Она живет в агрогородке Шашки Столбцовского района, и в ее жизни две слабости — кошки и каблуки. Несмотря на погоду и настроение, каждый день Нина обувает туфли на шпильках, даже если идет в магазин и обратно. Ей 82. Любовь всей жизни наша героиня повстречала на пенсии. Пример Нины Владимировны подтверждает, что возраст — лишь цифра в паспорте, а меняться, расти и пробовать новое никогда не поздно. Позитивной историей продолжаем наш совместный с «Банком Дабрабыт» проект «Пенсия 2.0».
Читать на OnlínerВ Шашках первый дом по правую сторону — ее. Заходим во двор, пробираемся по тропинке и оказываемся в уютном яблоневом саду. Знакомимся.
— Здесь я родилась и выросла. Только тогда это была маленькая деревня, — рассказывает героиня. — Родители у меня были простыми крестьянами. Папа — известный на всю округу кузнец. Мог и серп сделать, и косу, и лошадь подковать. Денег ни с кого не брал, звал людей в дом, по рюмочке выпивали, все его любили и уважали. У мамы не было никакого образования, была домработницей у местного пана. Бесконечно стирала, мыла, убирала, кушать готовила. Когда наступило советское время и нужно было получать пенсию, она даже расписаться не могла, учили писать.
О родителях Нина Владимировна отзывается очень тепло. Говорит, что они жили хорошо, дружно. В браке родились пятеро детей — три сестры и два брата. Сейчас младшая сестра и один из братьев женщины живут в Столбцах, еще один брат — в Гродно. С ними Нина Владимировна поддерживает связь, они часто бывают друг у друга в гостях. А вот старшей сестры уже нет в живых.
— В детстве у нас на квартире одно время жила учительница Зинаида Григорьевна. Я тогда была ребенком, все время на нее смотрела, подражала, думала, что обязательно стану учителем. Тетрадок тогда не было. Я брала газету с широкими полями, вырезала их и так училась писать. А со временем мечта стала явью, — вспоминает Нина Владимировна.
После семилетки девушка пошла в Пинское педагогическое училище. Получила специальность учителя начальных классов и поступила на «вышку» в Могилев. А уже в 1959 году окончила исторический факультет.
— На практике в Пинске можно было выбрать урок, который хотелось вести. Мне нравилась история и литература. Я очень люблю стихи, много читала, поэтому старалась брать уроки литературы. Когда поступала в университет, меня спросили, почему иду на истфак, а не на литературу. А у меня тогда как раз зрение село. Думаю, чем тетрадки вечно проверять, лучше пойду на историю.
Первую работу Нина получила в школе в деревне Русаки бывшего Ивенецкого района. Чего она там только не вела: и физкультуру, и иностранный язык, и физику. А потом переехала с семьей в родные Шашки и стала завучем по воспитательной работе, затем — завучем по учебной работе, директором школы. На пенсии еще десять лет продолжила работать: сначала в школе социальным педагогом, затем ушла в детскую школу искусств. За все годы работы стаж накопился около 50 лет.
— У нас была преподаватель психологии и педагогики. Она говорила, чтобы все заботы, дела и негативные моменты мы оставляли за дверью класса, — вспоминает собеседница. — Вот и я приходила в школу каждый раз, будто впервые. Тогда было сложнее, не было гаджетов, в начальной школе учились считать на косточках. Но знаете, я ни капли не пожалела о своем выборе.
Нина Владимировна признается, что административная работа в школе была ей по душе. Организовывала в родной школе импровизированные литературные площадки с беседками и «златой цепью» на деревьях. При ней у входа в здание был заложен камень с надписью: «Сгорая сам — свети другим». Планировала обустроить бассейн для школьников, но не успела — в 65 лет ушла на заслуженный отдых.
Нина Владимировна признается, что коты для нее — святое. Они с ней спят, им дозволено будить хозяйку в 5 утра лапкой по лицу, если та не просыпается — даже мяукать и стягивать одеяло:
— Знаете, люди бывают разные, и порой лишь бы с кем общаться — я лучше с котами поговорю.
Первый раз она вышла замуж в 23 года. Все время работали, снимали квартиру без удобств, строили дом. Супруг сначала работал киномехаником, потом пошел продавцом и одновременно шофером на автолавку. Декретного отпуска в то время не было. Нина сильно уставала: нужно было и своих детей кормить, и чужих учить, и по хозяйству успевать:
— Что я там по молодости видела, если разобраться? Это сейчас молодежь — чуть что, права качают. А в мое время, даже если что-то и не нравилось, все терпели. Чтобы не было лишних вопросов. А как так-то? Что люди скажут? Плюс я же учитель, моральный облик должен соответствовать. Чтобы строить дом, нам нужны были деньги. Вот я и приходила в класс и все время двигалась туда-сюда на уроках, чтобы не уснуть от усталости.
В то время Нина прибегала с работы, за калиткой оставляла модные босоножки и бежала хлопотать по хозяйству. Супруги держали двух коров, трех свиней и кур. А когда появлялась свободная минутка, умудрялась почитать книжку или свежие газеты, на что супруг реагировал резко: «Какие газеты? Ты бы хозяйством занялась».
Так сложилось, что со временем первый супруг Нины Владимировны ушел в другую семью. Конечно, женщина очень переживала, что так случилось, на нее сильно давило общественное мнение. Но сейчас она ни о чем не жалеет. Счастлива, что удалось воспитать сына и дочку.
Сейчас сыну Нины Владимировны 58 лет, он живет в сорока километрах от родительского дома и работает главврачом в доме-интернате. Дочке — 57 лет, по специальности, как и мама, учительница. На данный момент у Нины Владимировны уже трое внуков и три правнучки. Семьи очень дружны между собой и частенько собираются вместе за праздничным столом.
— Я считаю, что у меня жизнь удалась, я ни о чем не жалею, — признается Нина Владимировна. — В любой семье надо уметь принимать друг друга, важны взаимопонимание и общие интересы. В том браке этого не было. Если меня куда-то вызывали, я старалась это скрыть, чтобы избежать напряжения в отношениях. Зато вторым браком я очень довольна. Муж понимает меня и во всем поддерживает, никогда не останавливает. Надо куда-то по общественной работе — пожалуйста, еще и компанию составит.
Со вторым мужем, Геннадием, Нина Владимировна познакомилась уже в пенсионном возрасте. Тогда она еще работала директором. Нужно было съездить в Столбцы за краской на ремонт школы. Вышла на остановку, проголосовала, остановилась машина. В ней — Гена. Разговорились. Мужчина работал главным энергетиком на спиртзаводе. Как настоящий джентльмен, предложил помочь выбрать краску и подвезти обратно в школу.
— Как я говорю, счастливый случай. В таких делах не надо заглядывать в паспорт, надо жить по интуиции и по ощущениям. Ну и что, что Гена младше меня на 14 лет. Зато живем душа в душу уже как 21 год. Помню, созвонимся ночью, и я стихи читаю: «Не привыкать к глазам моим, к рукам моим, не привыкать…» Настоящая романтика.
Поначалу Нина Владимировна не думала, что дело дойдет до свадьбы. Сейчас же не может и дня представить без любимого супруга. Они все время вместе, 24 на 7, и ни капли друг другу не надоедают. На пенсии Нина Владимировна еще больше времени стала уделять дому, любимым котам и супругу.
— Он у меня молодец. С ним я почувствовала себя женщиной. Чего он мне только не покупал, — восхищается мужем Нина Владимировна. — Я старалась даже не смотреть на какие-то вещи, потому что они сразу у меня появлялись. Помню, у меня была обыкновенная шуба. И первое, что он мне подарил, — настоящую шубу, красивую, изящную. Я была одета лучше всех. Всегда спрашивает, с чем я пришла, чем огорчена. Это дорогого стоит.
Сейчас Нина Владимировна просыпается в 5:00. Нужно кормить котов и давать мужу лекарства: уже как шесть лет у него болезнь Паркинсона и жизнь супругов течет по четкому графику. Дальше хозяйка готовит и убирается в доме, наводит порядки в саду.
Правда, пенсионерка признается, что сама по себе хозяйка она никудышная. В молодости могла огурцы с грибами закатывать, а сейчас даже грядок не держит: «Зачем горбатиться в том огороде? Пошел — и купил». С рукоделием у нее тоже так себе.
Больше Нину Владимировну привлекает общественная работа и помощь людям. Возле сельского магазина в Шашках благодаря Нине Владимировне появился большой камень с надписью на мраморной доске: «Уголок родной земли, где родились я и ты». А неподалеку в деревне Дудки активная пенсионерка привлекла своего выпускника и облагородила источник с живой водой. Сейчас сюда приезжает народ со всей округи, а в выходные даже выстраивается очередь с бидонами и флягами.
— Я не понимаю, как можно скучать на пенсии, — признается Нина Владимировна. — Я кручусь как белка в колесе. Столько разных дел можно найти, столько интересной работы. Люди знают, что ко мне можно обратиться с любой проблемой и я всегда помогу, порой даже в ущерб самой себе. Когда люди в тебе нуждаются — это и есть стержень, на котором все держится. Я живу по принципу: отдавая — обретаешь. И понимаю, что жизнь — это не сплошные удовольствия. Это зебра, и за черной полосой обязательно наступит белая.
На здоровье Нина Владимировна не жалуется. В местной амбулатории она — редкий гость: «Когда возьмет — тогда и обратимся. А так зачем?»
Признается, что ее слабость — шпильки. До сих пор она каждый день на каблуках. А все пары обуви, которые у нее есть, хотела бы пересчитать, но никак не выходит.
— Я всю жизнь на каблуках, с самого рождения, — шутит женщина. — Однажды в нашу деревню пришла посылка из США. Прислали красивейшие туфли на огромном каблуке. Ну кто в деревне будет носить такие туфли? А мне так понравились, что я потом со шпилек не сходила. В студенческой общаге все девочки платьями и туфлями обменивались, но мою обувь почему-то никто не брал. А это входит в привычку. Эпохи меняются, а шпильки остаются. На каблуках я чувствую себя человеком. Высоко, все видно вокруг.
В месяц она получает около 700 рублей пенсии. Как и многие белорусские пенсионеры, женщина считает, что не деньги важны, а здоровье близких. Она часто бывает в интернате для пожилых людей с тяжелыми заболеваниями. Там люди все готовы отдать за то, чтобы хотя бы разок подняться с кровати и взглянуть на голубое небо.
— В такие моменты начинаешь ценить жизнь. Поймите, на двух кроватях не выспишься, в нескольких квартирах не проживешь, два куска не проглотишь. Люди стали относиться к жизни потребительски, им все мало и мало. Хотя физически здоровые, все видят, все слышат. Что вам еще надо? Я такое не люблю, я радуюсь каждому прожитому дню.
Нина Владимировна очень ценит семью. Она не боится уйти из жизни, потому что пустила корни и оставила свое продолжение в лице детей, внуков и правнуков. Они продолжат то, что бабушка не успела.
— Я живу одним днем. Иногда люблю пофантазировать, что же будет через десять лет. Сколько новинок в мире появится! Единственное, не хочу, чтобы создали искусственный интеллект. Я против этого. Человека с его эмоциями и душой искусственно заменить — это страшно.
На пенсии ваша жизнь заиграла новыми красками? У вас есть интересная история и вы хотите стать героем нашего проекта? Пишите на verontcik@gmail.com.
«Банк Дабрабыт» предлагает пенсионные карточки с доставкой на дом, бесплатным обслуживанием и снятием наличных без комиссии в банкоматах всех банков. Мы начисляем 3% дополнительного дохода на остаток по счету, за покупки можно получить до 2% манибэка. И за СМС-оповещения мы не возьмем с ее владельца ни копейки.
Кроме того, сейчас проходит акция «Ура, пенсия!», которая дает возможность без лишних усилий получить 30 рублей на счет!
Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Брэнд-Мэйд», УНП 190638310.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by