Спецпроект

Тренировался в гипсе и побеждал. Рассказываем о непростом пути звезды тенниса девяностых

Источник: Сергей Солонкевич
15 047
13 октября 2022 в 10:00

Австриец Томас Мустер за годы карьеры смог выиграть лишь один турнир Большого шлема. Но имя этого спортсмена в мировом теннисе стоит особняком. И дело не только в том, что игрок победил в 44 турнирах АТР и становился первой ракеткой мира. Этот парень был настолько крепким и выносливым, что его прозвали Мустерминатором. Грузовик, сбивший спортсмена, раздробил ему колено, но Мустер смог вернуться на корт и почти сразу после операции начал тренировки прямо с гипсом на ноге. В нашем совместном с Betera спортивном спецпроекте расскажем о целеустремленном атлете, который стал одним из символов тенниса девяностых.

Читать на Onlíner

Грузовик ломает все планы

В марте 1989-го 21-летний теннисист Томас Мустер выступал на турнире в Майами. Австрийцу попадались не самые сильные соперники, и игрок двигался по сетке к финалу. В полуфинале Томасу предстояло встретиться с французским спортсменом Янником Ноа. В этом матче Мустер проигрывал 0:2 по сетам, но смог отыграться и победить. Встреча затянулась допоздна, и француз потом признавался, что утомился бегать. А австриец, наоборот, заявил, что не очень устал.

Выход в финал крупного турнира гарантировал Мустеру попадание в топ-10 впервые в жизни. А впереди был решающий матч, в котором Томасу предстояло сразиться с первой ракеткой мира Иваном Лендлом. Но этого не случилось.

Спустя пару часов после выигранного полуфинала теннисист оказался на парковке возле торгового центра. Компания собиралась купить что-нибудь перекусить. Томас открыл багажник, чтобы достать оттуда свою сумку, но тут же почувствовал удар и отлетел в сторону.

Оказалось, что как раз в тот момент на стоянке появился грузовик с нетрезвым водителем за рулем, который врезался в машину с открытым багажником. Авто отлетело назад и сбило теннисиста с ног, при этом задний бампер ударил спортсмена в левое колено. Томас вспоминал, что в тот момент он был потрясен и испытал шок. Сильно болели ноги, штаны порвались, а левое колено опухло за считаные минуты. Помимо этого, сильно шла кровь. Но Мустер поднялся, отряхнул одежду и даже сказал тренеру Ронни Ляйтгебу, что сможет сыграть в финале, в крайнем случае — с повязкой на ране.

Австрийца отвезли в больницу, где медики диагностировали у него разрыв крестообразных и внутренних боковых связок колена. Сначала Томас даже обрадовался и подумал, что через несколько недель все заживет и можно будет снова ходить и тренироваться. Спортсмен потом признавался, что сразу посчитал свои повреждения не очень опасными. Однако доктор, который оперировал теннисиста, объяснил, что потребуется вторая операция. А затем будет длительное восстановление, которое растянется в лучшем случае на полгода, а то и на все девять месяцев.

После первого хирургического вмешательства Мустера отправили в Вену. Там местные доктора должны были провести операцию по восстановлению раздробленного колена.


От апатии до тренировок в гипсе

Надо же было случиться такому повороту судьбы, когда спортсмен приближался к пику своей игровой формы и карьеры в целом. Еще во времена австрийца на юношеском уровне стало понятно, что он не будет отставать и среди взрослых.

Свою первую победу в большом теннисе Мустер одержал меньше чем за три года до неприятной травмы. В августе 86-го Томас добился виктории на грунтовом корте Открытого чемпионата Нидерландов. Уже в то время крепкий левша получил приглашение в сборную и начал выступать за национальную команду.

В следующем году игрок дошел до третьего круга на «Ролан Гаррос» и US Open. Весьма успешным стал для теннисиста 1988 год. Тогда Томас сыграл в восьми финалах в одиночном и парном разрядах, в пяти из которых выиграл. Специалисты подметили, что лучше всего Мустер себя чувствует на грунтовых кортах. Это было заметно и по качеству игры, и по достижениям: все свои пять побед 88-го Томас добыл именно на грунте.

1989-й начался с выхода в 1/2 финала Australian Open. Финал в Майами должен был стать очередным ярким событием спортивного пути, но дурацкая травма, полученная вне спорта, меняла все расклады.

После операции Мустер был морально подавлен. Спортсмена посещали грустные мысли, казалось, что теннис остался в прошлом. Игрок был готов погрузиться в депрессию, но, как и во многих драматичных спортивных историях, свое веское слово сказал тренер.

Ронни Ляйтгеб решил, что подопечного нужно каким-либо образом вернуть в теннис. Для этого тренер сконструировал специальное деревянное кресло, в котором Томас сидел как будто наполовину. Его левая загипсованная и несгибающаяся нога лежала на подставке, а правая — находилась в воздухе или касалась земли. В таком положении игрок мог отбивать ракеткой мячи и быть уверенным, что не упадет. По воспоминаниям Ляйтгеба, как только Мустер вернулся к тренировкам, у парня снова загорелись глаза. Тогда тренер и сам поверил, что его подопечный сможет вернуться.

Все дни следующих нескольких месяцев были похожими друг на друга. Утром теннисист просыпался, тренировался, отправлялся на процедуры, работал в тренажерном зале. Кадры, на которых запечатлен Мустер, сидящий с загипсованной ногой в своем кресле и отбивающий мячи, стали знаменитыми.

Спортсмен продолжал пахать и после утверждал, что за время восстановления и благодаря работе в тренажерном зале смог существенно укрепить себе корпус. А еще игрок подчеркивал, что живет ради тенниса.

Благодаря своему упорству и молодому организму Мустер смог уложиться в оптимистичные полгода и восстановился от травмы. Правда, вернувшись в игру, он был вынужден смириться с тем, что его пострадавшее колено теперь не такое подвижное, как прежде, и сгибается не до конца. С этим ограничением Томас не очень комфортно чувствовал себя на траве и харде, зато сильнее полюбил грунтовые корты, ведь они считались не такими «быстрыми».

Король грунта и Мустерминатор

Уже в январе 1990-го Томас Мустер выиграл свой первый после возвращения турнир. Примечательно, что победу теннисист добыл на хардовых кортах в Аделаиде.

Однако дальше австриец «подружился» исключительно с грунтовыми покрытиями, лишь изредка выигрывая турниры на других кортах. Сорок титулов из 44 выигранных за годы карьеры Мустер добыл именно на грунтовых покрытиях. В свое время Томаса называли Королем грунта. Правда, зачастую это звучало скорее пренебрежительно, чем величественно, ведь при других условиях игрок был куда более уязвимым.

Считается, что наиболее успешным в карьере Мустера стал 1995 год. Четырнадцать финалов и двенадцать из них — победные. Добавим, что именно в 95-м Томас выиграл свой единственный турнир Большого шлема. Это был Открытый чемпионат Франции — коронные грунтовые корты Мустера.

Тогда австриец на грунтовых кортах выиграл сорок матчей подряд, что стало самой длинной победной серией на грунте с 1979 года. Зачастую Мустеру удавалось добиваться успеха благодаря выносливости и способности долго терпеть. Спортсмен признавался, что история с травмой научила его жить с болью. Он рассказывал, что после некоторых розыгрышей его тошнило, но эти неприятные ощущения были ничем по сравнению с болью, которую спортсмен испытал в момент аварии. Бывало, что игрок выходил на корт с температурой под сорок и начинал рубиться, как здоровый. Некоторые соперники называли Томаса железным, а потом и вовсе появились прозвища Терминатор и Мустерминатор.

В феврале 1996-го Король грунта стал первой ракеткой мира. Правда, пробыл на вершине рейтинга всего неделю. Некоторое время спустя Мустер опять вернулся на лидирующую позицию, где продержался пять недель.

Добиться лидерства Томасу удалось преимущественно за счет ошеломительной статистики на грунтовых кортах. Американским звездам тенниса Андре Агасси и Питу Сампрасу, например, это очень не нравилось. Они утверждали, что стать лидером только за счет игр лишь на одном покрытии — это моветон, неправильно и все такое. Мол, очки нужно зарабатывать везде, а не только на грунте.

В следующем году Мустер как будто в ответ на все претензии дойдет до трех финалов на харде и в двух из них заберет титулы. Правда, в тот период карьера Мустера уже клонилась к закату, поэтому успехи вне грунта вдвойне ценны. А первое место в рейтинге, многочисленные победы и титулы и вовсе повышаются в цене, когда вспоминаешь, через что был вынужден пройти Мустерминатор, чтобы вернуться в теннис.



Партнер проекта — Betera

Встречай The International 2022! Призовой фонд турнира перевалил за 13 миллионов долларов и растет каждый день. Забирай 30 BYN от БК Betera и наслаждайся выигрышами на картах Dota 2.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Статускво», УНП 101011505.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by