Спецпроект

Прокачиваем мозг. Как измерить вашу память и научиться все запоминать

Автор: Андрей Рудь. Фото: Александр Ружечка. Иллюстрации: Максим Тарналицкий
31 марта 2023 в 8:00

Мы выполняем на калькуляторе уже даже простейшие действия. За любой информацией лезем в интернет. По каждому поводу используем виртуальные напоминалки. Всю деятельность, требующую минимального запоминания, мы постепенно делегировали сторонним устройствам. Память больше не нужна? Или дадим ей все-таки шанс? Вместе с МТС Сloud в тематическом цикле продолжаем препарировать собственный мозг. Как обычно, будут конкретные упражнения и читы.

Читать на Onlíner

Что такое память?

Больше месяца я с переменным уровнем старательности выполнял упражнения для памяти. Учил песни The Beatles. Опрометчиво отключил напоминалки в смартфоне. Пытался не пользоваться навигатором (не смог). Один раз чуть не забыл про поезд, едва не проспал командировку… Зато теперь помню даже то, чего никогда не знал. Давайте разбираться с памятью.

Этому понятию можно подобрать разные определения — а именно внятное определение важно для понимания проблемы. Собственно, иногда проблема решается автоматически, когда удается ее сформулировать.

Память — способность фиксировать, хранить и воспроизводить информацию с наименьшими искажениями.

Некоторые считают память главной способностью человека — без нее мы забыли бы, как ходить, говорить, жить.

В чем измеряется память человека? Аналогия с винчестером подходит с оговорками. Ранее мы установили, что человеческая память, в отличие от компьютерной, штука динамическая. Каждый раз, когда мы что-то вспоминаем (человека, событие, явление), образ немного изменяется, перезаписывается. После 10—20 повторений он может сильно отличаться от исходника. Считается, что емкость головного мозга составляет от 1 до 5,5 петабайт. И этого нам более чем достаточно — все равно используется около 15% хранилища. То есть вопрос не в увеличении объема, а в способности запомнить и извлечь информацию.

Электроника убивает память?

Объем, скорость запоминания, длительность хранения, способность к воспроизведению без искажений у всех разные. Наша задача — легальными и безвредными способами разогнать «винчестер» до максимума.

Обратимся к специалисту. Ирина Шамрук — врач-невролог медцентра «Кравира». Память как раз входит в ее зону ответственности.

— Важно не только, что́ мы запомнили, но и насколько эффективно можем это применить. Надо понимать, что память делится на непроизвольную и произвольную.

В первом случае запоминание происходит без усилий, «само собой». Как правило, это что-то яркое, эмоционально окрашенное: например, странно одетый необычный прохожий. Но если через пару дней мы попытаемся его описать, то вспомним только некоторые детали — остальное начнем додумывать. Непроизвольная память не отличается точностью.

Произвольная же память предполагает усилие. Именно для такого запоминания придуманы разные приемы — их очень много, большинство мы знаем со школы. Это конспекты, придумывание ассоциаций, мнемонические формулы и так далее. В этом случае воспроизведение образа получится более точным.

Когда не было электронных устройств, информация была менее доступна. Приходилось больше читать, общаться, обмениваться данными, структурировать свои знания, то есть активно использовать именно произвольную память.

— Пока сложно. Электронные устройства разрушают нашу память?

— Неправильно говорить, что в эпоху гаджетов наша память стала хуже. Например, нынешний геймер прекрасно запомнит длинный чит из букв, цифр и прочих символов — потому что это ему необходимо и интересно. То есть объем памяти у нынешних людей остался нормальный. Но информация там хранится более узкая, неприменимая для других целей. И это, на мой взгляд, проблема.

— Непонятно. Вы говорите про нормальный объем, но сегодня некоторые не помнят собственный номер телефона. Даже ПИН-код пишут на банковской карточке. И есть ощущение, что запомнить эти цифры им сложнее, чем человеку из семидесятых годов прошлого века…

— Не обязательно. Тут играют роль другие факторы, а именно умение применить то, что человек запомнил. Старая школа, та, которая без гаджетов, требовала вспоминать все, находить связи, выстраивать логические цепочки, создавать опорные конспекты. Теперь это практикуется не столь активно, ведь можно тот же номер забить раз и навсегда в память смартфона и больше никогда не вспоминать. Пропала цель: объем памяти у нас по-прежнему большой, но что-то складывать туда как бы незачем. Соответственно, вспомнить прочитанное люди не могут. В то же время, если современному человеку что-то интересно, он это запомнит.

Примечательно, что раньше такая память была характерна именно для детей. Зрелые же люди запоминали не только то, что «хочется», но и то, что необходимо для жизни, учебы, работы. Теперь взрослые в этом смысле приблизились к детям. Они могут толково рассказать что-то по своей специальности, но чуть в сторону — потеряются. Не назовут произведения Булгакова, планеты Солнечной системы…

Таким образом, память не стала хуже — она изменилась. С приходом устройств изменились цели памяти, механизм запоминания и воспроизведения.

— Ладно, спросим так: кто лучше выучит этот несчастный отрывок о дубе из «Войны и мира» — ребенок из семидесятых или современный?

— Думаю, ребенку из семидесятых будет проще…

— Вот!

— Возможно, скорость запоминания у него будет выше. Дело в том, что у него эмоциональный метод запоминания в большей степени подкреплялся логикой. Сейчас люди утратили интерес и умение логически связывать части получаемой информации друг с другом. Другими словами, даже то, что помнят, они не могут применить за пределами своих узких профессиональных или игровых интересов.

Отпустите в семидесятые

— Допустим, я не хочу быть как современные люди. Хочу развивать память, как раньше. Но в то же время мне лень…

— Техник тренировки памяти очень много. Универсальной системы не существует — каждый человек индивидуален, у всех свои запросы, цели, багаж знаний. Но память при всем ее многообразии работает по определенным законам. Надо их учитывать, выбирая вариант тренировки.

Для начала у вас должна быть цель. Не просто «хочу развить память» — надо четко сформулировать, чего вы добиваетесь: получить работу получше, заработать столько-то денег, добиться конкретного карьерного роста… Глобальную цель необходимо разбить на несколько более мелких, реальных и достижимых. Если вы завысили планку — ну, просто сойдете с дистанции. Человек — существо ленивое, и в этой ситуации победит скорее лень, чем желание развиваться.

Необходимо учитывать склад ума. Например, гуманитарию правильнее начинать тренировать память с разучивания стихов. Причем начать с тех авторов, которые нравятся, постепенно переходя к менее интересным.

— А к ним обязательно переходить?

— Да. Это тот самый выход из зоны комфорта, без которого не будет настоящего прогресса.

О пользе дуба

— Один из законов памяти — осмысление. Мы должны понимать, что именно изучили, как будем применять…

— Стойте, а какое осмысление было, когда нас в школе заставляли зубрить этот «дуб»?

— Есть особенность. Дети до определенного возраста предрасположены именно к механическому запоминанию, не логическому. По мере взросления память от зазубривания переходит к логике. И этот отрывок был предназначен скорее для того, чтобы развить ассоциативную память. Если школьник представлял дерево, столетнюю кору, князя Андрея, ему же было гораздо легче выучить текст, чем соседу по парте, который пытался просто зубрить слово за словом.

— Вы хотите сказать, что нас заставляли зубрить не просто чтобы поиздеваться, а в этом отрывке был смысл?

— Думаю, да. Этот «дуб» на самом деле довольно полезен.

Некоторые учителя вообще предлагают детям нарисовать или представить то, что требуется запомнить. Это, кстати, взрослые не всегда применяют, в отличие от детей. Можно вообразить что-то или нарисовать табличку, обозначить стрелками, проговорить. У кого-то лучше развита зрительная память, у кого-то — слуховая, и эти инструменты надо использовать.

Повторяй и властвуй

— Принято считать, что 70% только что полученной информации с ходу не запоминается. Для закрепления нужны повторы. Периодичность такая: сразу после того, как прочитали, — через полчаса — через сутки — через несколько недель.

— Ох… Надо быть упорным человеком, чтобы запоминать по этой схеме.

— Вот для этого и нужно четкое понимание цели. Да, это проблема. Люди с гаджетами не понимают: зачем тренировать память? Но мотивация — это сфера скорее психолога.

Ухаживаем за памятью

— У кого лучшая память? Я имею в виду профессии.

— Разумеется, это те, кому по должности требуется большой объем знаний, причем их приходится применять на практике. Учителя, актеры, врачи, журналисты, инженеры… Но проблема в том, что сейчас профессионалы не рассчитывают на свою память, а обращаются к гаджетам. Перестали считать в уме! Это не значит, что память деградирует, — просто человек ею не пользуется. Другими словами, он не потеряет то, что знал, но ему станет сложнее запомнить новую информацию.

— Значит ли это, что стоит обходиться без того же калькулятора там, где это возможно?

— Да. Вообще, к неврологам ведь приходят, когда уже есть нарушения памяти. Спрашивают: что делать? Один из советов — прекратить пользоваться навигатором. Еще — взять за привычку ездить разными маршрутами. И не просто ходить, а запоминать: столько-то деревьев справа, столько-то слева, крыши у домов такого-то цвета… Это почти не требует усилий, но развивает память.

Есть и другие очень простые упражнения. Например, чистить зубы другой рукой. Учить иностранный язык. Играть в шахматы, карты, другие игры. Запоминать стихи… Причем не надо опасаться, что вы «засоряете» мозг лишней информацией: мы используем этот «жесткий диск» хорошо если на 15%.

— Есть таблетка для памяти?

— Их очень много. Вопрос в том, стоит ли их принимать. Не забывайте о побочных эффектах. Такие препараты могут потребоваться, когда есть патология, врач определит, что и в каких дозах принимать. В то же время, если у человека в нормальном состоянии память не развита, таблетка ее не улучшит.

Есть исследования, которые говорят о том, что кофе снижает вероятность болезни Альцгеймера. Нюанс в дозе: требуется 5—10 чашек в сутки. Вопрос: что хуже — проблемы с памятью или с сердцем?

Вообще, здоровая еда, здоровый образ жизни — вот главная «таблетка».

Как измерить мою конкретную память?

В тот же миг, как мы научимся адекватно и точно измерять память, необходимо включить эту дисциплину в олимпийскую программу. Мы умеем фиксировать вес штанги, скорость бегуна, меткость биатлониста. С памятью сложнее: в каких единицах измерять? Как соревноваться этим атлетам, пока не совсем понятно, но очень не терпится взглянуть.

На самом деле, существует много тестов для определения когнитивных способностей человека (читай: IQ). Невозможно выделить память в дистиллированном виде, сосчитать в байтах или кубометрах. Но косвенно эти тесты позволяют получить представление о способности запоминать и использовать информацию. Память оценивается разве что на уровне «плохая — хорошая».

Некоторые методики предполагают серьезные исследования, другие доступны «в домашних условиях» без специального образования и инвентаря. Сейчас попробуем, приготовьте двойные листочки.

Проверь память другу

Прямо сейчас вы можете предложить вашим близким и коллегам упражнение «10 слов Лурия» (Александр Лурия, советский невропатолог). Метод подходит как детям, так и взрослым. Позволяет определить, в каком состоянии память «пациента».


Тест
10 слов Лурия

Вы экзаменатор (потом можете поменяться ролями). Ровным тоном называете 10 простых существительных (придумайте сами). Экзаменуемый должен повторить их. Это упражнение с одними и теми же словами проделывается пять раз. Еще через час «подопытный» должен в шестой раз назвать слова, которые запомнил (уже без озвучивания с вашей стороны). Ответы фиксируйте в таблице, которую можно нарисовать от руки.

Пример таблицы со словами и результатами.

1 2 3 4 5 Через час
Заяц + + + + +
Книга + + + + +
Арбуз + + + +
Дом + + + +
Сапог +
Корова + + + + + +
Игра + + + +
Голова + + + + +
Небо +
Пустота + + + + + +
5 7 7 8 8 6

Результат для взрослого можно оценить по этой таблице.

Попытка I Попытка II Попытка III Попытка IV Попытка V Через час
1 5 6—7 7—8 9—10 9—10 7
2 4—5 5—6 6—7 7—8 8—9 6—7
3 3—4 3—5 4—6 6—7 7—8 5—6
4 2—3 2—4 3—5 5—6 5—7 3—4

Расшифровка:

  1. нижняя граница нормы;
  2. легкое снижение;
  3. умеренное снижение;
  4. выраженное снижение памяти, стоит проконсультироваться с врачом.

Надо больше впечатлений

Яркая, насыщенная жизнь — лучший инструмент тренировки памяти (и интеллекта вообще).

Показателен эксперимент Бристольского университета, проведенный в 2006 году. Две группы мышей поместили в разные боксы. Одна клетка была снабжена большим количеством мышиных «игрушек» и «аттракционов» вроде горок, лабиринтов, движущихся конструкций. Этой компании давали хорошую и разнообразную пищу. Вторая группа росла в унылой клетке без развлечений, кормилась достаточно, но однообразно.

В итоге мыши из первой группы лучше соображали, быстрее решали головоломки для добычи корма, действовали творчески, помнили собственный опыт. У них сформировалось больше нейронов.

Ученые полагают, что мыши, живущие в реальном подвале, еще более талантливы. И весьма осторожно, с оговорками переносят выводы на цивилизацию людей: жизнь в разнообразной среде, богатой на события (плохие и хорошие), впечатления, общение, трудности, искусство, способствует развитию когнитивных способностей (в том числе памяти). В то же время считается, что у существа, растущего в серой безопасной однообразной атмосфере с многими ограничениями способности угнетены. Оно менее способно творчески решать задачи, что в итоге сказывается на экономической эффективности, уровне жизни, потомстве.

Немного о формулах

Один из древних испытанных методов запоминания — мнемонические формулы. Применять их надо бережно, только по самым важным случаям — на всех не напасешься. И да, это далеко не только «про фазана».

Например, закон Архимеда гораздо эффективнее запоминается с помощью четверостишия:

Тело, брошенное в воду,
Вытесняет на свободу
Массу выпертой воды
Тела, впертого туды.

На уроках химии мой пожилой учитель повторял:

«Химик, запомни оду:
Льют кислоту в воду!»

Чтобы раз и навсегда выучить порядок планет в Солнечной системе, совершенно необходим стишок:

Медвежонок ветчину
Закусил малиной,
Юркий суслик утащил
Ножик перочинный.

Из него легко понять, что вокруг Солнца вращаются Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Плутон, правда, недавно разжаловали из планет, но стишок новый так и не сочинили.

Догадаетесь, что пропагандирует следующий стишок?

Чтобы нам не ошибиться,
Надо правильно прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.

Правильно, это кусочек числа пи.

Подобные мнемонические формулы имеются в любой профессии и на всех языках. Главную функцию исполняют: помогают помнить.

Простые читы для памяти

  • Учите языки.
  • Визуализируйте: запоминая номер телефона, представляйте, как вы его набираете.
  • Не действуйте на автомате: меняйте привычки, пишите и чистите зубы другой рукой, пробуйте новые блюда, меняйте маршруты.
  • Пробуйте обходиться без калькулятора и навигатора.
  • Учите стихотворения.
  • Попробуйте ходить по дому с закрытыми глазами.

Напоследок вот вам простая и полезная игрушка — тест Струпа. Не читайте слова, называйте их цвета.


Что же с памятью моей стало? Главная сложность в том, что, как мы выяснили, память сложно объективно подсчитать, оценить прогресс. Хочется верить, что ожесточенное (более, чем обычно) изучение английских слов и ливерпульских песен дало результат. Сюда же добавим попытки считать без калькулятора. И отнимем езду без навигатора: оказалось слишком страшно.

В итоге мой результат по тесту Лурия — 8 слов. Говорят, это нормально. К врачу рано.


Партнер проекта — МТС

Облачные сервисы МТС

«МТС Cloud» предлагает комплексные решения на базе собственной облачной инфраструктуры.

Ресурсы размещены в надежном ЦОДе класса Tier III.

Сервис гарантирует уровень доступности в 99,95%.

Бесплатный тестовый период 14 дней, миграция, настройка и консультации специалистов.

Спецпроект подготовлен при поддержке СООО «Мобильные ТелеСистемы», УНП 800013732.

Читайте также в проекте «Мозг»:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by