрочные контракты с профессиональными клубами (в основном из низших дивизионов) даже при отвратительной игре на просмотрах или в товарищеских матчах. Он проводил в среднем по несколько игр за каждый новый клуб, не запоминаясь ничем, кроме рекордных серий из офсайдов и очаровательной неловкости, а затем по-сенегальски скрывался в неизвестности, оставляя неоплаченный счет за номер или бар в отеле.
Но в 1996 году Али Диа исполнил главный номер всей своей жизни — дебютировал в Английской Премьер-лиге за «Саутгемптон».
На тот момент он только-только перешел в клуб из Гэмпшира из команды шестой по силе английской лиги, заключив контракт на месяц, провел всего несколько тренировок и даже не успел сыграть в запланированном тренировочном матче, который по счастливой случайности был отменен. А затем заменил на 32-й минуте официальной игры легенду клуба Мэттью Ле Тиссье в противостоянии с «Лидс Юнайтед».
Сам Ле Тиссье впоследствии отнес движения Али Диа на поле к школе «Бэмби на льду». Болельщики и журналисты почти мгновенно окрестили сенегальца худшим футболистом в истории АПЛ. И хотя 31-летний Али даже успел с острого угла пробить по воротам противника, это не помогло ему спастись от обратной замены, которая ознаменовала конец его головокружительной карьеры в сильнейшей лиге планеты.
Великие иллюзионисты свои секреты не раскрывают, но, к счастью, история Али Диа куда более щедра на откровения. Как вскоре выяснилось, попасть в «Саутгемптон» футболист смог благодаря поручительству кузена Джорджа Веа, единственного в истории африканца с «Золотым мячом» в резюме и будущего президента Либерии.
Но вся прелесть этой истории в том, что Джорджа Веа и Али Диа не связывало ничего, кроме богатой фантазии сенегальца и его товарищей. Роковой звонок якобы от звезды «Милана», на который ответил тренер «Саутгемптона» Грэм Сунесс, организовал Сидиба Алассана — то ли приятель Али по университету, то ли его агент. На излете аналоговой эпохи и на рассвете интернета детальных скаутских архивов по всем возможным футболистам планеты Земля не было и в помине. И люди, кажется, были добрее и доверчивее — телефонного звонка и рекомендации от мужчины с акцентом было достаточно для оформления месячного контракта и дебюта в Английской Премьер-лиге. Тем более если рекомендуют мифического форварда «Пари Сен-Жермен» и сборной Сенегала.
Самое забавное, что подобные трюки Али Диа проворачивал далеко не один раз. Если вы отправитесь искать информацию про него на страницах условной «Википедии», то сразу же наткнетесь на довольно банальный перечень клубов начала его карьеры, аналогичный пути многих африканских футболистов, пытающихся закрепиться в европейском футболе, — «Бове», «Дижон», «Ла-Рошель» и «Сент-Квентен» из низких французских лиг.
Загвоздка в том, что, согласно информации Федерации футбола Франции, Али Диа в качество профессионального футболиста в стране не существовал, а вышеупомянутые клубы упорно отказываются признавать, что этот гений выступал в их цветах. Документальные подтверждения касаются только его любительской карьеры на ранних этапах европейской экспансии.
Точно не известно, какими резюме Али Диа шокировал клубы на протяжении своей спортивной деятельности, но футболист весьма быстро смекнул, что в потоке хлынувших в Европу африканских игроков не каждый заштатный клуб будет зарываться в архивы в поисках правды. Проверить нового бойца в деле можно было на просмотре: и временами Али удавалось прикинуться плюс-минус сносным форвардом. А если не получалось — сенегалец привычно уезжал из города, не тратя время на прощания.
Трюк с «кузеном Веа» он проворачивал и до того, а дебют за клуб из Гэмпшира в АПЛ был высшей точкой этой затяжной аферы. Так, например, форвард попал в финский клуб ФиннПа из высшего дивизиона страны. Руководство было не прочь подписать перспективного африканского игрока, а фактчекинг считало лишней тратой времени. Сезон 1995/96 Али тоже начинал под покровительством «брата» в клубе из второй Бундеслиги «Любек». В обеих командах сенегалец не запомнился ничем.
Как известно из расследований британских журналистов, в истории фигурировали и другие английские клубы вроде «Борнмута», «Джиллингема» и «Порт-Вейла», но они хотя бы нашли в себе силы отказать бриллианту из Сенегала. Чуть позже, кстати, Али Диа добивался приглашений в клубы уже в другом статусе — как бывший игрок «Саутгемптона», с чем поспорить было невозможно. От расследований касательно своих мистификаций форвард методично отмахивался, а провальные истории из профессии списывал на досадные неудачи.
Последнее, что мы знаем о спортивной карьере Али Диа, — это выступления за второй состав клуба «Гейтсхед» из любительской лиги Англии. После этого герой исчез насовсем, оставшись лишь в тредах социальных сетей и памяти фанатов «Саутгемптона».
Если Али Диа так или иначе был футболистом и проворачивал свои махинации не без желания выйти на поле, то наш второй герой — персона совершенно другого сорта. Карлос Энрике Рапосо, взявший псевдоним «Кайзер» то ли в честь внешнего сходства с Францем Беккенбауэром, то ли из-за любви к одноименному пиву, всем сердцем обожал футбол, предпочитая не выходить на поле.
Итак, пора представить величайшего из аферистов: Карлос Кайзер, 13 лет профессиональной карьеры, постоянный интерес со стороны видных клубов из первых эшелонов латиноамериканских национальных чемпионатов с нулем игровых минут за более чем десятилетие.
Опять же, в отличие от сенегальского коллеги, Карлос Кайзер никогда не стеснялся статуса главного мошенника в истории футбола. Напротив — поспособствовал выходу на экраны документального фильма о своем спортивном пути. Там он без малейшего стыда рассказал о том, как он умудрился попасть в такие клубы, как «Ботафого», «Фламенго», «Бангу», «Флуминенсе», «Васко да Гама», «Америка», «Пуэбла», «Эль-Пасо» и «Аяччо», и на что готов был пойти, лишь бы избежать участия в матчах.
И если способы, благодаря которым Карлос попадал во все эти клубы, не очень отличаются от фирменной техники Али Диа, то его бесконечные уловки, позволявшие не вставать со скамейки запасных, восхищают абсолютно юношеской беззастенчивостью.
Итак, чтобы получить заветный контракт с очередным профессиональным клубом, Карлос пользовался всеми прелестями аналоговой эпохи. Практически отсутствующая коммуникация между клубами позволяла форварду грамотно продавать себя новым командам, оставляя за скобками количество наигранных минут на профессиональном уровне. Плюс ко всему нередко «игрок» уходил из очередного клуба с пачкой восторженных рекомендаций, выменянных на преждевременно расторгнутый по воле игрока контракт. А еще Кайзер периодически подкупал журналистов, заказывая им статьи о своих спортивных талантах, чтобы уж наверняка.
Стоит отметить, что при этом в юношестве Карлос прошел через академию «Фламенго», что тоже вполне могло подкупать будущих работодателей. Кроме того, бразильский вундеркинд был в теплых отношениях с достаточно известными игроками вроде Карлоса Альберто Торреса, Зико, Бебето, Ромарио и Рикардо Роша. Особенная дружба у Кайзера сложилась с Ренато Гаушо, который рекомендовал его своим текущим менеджерам и возил за собой из клуба в клуб. Получал от этого динамичного союза Карлос и другие бонусы — из-за внешнего сходства с товарищем аферист был не прочь выдать себя за Гаушо, чтобы заполучить внимание очередной девушки.
Да, Кайзер был одержим женщинами куда больше футбола и этого тоже не стеснялся. Вероятно, поэтому и предпочитал не перенапрягаться на футбольных полях. По воспоминаниям самого бразильца, он столько времени проводил в ночных клубах, что просто физически не был способен тренироваться, не то что играть. Впрочем, щедрый душой форвард нередко приглашал с собой товарищей по команде, заботясь и об их досуге в том числе.
В целом, несмотря на несостоятельность Кайзера как футболиста, в каждом новом коллективе он был душой команды и сердцем раздевалки. Карлос легко находил нужные шутки и слова, чтобы повысить командный дух и поддержать товарищей. Умелая болтовня в целом была главным талантом бразильца: он одинаково хорошо убеждал будущих руководителей в собственной необходимости и возвращал внутренне погасшим футболистам умение мечтать.
А когда дело доходило до того, как откосить от предстоящих игр, Карлос стрелял талантом с двух рук. Не знаете, как выбить лишний выходной на работе? Готовьте записные книжки.
Во-первых, Кайзер методично симулировал травмы от клуба к клубу. Ссылался при этом на проблемы с зубами, подкупал врачей, а то и подговаривал ребят из младших команд нанести ему травму на тренировке.
Во-вторых, чуть ли не в каждом клубе Кайзер «терял бабушку», после похорон которой возвращался в тотальной депрессии, не способный играть в футбол и получать хоть какое-то удовольствие от жизни. До ближайшего похода в ночной клуб, само собой. В какой-то момент товарищи начали называть бразильца «убийцей бабушек» — а он и против не был.
Наконец, самый эпичный способ избежать выхода на поле Кайзер изобрел в клубе «Бангу» из Рио-де-Жанейро. Когда им, несмотря на все уважительные причины, решили усилить игру команды, Карлос умудрился во время разминки поссориться с фанатами, начал их провоцировать и получил удаление. Все это на глазах известного гангстера и владельца клуба Кастора де Андраде, который и отдал приказ выпустить бразильца, желая хоть раз его увидеть на газоне. А когда покровитель темной жизни Рио-де-Жанейро в ярости пришел к нашему герою с вопросами, Карлос заявил, что фанаты оскорбляли самого Кастора и футболист всего лишь заступился за честь и достоинство человека, которого считал «вторым отцом».
В конце концов, в истории Карлоса Кайзера, в отличие от Али Диа, не нашлось места для ярких спортивных моментов вроде игры в Английской Премьер-лиги. Однако бразилец к этому и не стремился — для собственного удовлетворения ему было достаточно раздутой трудовой книжки, минутки для стендапа в раздевалке с товарищами и всего-навсего внимания всего мира к его самозабвенным аферам.
Кстати, свои поступки Карлос оправдывал очень просто. По его словам, в его юности клубы частенько обманывали футболистов с контрактами, поэтому он и решил стать своеобразным корыстным игроком, возвращающим должок.
В октябре традиционно проходят футбольные матчи трех европейских кубков — Лиги чемпионов, Лиги Европы и Лиги конференций. И для всех любителей футбола Betera подготовила широкую линию, прогнозы экспертов и лучшие коэффициенты на множество событий! А всех новичков при регистрации ждет приветственный бонус — 50 рублей на ставки и 50 бесплатных вращений в онлайн-играх!
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by