На этой неделе в кинотеатрах выходит комедийный ужастик «Ренфилд», примечательный тем, что графа Дракулу в нем играет великий и ужасный Николас Кейдж. Сейчас актер переживает очередное возрождение карьеры, которых за 40 лет в кино у него было не меньше четырех: он одновременно лицо артхауса, оскароносный артист, герой боевиков, икона хорроров категории «Б» и человек-мем. Из всей его насыщенной фильмографии сложно выбрать топ лучших фильмов, поэтому доверимся вкусу самого Кейджа: недавно актер назвал пять своих лучших ролей (и это прекрасный выбор!).
Читать на OnlínerСтановление Николаса Кейджа как главного треш-артиста современности пришлась примерно на конец нулевых. А пиковая роль той эпохи — коррумпированный коп-наркоман в постироничном детективе Вернера Херцога под названием «Плохой лейтенант: Порт Нового Орлеана». Это не ремейк одноименного нуара из 90-х (Херцог утверждает, что вообще его не видел), а скорее перекраивание устаревших жанровых образов под новые странные времена. Лейтенант кошмарит заключенных, роется в вещах коллег, переключается с одного акцента на другой, курит крэк с рэпером Xzibit, а в одной из самых странных сцен начинает видеть в участке игуану.
Перформанс в «Плохом лейтенанте» лучше всего характеризует любовь Кейджа к размыванию границ между высоким и низким искусством: со своим безумным хохотом и выпученными глазами он просто выпрыгивает за рамки «хорошей» и «плохой» актерской игры. Сам фильм, похожий на экранизацию тревожного бреда после солнечного удара, тоже балансирует где-то на этой грани. Не так важно, плохой он или хороший, — главное, что запоминающийся.
Хмурые фестивальные драмы вроде «Джо» — редкий подарок с барского плеча Кейджа критикам, которые потом довольные пишут «ну вот, может же нормально». На самом деле в этом всем тоже есть небольшая обманка: актер просто играет с нашим постоянным ожиданием экспрессивного взрыва эмоций, доводит бушующий внутри своего персонажа огонь до предела, но всякий раз сдерживается, чтобы не выпустить его наружу. В итоге, как ни парадоксально, в подобных образах Кейдж может казаться еще более страшным и безумным, чем в привычных кровавых «бэшках».
Низкобюджетное, снятое при участии непрофессиональных актеров кино Дэвида Гордона Грина (известного сейчас ребутом франшизы «Хеллоуин») — суровое исследование самых мрачных закоулков одноэтажной Америки. Джо Рэнсом — бородач с бандитским прошлым, лесоруб-трудяга и волк-одиночка. Однажды он знакомится с подростком Гэри, который хочет сбежать от отца-алкоголика и просит Джо найти ему работу. У них завязывается дружба, но вскоре попытки главного героя защитить паренька оборачиваются цепью трагедий.
Еще один полюбившийся критикам и зрителям скромный инди-хит, где Николас Кейдж разгоняет почти до театрализованного абсурда состояние не взрывной ярости, а экзистенциальной печали. «Свинья» режиссера-дебютанта Майкла Сарноски — нежное и лирическое кино о человеке, оказавшемся под подошвой капитализма, который разрушает все самое душевное и приятное в жизни: мечты, традиции, в конце концов, привычку вкусно и изысканно ужинать.
Грустный и патлатый Кейдж играет великого шеф-повара, который сбежал подальше от цивилизации и теперь живет в неприметной лесной хижине. Не один, а с верным помощником и другом — любимой свиньей, натасканной на поиск трюфелей. Все меняется, когда в дом врываются грабители и воруют свинку. Расстроенный Кейдж отправляется на поиски, но сюжет, который должен был стать новым «Джоном Уиком», принимает совершенно неожиданные обороты: единственной случайной жертвой героя будет подросток, у которого он украдет велосипед, а вместо побоища с финальным боссом — трогательный до слез семейный ужин.
Высшая точка кейджевского безумия — кислотный хоррор итальянца Паноса Косматоса, который заставил сначала каннскую прессу, а потом и всех остальных зрителей сидеть с глазами навыкат (почти как у самого Кейджа). Режиссер экранизировал собственные детские впечатления от просмотренных тайком от родителей дешевых психоделических ужастиков 80-х. Такого же неподготовленного зрителя «Мэнди» хватает, словно заблудившуюся жертву, вводит в транс и заставляет испытывать что-то вроде смеси страха и кринжа.
За последнее, разумеется, как раз и отвечает лично Кейдж — это его безусловный бенефис. Актер опять играет дровосека и отшельника. Живет вместе с подругой (собственно, Мэнди) где-то далеко среди деревьев: парочка наслаждается закатами, зачитывается фэнтези в мягких обложках и заслушивается олдскульным хэви-металом. Жестоко разрушают идиллию обосновавшиеся неподалеку байкеры-сектанты: они похищают Мэнди и приносят в жертву своим богам. Кейдж, залпом выпив бутылку водки, с ревом отправляется мстить: ждите расколотые как арбуз головы, литры крови и дуэль на бензопилах.
Пожалуй, самый неожиданный пункт в этой подборке — незаслуженно забытая работа Мартина Скорсезе (возможно, потому, что фильм вышел в перенасыщенном культовыми хитами 1999 году). «Воскрешая мертвецов» — очередная глава его неформальной антологии про нью-йоркские злые улицы: режиссер в этот раз погружает зрителя в ночную и как будто абсолютно потустороннюю жизнь города. Не спуск в ад, но как минимум топтание в предбаннике. А еще это вариация его же «Таксиста» — вязкий триллер о профессиональных буднях мужчины на грани нервного срыва.
Измученный Кейдж в образе чуть ли не библейского персонажа. Актер появляется в роли врача скорой помощи, который скоро или оглохнет от воя сирен, или ослепнет от вспышек фар, или попросту сойдет с ума. Ему постоянно видятся призраки неспасенных пациентов — герой вообще не закаляется ежедневными свиданиями со смертью и делает все, чтобы вылететь с работы. Свой последний шанс на спасение он видит в девушке, отец которой медленно умирает в больнице.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро