Знаменитый прорицатель Нострадамус стал таким популярным и востребованным, что все прочие европейские оракулы и пророки оказались позади француза. Но и среди этой разномастной группы авантюристов и ясновидящих встречались весьма неожиданные и необычные персонажи. К примеру, англичанка Урсула Саутейл, известная на родине под прозвищем матушка Шиптон. О том, почему про нее говорят до сих пор и как на ее имени делают деньги, расскажем вместе с Betera.
Читать на OnlínerДаже если вы увлекаетесь историей и географией Великобритании, то вряд ли слышали о 15-тысячном курортном городке Нерсборо, что в Северном Йоркшире. По населению он сравним с нашим Шкловом, там не родились футбольные и музыкальные звезды и не базируется бренд с мировым именем, зато есть один очень любопытный природный объект — пещера. Именно в ней, согласно преданию, появилась на свет Урсула Саутейл: ясновидящая, чей образ до сих пор привлекает английских любителей магии и предсказаний.
Жизнь женщины окутана сплетнями и легендами. Найти правду в этих рассказах уже непросто. Однако историки все-таки сходятся в одном: такой персонаж в английской истории действительно существовал. Саутейл реально занималась пророчествами.
Урсулу в 1488 году родила некая Агата Саутейл. Согласно преданиям, она была сиротой, не имевшей средств к существованию. Девушка, которой не исполнилось и 16 лет, забеременела и приняла решение рожать в пещере, находившейся в окрестностях Нерсборо. Мужа у Агаты не было, и молва сразу же определила ее в разряд ведьм, а возлюбленным назвали самого Вельзевула. Авторы легенд сообщают, что Урсула появилась на свет уродливой, горбатой и пучеглазой.
При этом после рождения ребенок не заплакал, а захохотал. Да так громко, что из-за этого смеха гром и молнии, гремевшие и сверкавшие в Нерсборо, сразу же прекратились.
Все это, конечно, похоже на детскую страшилку, однако Агату и ее дочку в средневековом Нерсборо не любили и обходили стороной. Имя отца ребенка местным властям она называть отказалась. Первые несколько лет жизни Урсулы им приходилось ютиться все в той же пещере, пока аббат монастыря Беверли не пристроил девочку в приемную семью. Агату, в свою очередь, отправили жить в монастырь, и больше свою мать девочка не видела.
Если верить старинным описаниям внешности Урсулы, она была ну очень похожа на нашу Бабу-ягу: кривой нос, горбатая спина и не очень ровные ноги. Из-за этих особенностей ее постоянно оскорбляли, однако, несмотря на это, в зрелом возрасте она сумела найти себе мужа — местного плотника Тоби Шиптона. Правда, в их любовь никто так и не поверил, девушку обвиняли в колдовстве и ворожбе. После смерти супруга она якобы вернулась в пещеру, где и провела остаток жизни, а перед смертью даже назвала точный день своей кончины.
В своей местности она считалась известной знахаркой, однако еще более популярной стала благодаря своим прорицаниям. Саутейл якобы видела вещие сны, которые впоследствии сбывались. Все начиналось с каких-то локальных сюжетов. К примеру, однажды она произнесла про соседний город Йорк примерно следующее: «Прежде, чем мост через Уз и Троицкая церковь встретятся, то, что построено днем, рухнет ночью, пока самый высокий камень в церкви не станет самым низким камнем моста». В итоге на город обрушился мощный ветер, с храма упал шпиль, часть разрушенного моста унесла река.
В своих предсказаниях она постепенно добралась и до королевской семьи, заявив: «Когда корова оседлает быка, тогда, жрец, остерегайся черепа». Если вы не разбираетесь в средневековом символизме, то вряд ли что-то поняли в этих словах. Корова оседлает быка? Бред какой-то! Но, как оказалось, все дело в геральдике. Корова — один из геральдических символов короля Генриха VIII Тюдора, а бык относится к родовому гербу его второй супруги — Анны Болейн. Таким образом Урсула предсказала второй брак монарха, состоявшийся в 1533-м. Вы, конечно, можете спросить, что здесь делает череп. Он, как объяснили толкователи, означал религиозные распри, характерные правлению Генриха. При нем закрывали католические монастыри, не давали служить священникам и всячески ограничивали в правах католиков.
Но одно из самых известных предсказаний ясновидящей связано с Великим лондонским пожаром, который случился в сентябре 1666-го. Деревянный город полыхнул как щепка: исчезло более 80 церквей, были разрушены правительственные сооружения, сгорело 13 тысяч домов.
Был риск, что огонь перебросится и на аристократические районы, однако этого не случились. Люди того времени были падкие на веру в потустороннюю силу. Английский чиновник, автор записей о повседневной жизни Лондона Сэмюэл Пипс рассказывал, что вместе с королевской семьей осматривал ущерб, нанесенный городу пожаром, и услышал, как обсуждается предсказание Урсулы Саутейл, связанное с этой катастрофой. Кажется, одного этого упоминания ей хватило, чтобы посмертно обрести феноменальную популярность.
Что интересно, случился пожар через 105 лет после смерти ясновидящей, и при жизни никто взгляды Саутейл на будущее не публиковал. Произошло все это намного позже.
Естественно, при жизни матушки Шиптон никто не занимался записями ее прогнозов — все эти рассказы передавались из уст в уста. Но со временем откуда ни возьмись стали выходить брошюры с ее вещими снами. К тому моменту Урсула стала полумифическим героем из болотистого Йоркшира, которой приписывали все подряд — даже предсказание Крымской войны между Великобританией, Францией, Османской империей и Россией, появление автомобилей и телеграфа. В ее уста вкладывали то, что она вообще не говорила. А кто обратное докажет? В 19-м веке в Англии даже провели специальное расследование, в рамках которого один из авторов признался, что сфабриковал предсказания матушки Шиптон.
«Практически все пророчества обладали потенциальной пропагандистской ценностью, которую можно было использовать путем умного толкования или незначительного пересмотра, — писал английский историк Гарри Руше. — И ни одно пророческое высказывание, древнее или недавнее, не было настолько невинным, чтобы его нельзя было изобретательно исказить, дабы оно касалось современных религиозных и политических проблем».
Благодаря всем этим рассказам Урсула Саутейл стала настолько популярной в Англии, что ее изображения развешивали во многих пабах, публиковали в карикатурах, а ее пещера стала центром притяжения тысяч зевак, почитателей ее странного таланта. Официально она считается старейшей английской туристической достопримечательностью. Про Саутейл писали прозаик Даниэль Дефо и известный путешественник, журналист Генри Мортон, упоминавший ясновидящую в своей книге «По старой доброй Англии. От Лондона до Ньюкасла», опубликованной в 1928-м.
«Еще совсем недавно культ матушки Шиптон царил буквально в каждой дворницкой и столовой для слуг, — вспоминал Мортон. — Эта женщина была оракулом всех горничных и кухарок. Я и сам узнал о ней в далеком детстве от нашей домашней кухарки — женщины доброй, но недалекой и суеверной. Помню, как она во всем происходящем искала (и с восторгом находила!) подтверждение зашифрованных посланий матушки Шиптон».
Изменилась ли ситуация сейчас? Конечно, ее предсказаниям верят меньше, но образ этой женщины прочно поселился в английском культурном контексте. В ее честь в Нерсборо поставили памятник, назвали пабы (и они работают до сих пор) и даже бабочку, а пещера, где она родилась, является частью парка, где можно купить игрушки матушки Шиптон и съесть фирменное мороженое.
Вот такая память на века для человека, который когда-то предсказал Великий лондонский пожар. Или не предсказал? Но тут, как говорится, каждый решит сам.
Читайте по теме:
Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Статускво», УНП 101011505.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро