Вышла последняя серия второго сезона одного из самых дорогих сериалов года — «Основания». Apple сделала ставку на спецэффекты, масштабы и сборники клише из классической фантастики. Как это все вместе сработало? Неоднозначно. Сериал полон недостатков, но оторваться от него сложно.
Читать на OnlínerВ качестве базы «Основание» использует одноименную книгу Айзека Азимова. Хорошо это или плохо, но перед нами ни разу не экранизация. Авторы сериала взяли вселенную, ключевых героев, буквально несколько сюжетных арок. В остальном проект имеет мало общего с первоисточником.
По-другому вряд ли бы вообще что-то получилось. Книжный цикл, начало которому было положено аж в середине прошлого века, отличается сложной для экранизации структурой. Там часто сменяются герои, автор в мгновение ока переносит события на сотни лет вперед (или назад), раскрытию характеров персонажей внимание практически не уделяется.
Все это в случае дословного цитирования не сработало бы в телевизионном и тем более кинотеатральном формате. Поэтому адаптировать «Основание» для зрителя пытались несколько раз, но безуспешно. Пока за дело не взялась Apple. Корпорации нужно было раскручивать свой стриминговый сервис, на что пока не жалко любых денег.
Говорят, бюджет первого сезона «Основания» превысил $50 миллионов. Примерно столько же стоил первый сезон «Игры престолов». Второй сезон явно дороже. Не удивимся, если на него потратили вдвое больше. Пока не сравнится с «Кольцами власти» от Amazon, но в топ самых дорогих сериалов в истории проект Apple входит. Притом что здесь нет суперзвезд, да и гигантских отчислений правообладателям платить не пришлось.
Если говорить в целом обо всем проекте, то в центре внимания находится все человечество, колонизовавшее миллионы планет и создавшее бескрайнюю Галактическую Империю. Вот уже несколько столетий ее возглавляют клоны императора Клеона. Одномоментно живут сразу три клона — юный (брат Рассвет), зрелый (брат День) и старый (брат Закат). Копии регулярно сменяют друг друга и даже не помышляют о смене власти.
В какой-то момент существования империи основатель психоистории, ученый Гари Селдон, публикует свои прогнозы, согласно которым империя вскоре падет, а человечество ждут десятки тысяч лет упадка и смуты. По его словам, падения избежать не получится, но можно сократить время упадка всего-то до тысячи лет. Для этого нужно создать нечто вроде хранилища всех-всех знаний человечества — Основание.
Клеонам, само собой, прогнозы Селдона не нравятся. Было бы здорово его убить и забыть, но в итоге ученого отправляют на удаленную планету на краю империи. Мол, пусть там строит свою «библиотеку» и не мешается под ногами.
В первом сезоне зрителям объясняли расстановку сил. Ключевых сюжетных линий было две. Первая посвящена Гари Селдону, его ученикам Гаал Дорник и Рейчу Фоссу. Они вместе с последователями летят на планету Терминус, куда их сослал император и где должно быть построено Основание. Вторая рассказывает про императоров, клонов Клеона, и их советницу Демерзель — древнего робота, единственного оставшегося после масштабной войны с людьми.
Второй сезон продолжает развивать сюжетные арки первого. Прошло больше ста лет, сменилось поколение клонов Клеона, Основание превратилось в грозную для империи силу, которая распространилась на несколько планет благодаря культу Селдона. Последний присутствует в нескольких ипостасях, как в виде цифровых копий, так и в виде настоящего человека. Он вместе с Гаал Дорник и ее взрослой дочерью хочет построить второе, на это раз настоящее Основание. Очередной император День задумал положить конец правлению клонов и намерен жениться на правительнице Небесного Доминиона. Тем самым он планирует обойти пророчество Гари Селдона.
В продолжении к двум сюжетным линиям прибавилась еще пара направлений помельче. Одно посвящено той самой правительнице Небесного Доминиона и ее советнице. У них своя роль и свои цели для плетения опасных интриг. Второе связано с раскрытием роли в управлении империей Демерзель, которая оказалась чуть ли не центральным персонажем саги.
По сути тем же, чем и первый. Сегодня выходит не так много фантастики в жанре космооперы, чтобы перебирать. «Основание» в целом — классический эпик с бороздящими просторы космоса кораблями, противоборством света и тьмы (хотя в данном случае стороны конфликта не так ярко выражены, как в тех же «Звездных войнах»), галактическими баталиями и магией на грани фантастики.
Во втором сезоне ожидаемо всего стало еще больше. Больше героев, масштабнее события, закрученнее интрига. По сравнению с началом очевиден уклон в сторону дворцовых интриг. Не зря и так самая интересная сюжетная линия об императоре стала еще выгоднее отличаться от остальных.
Это заслуга не только сценаристов, которые, кажется, старательнее всего поработали над историей Клеона, но и актера Ли Пейса, который сыграл Дня. Да, временами его персонаж уж очень похож на эпатажного в молодости Валерия Леонтьева, но, оказывается, это идет стилистике и настроению «Основания» на пользу.
С атмосферой здесь поработали замечательно. Вроде бы все это мы уже где-то видели, однако по-прежнему фантастические артефакты работают на настроение. Поэтому величественные планеты, флотилии космических кораблей, технологичные и ржавые буровые установки хоть и знакомы по классическим лентам, но и здесь справляются с созданием нужной атмосферы.
Еще «Основание» порой напоминает старую добрую книжку с непритязательными, но интересными фантастическими рассказами. Когда автор не пытается выстраивать свое произведение в соответствии с законами логики и здравого смысла, а просто рассказывает увлекательную сказку о путешественниках во времени, культистах из будущего, космических пройдохах и загадочных артефактах, которые способны повлиять на судьбу целого мира.
Если любишь фантастику, то «Основание» смотреть интересно. Но это не значит, что сериал безупречен. Увы, интересность здесь соседствует с кучей недостатков. Кому-то они покажутся надуманными и не помешают получить удовольствие от просмотра. Тем не менее эти минусы делают из «Основания» посредственный сериал.
В первую очередь в глаза бросается упоминавшееся выше заимствование из других фантастик. Да, цикл Айзека Азимова непосредственным образом повлиял на содержание «Звездных войн». Но раз уж сериал не дословно следует букве романа, то мог бы дистанцироваться от классики Джорджа Лукаса.
Здесь можно найти отсылки практически ко всем ключевым слагаемым «Звездных войн», благодаря которым об этих фильмах знают даже те, кто их не смотрел. Одетые с иголочки генералы, армии штурмовиков, то есть имперских солдат в экстравагантных костюмах, огромные космические корабли, разрушение планет, атака и уничтожение Звезды Смерти. Все это есть в «Основании». Даже копия Хана Соло нашлась — образ контрабандиста Хобера Меллоу практически без изменений списан с персонажа Харрисона Форда.
Чтобы соответствовать современным тенденциям, авторы второго сезона добавили приличную порцию дворцовых интриг. Как в «Игре престолов», впрочем, не получилось. Потому что сделано все бесхитростно, предсказуемо и наивно. Такой формат наверняка отлично зашел бы в конце 1970-х на волне хайпа по «Звездным войнам». Удачных подражателей тогда было мало, сегодняшнее «Основание» вполне могло бы составить конкуренцию детищу Джорджа Лукаса и даже стать классикой.
Но сегодня с эпохой полувековой давности нынешний кинематограф мало что роднит. Другие времена — новые стандарты. «Основание» в этом смысле смотрится слегка устаревшим продуктом. Вроде бы авторы тоже понимают это и даже стараются по-молодежному принарядить старика. Здесь много умных якобы научных фраз, хорошо работающих на атмосферу, но по сути пустых и бессмысленных.
Также удивительно, что, несмотря на гигантский бюджет, сериал порой выглядит как-то местечково. С одной стороны, заявлены галактических масштабов события, правители распоряжаются жизнями триллионов граждан. С другой — Основание, противопоставляющее себя Империи, выглядит как малонаселенная деревня. Даже в самых грандиозных и эпичных эпизодах участвует лишь горстка людей. Все это мешает прочувствовать ту самую эпичность происходящего.
Не обошлось и без тележки киношных клише. Особенно авторы «Основания» любят использовать нелепые спасения «в последний момент». В одной серии таких вот «в последний момент» может быть четыре-пять штук. Апофеозом можно считать последнюю серию второго сезона, где с самого начала авторы настолько беззастенчиво прибегают к приему Deus ex machina, что зрителю ничего не остается, как возмущенно кекать до финальных титров.
«Основание» — сериал с множеством недостатков, но при этом его интересно смотреть. Даже когда подмечаешь все нестыковки, банальности и провисания, все равно с нетерпением ждешь следующей серии. Вряд ли проекту суждено войти в историю. Однако он цепляет эстетикой, историей, размахом. А что еще нужно от сериала? Так что плюемся, но ждем третий сезон.
Представьте только: в каталоге Betera, лидера индустрии гемблинга Беларуси, почти две тысячи игр от самых топовых провайдеров! Помимо раздела «Слоты» , широкий выбор развлечений в live-казино, TV-играх, виртуальном и традиционном спорте, киберспорте.
Переходите по ссылке, чтобы забрать приветственный бонус: 50 бесплатных вращений в онлайн-казино + 50 рублей для ставок на спорт в Betera.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by