Хотите вы того или нет, но на турецкие сериалы уже подсел весь мир: страна пятизвездочных резортов, рахат-лукума и уличных котиков занимает еще и второе место по экспорту телепродукции. И даже если вы понятия не имеете, кто такие Серкан и Эда из «Постучись в мою дверь», скорее всего, вы тоже слышали, чем закончилась их лавстори. Нет? Тогда спросите супругу, коллегу, подругу или маму — и откроется портал в дивный параллельный мир «дизи». Если что, мы прыгаем туда вместе с вами: с этого материала стартует совместный спецпроект с VOKA, посвященный феномену новых мыльных опер для миллениалов. Разбираем турецкие сериалы от А до Я (ну почти): выясняем, за кем из современных звезд стоит следить, какую классику нужно уважать и что смотреть, чтобы быть на хайпе, почему серии идут так долго и за что авторов невинных мелодрам постоянно штрафуют на сотни тысяч долларов.
Что нужно для участия в конкурсе двойников, который мы проводим вместе с VOKA и Xiaomi?
1. Быть уверенным в том, что вы похожи на персонажа любого популярного турецкого сериала. На отдыхе в Анталье все путали вас с Эдой Йылдыз? На работе шутят: «Еще бы бороду подлиннее и вылитый султан Сулейман»? Конкурс точно для вас.
2. С 6 по 15 июня 2023 года включительно прислать на почту voka@onliner.by свои фотографии, кадры с персонажем-двойником (или фото исполнителя роли), а также небольшой рассказ о вас и вашем отношении к турецким сериалам.
Конкурс проходит в несколько этапов. Вначале редакция Onlíner выбирает лучших кандидатов. 16 июня на сайте опубликуется первая подборка фото и историй, 19 июня — вторая. Каждая из них будет сопровождаться читательским голосованием. По их итогам определятся два финалиста, для которых мы организуем фотосессии в стиле похожих на них героев сериалов (будьте готовы приехать в Минск). Победитель определится при помощи финального читательского голосования.
Он или она же и получит главный приз — телевизор Xiaomi TV Q2 50" L50M7Q2RU (международная версия).
С полным перечнем правил конкурса можно ознакомиться здесь.
В Турции сериальные актеры — самые уважаемые суперзвезды и новая интеллектуальная элита. Популярные артисты стараются параллельно со съемками заниматься разными общественно полезными делами: организуют экофонды, оказывают поддержку детям-сиротам, борются за права женщин и принимают участие в политических движениях. За личной жизнью звезд фанаты следят не менее пристально, чем за судьбами их экранных версий.
Что любопытно, очень многие фронтмены турецкого ТВ пришли в актерство из других профессий, и почти у всех есть дипломы по специальностям, не связанным с кино. Халит Эргенч — султан Сулейман из «Великолепного века» — отучился на судостроителя, Барыш Ардуч из «Ворона» в прошлом спасатель, звезда «Запретной любви» Кыванч Татлытуг играл в баскетбол за «Бешикташ», а самый высокооплачиваемый актер Турции Джан Яман владел адвокатским бюро.
Знаменитые актрисы чаще всего начинали карьеры с модельных подиумов, затем играли в театре и фестивальном кино (турецкую публику тяжело покорить лишь внешностью). Вот на чьи соцсети стоит подписаться, чтобы сойти за своего в компании поклонников турецких сериалов: Демет Оздемир, Неслихан Атагюль, Бурджу Бириджик, Берен Саат, Хазал Кая и, конечно же, красотка Ханде Эрчел.
Образцовая парочка влюбленных из турецких сериалов — главные герои мелодрамы «Запретная любовь». С момента его финала прошло уже больше десяти лет, за это время зрители успели прикипеть к сотне таких же то несчастных, то счастливых любовников, но Бихтер и Бехлюль — уже имена нарицательные, как Ромео и Джульетта. Фраза «Behlül kaçar» («Бехлюль убежал») стала мемом в тусовке преданных поклонников турецкого телевидения. А роль Бихтер принесла первую славу Берен Саат, будущей звезде «Великолепного века: Империи Кёсем».
Сериал, с которого у многих русскоязычных зрителей началось знакомство с турецким контентом и первая любовь к нему. Размашистый костюмный эпик, по масштабам порой сравнимый с «Игрой престолов» (только в первой части появилось больше 500 актеров; ради съемок строили целые деревни), пересказывает историю любви султана Сулеймана Великолепного и его наложницы Хюррем.
В отличие от других похожих проектов, «Великолепный век» к турецкой истории относится без особого трепета: авторы постоянно проводят ревизию эпохи и смело подчеркивают неоднозначные и негативные стороны исторических героев. После серии, где Сулейман убивает своего сына, турецкие зрители были настолько взбудоражены, что даже требовали лишить султана звания «великий». Власти, в свою очередь, посчитали «Великолепный век» оскорбляющим историческую память. Что не помешало ему, впрочем, усадить перед телевизорами треть страны и сделать суперзвездами два десятка малоизвестных до этого артистов.
Так называют сериалы собственного производства сами турки. В русском языке иногда встречается слово «турдизи». В массовом представлении типичные дизи скроены по одной и той же бесконечно работающей формуле, которую еще в 90-х успешно обкатало латиноамериканское «мыло»: двое молодых людей по всем общественным канонам не должны даже взглядов бросать друг на друга, а они берут и до умопомрачения влюбляются. На экране постоянно кипят романтические страсти — при этом рамки целомудрия лишь слегка похрустывают (можно смотреть с бабушкой — краснеть не придется). Сюжет ужасно предсказуемый, а оторваться невозможно. В общем-то, все так и есть, и в этих понятных в любой точке мира эмоциональных пиках кроется секрет успеха.
Но главное, в чем турецкие сериалы переплюнули тех же бразильских предков, — жанровая пластичность. Любовные коллизии и семейные разборки не обязательно должны разворачиваться в пространстве мелодрамы: среди самых хитовых дизи полно процедуралов, полицейских боевиков, хорроров, закрученных детективов, психологических триллеров — короче, всего, к чему привыкли зрители американского кабельного ТВ. Недавний тренд — откровенные подростковые драмы в духе «Элиты» и «Сплетницы». Более того, все эти жанры могут прекрасно уживаться и в одном сериале. Дизи, который начинается как ромком, а заканчивается как триллер, — дело привычное.
Тема положения женщины в современном (и не только) обществе — одна из ключевых в турецких сериалах. Это не удивительно, учитывая влиятельность движений по борьбе за права женщин в Турции, а также тот факт, что существенная часть хитовых дизи пишется и снимается женщинами. Самый выдающийся пример — «Без вины виноватая», драма про молодую девушку Фатмагюль (Берен Саат), изнасилованную компанией пьяных парней из богатых семей, а затем принудительно выданную замуж за одного из них. Сериал вышел в 2010 году, обрел большую популярность на Ближнем Востоке, а с возникновением движения #MeToo завоевал и европейскую аудиторию.
Еще один важный сюжетный мотив в дизи — власть женщин. Над мужчинами, над миром, да и вообще. Об этом, собственно, рассказывает «Великолепный век» и его продолжение «Империя Кёсем», довольно подробно воспроизводящие период в истории Османской империи, который даже получил название «женский султанат».
Считается, что именно с этой многосерийной мелодрамы начался новейший расцвет турецких дизи. «Запретная любовь» стартовала в 2008-м и шла в эфире всего два года: за это время создатели успели продать права на трансляцию в 20 стран, а уже после финала появились ремейки в Испании, Индии, Румынии и Армении. Несмотря на то, что сюжет адаптирован из османского романа XIX века, «Запретная любовь» — в буквальном смысле концентрат современной турецкой мыльной оперы со всеми узнаваемыми страстями, интригами, секретами и неоднозначными персонажами.
Повествование вертится вокруг тайного романа молодой жены влиятельного бизнесмена Бихтер с симпатичным племянником мужа Бехлюлем. Сходиться, расходиться, разрываться от любви и заминать чувства любовники будут на протяжении 79 полуторачасовых эпизодов.
Самая престижная телевизионная премия Турции, которую обычно любят называть местным «Оскаром». Ежегодная церемония награждения проходит в Стамбуле уже почти полвека и по пышности организации, количеству приглашенных звезд и нарядов на них мало чем отличается от светских тусовок Голливуда. В прошлом году награду за лучший драматический сериал, а также за обе главные роли унесло «Правосудие» — история служебного романа прокурора и адвокатессы.
Наверное, не найдется такого периода в истории страны, про который турки еще не сняли сериал. Больше всего исторических костюмных дизи посвящено, конечно же, разным эпохам Османской империи: есть экранизации историй как о ее основании («Воскресший Эртугул» и «Основание: Осман»), так и о закате («Права на престол Абдулхамид»). Хотите экскурса в еще более раннюю историю? Вот, например, эпическая хроника экспансии сельджуков — «Пробуждение: Великие сельджуки». Из новейшего — сериал «Одинокий волк» про попытку военного переворота 2016 года.
Здесь еще могло быть слово «краш» — именно им актер из сверхпопулярного сериала «Постучись в мою дверь» (вернее даже не он, а его персонаж по имени Серкан Болат) стал для миллионов русскоязычных зрительниц. Бюрсин прославился образами типичных стамбульских concon — то есть нагловатых европеизированных мажоров — и в принципе никогда не скрывал, что таким является в реальной жизни. Керем, сын успешного нефтяника, рос в Юго-Восточной Азии, учился в Европе, начинал карьеру в США. Интересный факт: его дебютные роли случились в треш-ужастиках от студии легендарного Роджера Кормана, крестного отца Тарантино. А еще Бюрсин на первых порах подрабатывал водителем голливудских селебрити — и так подружился с Марго Робби.
Вернувшись на родину, Керем сыграл несчастного альфача в школьной драме «В ожидании солнца», мгновенно став большой звездой. Затем был долгий период олдскульных боевиков а-ля Ван Дамм. В них молодой кумир всей Турции был то копом, то боксером, то хулиганом, но все его герои все равно оставались в рамках более-менее одного типажа: холеный, как из рекламы дезодоранта, душноватый брутал с кучей комплексов, которые по каким-то причинам делают его только притягательнее. Как итог — пик собирательного образа в «ПВМД», сотни именных бенто-тортов, тысячи комментариев «Серкан, увези меня с собой» и статус, возможно, самого желанного мужчины на постсоветском пространстве — почему-то именно у нас герой Бюрсина стал популярнее, чем в самой Турции, где Болата как раз раскритиковали за вторичность.
Самая трендовая в американском кино тема — противостояние богатых и бедных — давно уже укоренилась в турецких сериалах. Отсутствие «мэтча» в социальных статусах — самая частая причина, почему влюбленные из дизи не могут просто взять и нормально построить свое счастье. Завязка в духе «простая девушка покоряет красотой и харизмой успешного мужчину» была, например, в «Стамбульской невесте», «Ранней пташке» и том же «Постучись в мою дверь».
Наверняка вы уже заметили, что именно это слово чаще всего встречается в названиях турецких сериалов. «Запретная любовь», «Черная любовь», «Любовь напоказ», «Любовь напрокат», «Грязные деньги, лживая любовь», «Любовь не понимает слов» — и это только те, что сразу приходят в голову. Все понятно без лишних пояснений: искренние романтические чувства во всех этих сюжетах — с точки зрения общества (и даже самой пары: почти всегда будущие возлюбленные в первой серии с презрением относятся друг к другу) запретные, неправильные, порочные и какие только не, но в конце концов, как в старой сказке, преодолевающие все и вся (кроме низких зрительских рейтингов).
Подавляющее большинство дизи снимается с прицелом на международную аудиторию. Да, сценаристы много рассказывают о специфике турецких нравов и обычаев, касаются в сюжетах реальных общественных проблем и локальных конфликтов. Но делают они это так, чтобы понял любой турист — а если и не понял, то все равно получил удовольствие. Однако есть и целый пласт сериалов, тонкие отсылки, юмор и подоплеку всех событий которых трудновато будет уловить иностранцу — при этом сами турки эти дизи считают современной классикой и знают наизусть. Среди самых ярких примеров: хипстерское метафэнтези «Лейла и Меджнун», полицейский триллер по мотивам столичных новостных сводок «Бехзат: Серийные преступления в Анкаре» и «Мы встретились в Стамбуле» — галерея психологических портретов молодых стамбульцев от Netflix.
Турецкие дизи соответствуют самым высоким моральным стандартам. Молодежь в сериалах крайне редко курит и употребляет алкоголь, первого поцелуя влюбленных часто приходится ждать полсотни серий, откровенная эротика — нонсенс. Главная героиня даже с европейским лайфстайлом и прогрессивным мышлением всегда будет придерживаться традиционных ценностей, хранить верность избраннику и уважать родителей. Западному зрителю это может показаться странным и даже скучным — зато целомудренный контент идет на ура, скажем, в Саудовской Аравии и остальных странах Персидского залива, где потенциальной аудитории не меньше, чем в Штатах.
Дедушка современных дизи — сага с зарисовками из жизни типичного стамбульского махалля (мусульманского квартала). «Наш народ» стартовал в 1989 году и продержался в эфире рекордные 13 лет. Сейчас воспринимать этот местечковый аналог «Санта-Барбары» можно разве что как артефакт своей эпохи. А уж начинать всерьез смотреть его и вовсе нет никакого смысла: даже молодые турки вряд ли поймают специфический вайб тогдашней телепродукции — что уж говорить про зарубежного зрителя, перед которым в 90-х, естественно, никто расшаркиваться даже не собирался.
Главный лайфхак для тех поклонников турецких сериалов, которые хотят быть в курсе всех актуальных событий из жизни любимых героев, но не успевают смотреть все целиком. Озетами называют перемонтированные версии эпизодов без неважных сцен и второстепенных сюжетных линий — по сути, это краткие пересказы, или, если сериальным сленгом, рекапы. Краткие, конечно, по меркам Турции: средняя озета по продолжительности сравнится со стандартной серией западного сериала. Часто их пускают по телевизору перед показом следующего полноценного эпизода.
Самый нашумевший, успешный и уже, пожалуй, культовый турецкий проект последних лет. «Постучись в мою дверь» закончился почти два года назад, но смотреть и обсуждать его продолжают до сих пор — особенно в русскоязычном интернете, где этот незамысловатый дизи стал большим феноменом. Права на трансляцию были проданы в 85 стран мира, кое-где, в том числе и в России, планируются съемки ремейков. В 2021 году сериал попал в чарты Twitter как один из самых обсуждаемых во всем мире, уступив только парочке хитовых аниме, проектам Marvel и «Игре в кальмара».
Завязка следующая. Красавица-флористка Эда мечтает уехать учиться в Италию на ландшафтного дизайнера. Местное бюро, которое выделяет стипендии талантливым студентам, отклоняет ее заявку. Девушка в ярости собирается высказать все, что думает, лично владельцу фирмы — молодому пижону Серкану Болату. Первый сюжетный твист происходит уже во время знакомства героев: Серкан взамен на учебный грант предлагает Эде на пару месяцев притвориться его невестой — чтобы позлить бывшую. Ну, вряд ли стоит объяснять, что и как будет дальше.
В чем тогда секрет успеха, если похожий сюжет все уже сто раз видели в других дизи? От соседей по эфиру «Постучись в мою дверь» отличается внешней солнечностью, легкостью и чисто ромкомовским настроением — никакого лишнего надрыва и наигранной гиперэмоциональности. Персонажи, несмотря на общую сказочность происходящего, чаще оказываются в понятных отношенческих ситуациях, какие случались у миллионов зрительниц и их подруг. «Жвачка, но такая жизненная» — довольно частый отзыв от подсевших на «ПВМД».
Среди всей массы дизи стоит, пожалуй, отдельно выделить категорию психиатрических драм — ни в одной другой стране сериалы, сюжеты которых базируются на ментальных расстройствах главных героев, не вышли на такие масштабы популярности. На заре пандемии в топ самых просматриваемых сериалов ворвалась «Квартира невинных» — драма о девушке с ОКР и маниакальной тягой к чистоте. И «Квартиру», и многих других рейтинговых представителей поджанра (среди них, например, «Девушка за стеклом» и «Дом, в котором ты родился — твоя судьба») написала одна и та же сценаристка, она же практикующая врач-психиатр Гюльсерен Будайджиоглу.
Создатели эфирных дизи крайне зависимы от зрительских рейтингов — все из-за высокой конкуренции. Сериалы, которые перестают держать внимание аудитории, без сожалений закрывают. Так что, если вы вдруг решите начать знакомство с турецкими сериалами с того тайтла, где поменьше серий, не спешите: вероятнее всего, именно он был оборван на середине сезона, не успев завершить ни одной сюжетной линии. В дизи, которые долго держатся в топах, наоборот, часто перегруженное повествование и хромающая логика происходящего: сценаристы готовы на любые, даже самые дурацкие повороты, лишь бы зритель подольше не отлипал от экрана.
Раз уж турецкие сериалы воспринимаются одинаково в любой точке планеты, то в обратную сторону, по идее, должно работать точно так же. И работает. Многие западные (и не только) телехиты давно уже получили свои турецкие адаптации. Так, в дизи превратились «Доктор Хаус» («Хекимоглу»), «Большая маленькая ложь» («Маленькие убийства»), «Бесстыжие» («Наша история»), «Половое воспитание» («Любовь 101»), «Отчаянные домохозяйки» (название осталось таким же) и еще не меньше десятка знакомых тайтлов. Бывали случаи, когда турки делали ремейк малоизвестного сериала, и он становился успешнее оригинала. Так произошло с японской драмой «Моя мама» — после выхода в турецкий эфир ее пересняли еще в четырех странах.
Очевидно, мировой стриминговый бум не мог не затронуть и турецкую сериальную индустрию. Местные онлайн-кинотеатры, как и когда-то американские, стали площадкой для куда более бескомпромиссных и авторских проектов, чем те, что крутят по вечерам по телеку. Первым успешным сервисом можно назвать стриминг puhutv, где в 2017 году вышел психологический триллер «Фи, Чи, Пи». Очередной сюжет про любовный треугольник — между студентами балетной школы и знаменитым психиатром — на фоне эфирных дизи выделяется как минимум строгим «18+»: герои курят, матерятся и даже занимаются сексом. Да, потоковые вещатели в Турции пока не так сильно подвержены цензуре и могут позволить себе гораздо больше, чем телевидение, — и тем самым завоевывают аудиторию снобов, которые хотят контента уровня HBO, только с местным колоритом.
Вроде бы банальные маркетинговые кампании сериалов в соцсетях турецкие телевизионщики превратили в отдельное интерактивное шоу. Между эфирами в интернет выбрасывается по несколько свежих фрагментов — их ждут и обсуждают не меньше, чем сами серии. Еженедельно публикуются рейтинги самых популярных пар у пользователей, под каждый эпизод заводится свой хештег, а сценаристы реагируют на настроения фанатов практически в реальном времени: добавляют или выводят героев, выкручивают тональность, ускоряют развитие отношений в парах. Такая возможность есть: дизи обычно снимают в режиме «сегодня на завтра», а не сезонами наперед. Еще в соцсети часто выкладывают эксклюзивные анкаты — например, самые горячие сцены, которые нельзя показать в эфире. Все это успешно собирает свои десятки миллионов просмотров и лишний раз подогревает интерес к турецкому контенту.
Из дизи действительно многое можно узнать о традициях, обычаях и менталитете турков. Часто все это может обыгрываться, например, через тему столкновения западной и восточной культур. Или вот парочка старинных свадебный обычаев, которые уже во всех вариациях изучили адепты дизи (просто потому, что их показывают почти в каждом сериале): девичник в красных платьях, связанные лентой обручальные кольца, соленый кофе, который невеста подает жениху. Еще турки очень суеверный народ — и тема стародавних примет и всякого рода семейных проклятий занимает не последнее место в экранных коллизиях.
Эда из «Постучись в мою дверь» — самая популярная турчанка в Instagram: за аккаунтом звезды (в котором она любит откровенничать лично) следит почти 31 миллион подписчиков, больше во всей стране нет ни у кого. Такая медийная слава свалилась на 29-летнюю Эрчел уже после роли в супертрендовом ромкоме. До этого девушка, конечно, снималась в сериалах, но не то чтобы прямо покоряла сердца аудитории: ее предыдущий сериал, мафиозный триллер «Кольцо», и вовсе пал жертвой низких рейтингов. В Турции у Ханде скорее была репутация успешной модели и просто хорошей девушки, а не запоминающейся актрисы.
И только с выходом «ПВМД» Эрчел мгновенно стала лицом с обложек и красных дорожек, королевой дизи для международной аудитории (считается, что в Европе ее Эда — даже более культовый персонаж, чем Серкан) и одной из главных героинь светской хроники. Особенно бурно все обсуждали служебный роман Ханде с Керемом Бюрсином: Серкан и Эда вместе в реальной жизни — звучит как сбывшийся сон любого фаната дизи. Самая красивая пара Турции, правда, распалась в 2022 году — теперь уже весь интернет смакует вероятную помолвку Эрчел с миллиардером Хаканом Сабанджи. Фанатские теории актриса никак не комментирует, зато нон-стоп радует аудиторию роскошными аутфитами: каждое новое платье — тема дня в дизи-сообществах.
Непосвященных адептов Netflix продолжительность серий в турецких сериалах запросто введет в ступор. Средний хронометраж каждого эпизода в локальном эфире — два с половиной часа, с рекламой — все четыре. Для международных трансляций их разрезают на более привычные сорокаминутные части, но начинает пугать уже число серий, почти всегда переваливающее за сотню (и это только два сезона). В Турции под просмотр сериала выделяют целый вечер: перед новой серией нужно же еще посмотреть озету или предыдущий эпизод целиком. Фанаты дизи такой неторопливости только рады: можно подольше не расставаться с родными героями.
В Турции официально действуют цензурные ограничения для всего выпускаемого контента — за них отвечает Верховный совет по радио и телевидению (RTÜK). Структура пристально следит, чтобы в сериалах ничего не противоречило нравственным нормам: алкоголь, сигареты, кровь и названия брендов должны быть заблюрены. Любовным интригам, какими бы запутанными они ни были, положено в конце концов разрешаться в соответствии со всеми традиционными понятиями о морали. Нередко госорган может придраться совсем уж к эфемерным вещам вроде «неуважительного отношения к турецкому языку».
Для интернета и отдельных платных каналов есть послабления (но не значит, что ограничений нет вообще) — все-таки тамошние сериалы в первую очередь смотрят иностранцы. Сложнее всего с цензурой на гостелевидении: был громкий кейс, когда вещателей заставляли замазывать пенисы самцов антилоп в документалке о животных. Из-за конфликтов с RTÜK из Турции пару лет назад собирался уходить Netflix. Однако, оценив объемы рынка, американский стриминг пошел на уступки: стал вносить правки в сценарии и ставить маркировки «18+» даже на детские мультсериалы.
При всем количестве запретов, существующих в отношении турецких сериалов, дизи почти никогда не снимают с эфира и не банят на стадии продакшена — за нарушения создателей просто штрафуют постфактум. Если вы смотрите эфирный турецкий сериал и все-таки видите что-то пикантное в кадре, то, вероятнее всего, на это ушла отдельная часть бюджета, причем немаленькая. Штрафы RTÜK серьезно пополняют госбюджет: например, с одного только канала FOX в сезоне 2020—2021 стрясли почти $480 тысяч.
Рекордсменом по уплаченным штрафам считается «Бехзат: Серийные преступления в Анкаре», который почти девять лет «создавал негативный образ представителей полиции». Среди новых хитов больше всего досталось триллеру «Неверный» — за саму центральную тему супружеских измен. Не избежал штрафов и «Постучись в мою дверь»: невинный ромком прокололся на сцене, где Эда и Серкан вместе принимают ванну — комиссия RTÜK посчитала, что такие выходки приводят к деградации общества.
Сейчас Турция занимает второе место в мире по объемам экспортируемых сериалов, больше только у США. Дизи смотрят уже в более чем 200 странах — самой большой любовью они пользуются на Ближнем Востоке и Балканах, а в Латинской Америке уже вытесняют местные мыльные оперы (дизи там чаще выбирает консервативное старшее поколение). В 2017 году сделок на продажу турецких сериалов заключили на $350 миллионов, к 2022 году сумма достигла $600 миллионов, в амбициозных планах на 2023 год — выйти на выручку в $1,5 миллиарда.
Видеосервис VOKA для жадных до всего интересного. Больше позитивного, яркого и в то же время содержательного, а главное, всего самого интересного в одной подписке! VOKA — лидер в ассортименте контента, на видеосервисе вы сможете найти контент самых известных и популярных правообладателей: онлайн-кинотеатров, студий (viju, Amediateka, Premier, Start, more.tv), более 130 ТВ-каналов, спортивные трансляции и собственный эксклюзивный контент платформы.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by