Этот сериал неожиданно стал одним из хитов первой половины 2023 года. Свою роль сыграла то ли не самая «рыбная» на сериалы пора, то ли захватившая многих зрителей эстетика постапокалиптической антиутопии на манер Fallout. Было сложно, но мы досмотрели первый сезон «Укрытия», весьма слабого сериала с сильными, но не раскрытыми идеями.
Читать на OnlínerВсе события происходят в гигантском подземном бункере из 144 этажа. К слову, оригинальное название Silo в переводе куда ближе к «бункеру». Да и книжки, на которых базируется сериал, в локализованном виде назывались «Бункер». Еще одна переводческая странность, отдавшая предпочтение невнятному «Укрытию».
Здесь проживает самодостаточные общество численностью около 10 тысяч человек. Есть социальное расслоение в зависимости от этажа жительства и работы — нижние, средние, верхние. Рожать детей можно только с разрешения властей и только избранным, но вообще у всех женщин вшиты противозачаточные капсулы.
Наружу выйти можно, но только один раз. Обычно этой сомнительной чести удостаиваются либо преступники, либо безумцы, пожелавшие отправиться наверх. Там есть камера, которая в реальном времени транслирует на огромные телевизоры внутри бункера картинку безжизненного ландшафта. Несчастных, которые отправляются на поверхность земли, наряжают в некое подобие скафандра, который помогает продержаться в условиях отравленной атмосферы несколько минут.
Также им выдают тряпочку и предлагают протереть объектив камеры от пыли, чтобы оставшимся в бункере согражданам было лучше видно камни, засохшее дерево и трупы предыдущих перебежчиков. Обычно никто не собирается этого делать, но в итоге каждый старательно протирает объектив камеры, а потом с улыбкой на лице умирает недалеко от выхода из бункера.
Одновременно здесь принято с придыханием говорить о некоем восстании 140-летней давности, в ходе которого группа безумцев якобы намеревалась открыть двери убежища, чтобы отравить все население. С тех пор в бункере строго запрещено хранение так называемых реликвий прошлого — журналов, жестких дисков и прочей ерунды. За соблюдением правил следят «законники».
Никто из живущих в бункере (исключение если и есть, то в виде одного-двух избранных) не знает, кто построил убежище и когда из него можно выйти. Одно ясно: время еще не пришло, поэтому все новые и новые поколения людей призваны рождаться и умирать под землей.
Если прочитать описание сюжета, то сериал вызывает интерес. Да, ключевой сюжетный твист очевиден с самого начала, но ведь сколько интересного можно наворотить вокруг самой идеи существования социума в замкнутом пространстве! Здесь вам и антиутопия с тоталитарной властью, и раскрытие тайн бункера, и возможное вмешательство третьих сил.
Увы, но «Укрытие» не дает ничего из того, что обещает. Местные антиутопические замашки покажутся зрителям лайтовым грустным анекдотом, а тайны бункера сведутся к скучнейшему детективу. Вместо того чтобы раскручивать обозначенную в синопсисе интригу, вся история уже со второй серии скатывается в унылое расследование.
За детективной линией перестаешь следить уже к середине сезона. Причем финал расследования только подтверждает правильность такого подхода. Также авторы добавили много мелких флешбэков. Обычно они нужны для раскрытия характеров героев, но здесь, кажется, только для того, чтобы растянуть все дело на десять эпизодов. В сериале в целом поразительно настойчивый упор на бесполезные разговоры и флешбэки. И все это совсем не работает на раскрытие вроде как центральной идеи проекта.
Впрочем, совсем скоро становится непонятно, а есть ли здесь вообще какая-нибудь центральная идея? Авторы сериала вроде бы подталкивают к чему-то масштабному, но в конце концов сливаются в камерную историю. Даже в самом бункере не ощущается масштаба. Здесь 144 этажа и 10 тысяч жителей? А создается впечатление, будто этажей 10 и максимум 200 человек. Это еще одна проблема, которая существенно портит сериал.
«Укрытию» не веришь, но не потому, что это какая-то уж очень неправдоподобная фантастика, а из-за несуразно огромного количества логических ляпов. Бывает, какие-то проекты так захватывают, что несколько логических несостыковок легко прощаешь. Но здесь не тот случай: и ляпов много, и прощать их не за что.
Уже упоминали само убежище, которое кажется искусственным и надуманным. Герои приходят к выводу, что за ними следят и подслушивают. То есть за 140 (или даже больше) лет никто об этом не догадывался и даже зеркало не разбивал? В этом подземном мире, где должна идти ежеминутная борьба за любые ресурсы, нет проблем ни с едой, ни с серьезным криминалом (мелкие контрабандисты не в счет), ни с водой, ни с любой другой бытовой ерундой, которая в таком мире приобрела бы статус первостепенной важности. Даже одежда и обувь, кажется, фабричного производства. Ну, или идеально сохраняется сотни лет.
Зато хватает надуманных сложностей. Например, работающий как минимум полтора века генератор нужно починить внезапно, здесь и сейчас. И обязательно в один заход, за полчаса, потому что иначе не случится драматургического накала. При этом все боятся отключения света даже ночью на несколько часов, потому что люди вроде как могут друг друга перебить. С чего бы это? Ответа на этот вопрос нет. Просто «ну а вдруг».
Да, герои любят говорить, как тяжко им живется. Например, ходить пешком с 1-го на 144-й уровень и обратно. Но опять же ощущения этих сложностей нет. Все довольно резво бегают туда-сюда при малейшей необходимости, несмотря на возраст и здоровье. Иногда падают вниз головой, чтоб быстрее было.
Условности коснулись самого главного — детективной линии, которой здесь подчинен весь сюжет. Так, доказательства в «Укрытии» легко находятся пронырливым шерифом в карманах мертвецов. Тайники с подсказками обнаруживают себя после пятисекундного нахмуривания лба. Закрыта нужная дверь? Не беда, под лестницей обязательно найдется лом. Ну, и чуть ли не в каждой серии находят по очередной объясняющей все папке с «шокирующим» содержанием.
Есть. Например, исполнительница главной роли Ребекка Фергюсон. Ее героиня — механик, которая практически случайно стала шерифом. Причем на новую должность она заступает так, словно тайком работала на ней десятилетиями. Да и в целом этот персонаж творит столько нелогичной дичи, что диву даешься. Но, несмотря на все это, ей, в отличие от остальных здешних героев, веришь. И это заслуга именно Ребекки Фергюсон, сдержанная игра которой замечательно раскрывает волевой характер ее персонажа.
Также есть один совсем коротенький, но сильный эпизод, когда из-за сбоя в подаче электричества гигантские экраны на мгновение показывают совсем не то, что привыкли видеть жители бункера. Все, однако, не могут поверить своим глазам и предпочитают забыть об увиденном.
Концовка первого сезона тоже неплоха. Она, уверены, обманет ожидания многих зрителей. Собственно, первая и последняя серии — единственное, что можно посмотреть в «Укрытии» без мук от душной истории. Фактически лишь 20% хронометража первого сезона хотя бы пытаются играть в изначально заявленный сюжет. Хотя ни одного ответа на заданные вопросы в первом сезоне все равно не видать.
Странно видеть ажиотаж вокруг «Убежища». Проект с хорошим потенциалом превратился в банальный клишированный сериал, в котором тема антиутопии уж очень быстро свернула на детективно-романтическую стезю. От фантастики здесь только первая и последняя серии, а все, что между ними, — вымученное, заштампованное расследование.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Недавние гегемоны белорусского футбола в этом сезоне решают разные задачи: БАТЭ готовится как можно лучше пройти квалификационный раунд ЛЧ, а «Шахтер» отыгрывает отнятые баллы в чемпионате Беларуси.
Даже такие разные обстоятельства не отнимают приставку «топ» у этой встречи. Выбирай своего фаворита — мы лишь косо с оглядкой укажем на кэфы. А для новых игроков есть бонус 50 BYN + 50 фриспинов.
Забирайте по ссылке.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by