Сегодня Александр Лукашенко провел новое совещание по образованию в расширенном составе. В предыдущий раз эта тема обсуждалась на высоком уровне в августе, и тогда разговор шел в критическом ключе: вопросы безопасности, неравномерная загрузка школ, завышенные цены на школьных базарах, недостаточные меры по поддержке детей-сирот. По итогу той встречи был отозван из отпуска премьер-министр. Решены ли эти проблемы сегодня? Об этом шла речь на совещании.
Читать на OnlínerКасаясь вступительной кампании, Александр Лукашенко отметил, что в прошлом году принял предложения Минобразования об изменении порядка поступления в вузы с условием, что ситуация будет тщательно проанализирована. Сегодня пришло время дать принципиальную оценку. При этом глава государства предостерег чиновников от кардинальных решений: «Все социологические опросы показывают, что учителя, преподаватели, ученики устали от того, что мы постоянно революционным образом пытаемся усовершенствовать систему образования. Пора заканчивать с этим».
На совещании определена формула аттестации и поступления в вузы:
«Что касается итогов аттестации за среднюю школу и поступления в вузы. Два ЦЭ плюс один в виде ЦТ — мы пока на этом останавливаемся и доводим людям, чтобы они знали, что на перспективу мы будем идти этим путем. Для людей это важно», — подчеркнул Александр Лукашенко.
«Я уже говорил, что мы начинаем строить в развивающихся микрорайонах современные школы в виде дворцов. А в центральных районах Минска, где, естественно, население долго живет, стареет, детей практически нет, школы пустуют или не заполнены. Так лучше подвезти детей из микрорайонов в эти школы — намоленные места, а сэкономленные средства направить на другие цели и нужды, в том числе на заработную плату учителей. Надо без излишеств, не до этого. Просто по-хозяйски следует подойти к решению этой проблемы», — потребовал глава государства.
Александр Лукашенко отметил, что при написании новых учебников и пособий авторы мыслят категориями опытных преподавателей и других специалистов. Он считает, что такой подход неверен и надо ориентироваться на учащихся.
«На них надо смотреть. Они не обладают такими знаниями, как мы. И опыта у них никакого. Поэтому ориентироваться надо на них и готовить учебники под них. И систему оценки знаний (экзамены и прочее) тоже делать под них», — подчеркнул Лукашенко.
«Здесь и сейчас мы должны определить механизм работы средней школы и вузов на перспективу и решить главную задачу — обеспечить нашей молодежи условия для профессионального становления и развития в своей стране. Подчеркну: наиболее талантливые, перспективные абитуриенты должны быть востребованы у нас, на Родине. Это мое железное правило, — заявил Лукашенко. — Надо просто их поддержать, показать перспективу самореализации и карьерного роста. Если говорить по-простому, направить на путь истинный».
Все еще есть проблемы и по организации питания в школах. Александр Лукашенко подчеркнул, что еда должна быть качественно приготовлена, но не надо отрываться от земли и открывать в школах рестораны. «Поэтому давайте разбираться и смотреть», — добавил он.
Со своей стороны о ряде системных недостатков говорят и контролирующие органы. Так, глава КГК Василий Герасимов обратил внимание на неудовлетворительное состояние стадионов (особенно в сельской местности), окон, крыш. Что касается организации питания, то бывают факты недовложения продуктов, нарушения технологий, неготовности пищеблоков. Есть вопросы и по подготовке школ к новому учебному году. Раньше были паспорта готовности школ, которые подписывали разные ведомства, не только Минобразования. Однако потом от этой практики отказалось само Минобразования.
«В итоге получилось то, что мы имеем: документы просто подписываются, даже без выезда на место, — заметил Герасимов. — Поэтому КГК совместно с Генпрокуратурой внесли предложение о том, чтобы это был межведомственный акт, который имеет вполне определенный статус. Более того, должны быть определены критерии готовности школ».
Генпрокурор Андрей Швед считает, что нужно коренным образом поменять систему подписания сертификатов готовности школ и обозначить ответственность должностных лиц, которые их подписывают. Есть, по его словам, недостатки по планированию и финансированию текущих и капитальных ремонтов, организации системы питания. Что касается оценки качества учебников и учебных пособий, то Андрей Швед обратил внимание на попытки увильнуть от выполнения конкретной задачи по совершенствованию учебников вместо издания все новых и новых.
«Должны быть четкие, доступные, всеми признанные учебники. Вместо этого Министерство образования почему-то уходит от критерия „учебники“. Сейчас их всего 7, зато более 200 учебных пособий, — привел пример генпрокурор. — Ощущение складывается, что люди зарабатывают на этом деньги, потому что создают так называемые учебные пособия, которые, с нашей точки зрения, малоадаптивны к средней школе».
Еще один вопрос — распределение выпускников. Обсуждался вопрос увеличения срока обязательной отработки.
«Что такое два года — это, считайте, мы его обучали в вузе и еще через наставничество, через приобретаемый опыт два года обучаем на работе, — заметил Лукашенко. — В школе, допустим, если это учитель».
Глава государства отметил, что в этом плане нужны запретительные меры, даже если такой шаг будет непопулярным. «Хотя бы полузапретительные: допустим, 5 лет. Правильно, целевик — не менее 5 лет. А может быть, еще и ориентировать где-то аккуратно до 7 лет. В противном случае — не ходи в целевики, — сказал он. — Сроки (уже сейчас надо население аккуратно информировать об этом) мы увеличиваем. Мы готовим для себя специалистов. Мы подготовили, даем тебе первое рабочее место — иди и работай. Вот туда нужно, мы тебя туда направляем. Я тоже проходил через распределение, да и многие здесь сидящие, и ничего».
Обсуждалась сегодня и стоимость платного обучения в Беларуси. Министр образования Андрей Иванец отметил, что государство сейчас фактически дотирует подготовку платников. «Сегодня платник возмещает не более чем 50—70% от стоимости своего обучения. Фактически в республике нет платного высшего образования — это полуплатное образование, которое субсидирует либо университет, либо государство. Мы эту проблему видим, ее нам необходимо решать. К этому уже приступили», — сказал Андрей Иванец.
Более подробно о совещании можно почитать здесь.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро