На Земле только и разговоров, что о метавселенной. Неморгающий Цукерберг и ваш одноклассник, который только что заминтил свежую энэфтишку, уже не первый год намекают, что жизнь потихоньку релоцируется куда-то в цифровое пространство. Страшновато. Хотя, казалось бы, фантасты давно нас к этому готовили, а виртуальная реальность в кино — сто раз пройденный вдоль и поперек сюжет. Так, может, там все это время показывали что-то не то? Или мы не туда смотрели? А куда надо?
Читать на OnlínerВ новом спецпроекте с VOKA «Разговорчики в строю» будем разбираться с такими вопросами из разных областей окружающей реальности на примере проверенных экспертами подборок фильмов. Можно будет и кино себе на вечер выбрать, и посмотреть (или пересмотреть) его глазами тех, кого слезной драмой и сюжетными условностями просто так не проведешь. Этот разговор, как вы уже поняли, о фильмах про метавселенные и виртуальную реальность — c Сергеем Молчановым, который занимается развитием направления метаверсов в компании Innowise.
— Давай для начала разберемся, что такое метавселенная.
— Вообще, точного определения метавселенной нет. Ты скажешь: это параллельное пространство, которое существует в цифровой действительности. Но нет, оно не параллельное. Одним из постулатов метавселенной является плотное взаимодействие с реальным миром. Без этого сама концепция будет невозможной. Если экономики и события не взаимодействующие — в чем тогда ее «метавость», этой вселенной?
Я, не претендуя на истину в последней инстанции, предположил бы, что это цифровое пространство, существующее в какой-то синергии с нашей реальностью, — очень плотно с ней взаимодействующее, дополняющее ее, дающее новые возможности. Но это определение точно будет меняться, а грани как-то размываться.
— То есть ключевое здесь все-таки — «цифровое»? Другие параллельные пространства, где люди вроде бы находятся в нашей реальности, но в то же время взаимодействуют в вымышленных образах и ситуациях, не считаются? Театр, например, или какая-нибудь «ролевка» по «Игре престолов»?
— Прикольное сравнение. Очень неочевидное. Думаю, каждая из таких ситуаций может быть проанализирована по пунктам, но, забегая вперед, скажу, что, наверное, нет, не считаются. Потому что есть определенные параметры — чекбоксы, которые должны присутствовать в концепции метавселенной. Во-первых, ее существование непрерывно, во-вторых, она должна вмещать в себя неограниченное количество пользователей, видов контента и возможностей его создавать, в-третьих — та же связь с реальным миром. Если разобрать каждый из примеров, скорее всего, выяснится, что некоторых пунктов в нем не окажется.
В случае с театром мы получаем некую информацию, но не можем ее менять. Наверное, бывают какие-то интерактивные представления, но, как правило, на общий сценарий мы в них влиять не можем, свой контент создавать тоже, экономической составляющей в этом всем не будет.
— Есть иммерсивные спектакли, с полным погружением зрителя в происходящее.
— Иммерсивность не равно метавселенная. Допустим, возьмем иммерсивные технологии: виртуальную, дополненную или смешанную реальность. То, что какой-то продукт создан в одной из них, скажем, в том же VR-чате, автоматически не делает его метавселенной. Хотя он может нами так интерпретироваться просто потому, что это удобно с точки зрения маркетинга.
— В кино виртуальную реальность и какое-то подобие метавселенных показывают уже лет 40. Почему об этом стали так много говорить только сейчас?
— Сейчас виртуальная реальность — лишь одна из технологий, позволяющих направлению (или домену) метавселенной развиваться. Все эти концепции, конечно, не новы: ты наверняка читал матчасть и видел, на что все ссылаются — на роман «Лавина» 1992 года. Все это уже было — в литературе, в сценариях. А потом появилось что-то, что позволило все это двинуть дальше. И этим чем-то было, например, повсеместное распространение VR, его доступность.
— Окей, давай к фильмам. Разберем самое популярное кино про метавселенные и пару новинок.
— Давай, только я пойду в таком порядке: от самых спорных до наиболее соответствующих реальности.
Вольная экранизация романа «Симулакрон-3» 1964 года, в котором, как считается, впервые была описана виртуальная реальность. В фильме она выглядит как довоенный нуарный Лос-Анджелес. Там главный герой, технарь и наследник корпорации, которая этой самой VR-симуляцией владеет, ищет послание от убитого друга под видом обычного клерка.
— Если рассуждать именно в рамках концепции метавселенной, то больше всего в фильме режет глаз то, что по сюжету сознание оцифровывается и переносится в персонажа, который находится в этой симуляции. А когда ты отсутствуешь — он живет там своей жизнью. Это как раз фундаментально неправильно.
Твой аватар — его внешний вид, жизненный опыт внутри метавселенной (ну, будем называть ее так, не придираясь к деталям) — должен репрезентовать тебя как сущность. А так это получается как в историях про призраков, которые вселяются в людей, а тем потом приходится расхлебывать последствия. Ну или тебе, если ты и есть призрак, нужно будет разбираться со всем, что ты натворил не в своем теле.
Можно взглянуть на это и более прагматично, на примере цифровой собственности. Каждый «айтем», который ты приобретаешь в метавселенной, лежит в блокчейне и принадлежит только тебе. И вот ты вышел, сходил на работу, вернулся обратно — а твой аватар решил вести аскетичный образ жизни. И все твои яхты, дома, дорогущие бриллиантовые мечи просто продал в поддержку воксельных собак. Ты ему: «Вау, чувак, это что такое?!» А он: «Я личность, могу делать что хочу».
Еще в фильме умудрялись перемещаться между слоями цифровой симуляции: главный герой прыгал на верхний слой, потом еще выше. Это насколько же должен быть умным искусственный интеллект этого неигрового персонажа, чтобы переместиться на слой выше, то есть в реальную жизнь — и там ассимилироваться! Короче, много вопросов.
Но кино все равно крутое, на мой взгляд, для своего времени так точно. Особенно по части продакшена. Мне вообще нравится ретрофутуризм — то, как в 70-х, 80-х и 90-х снимали фильмы про будущее. Это всегда выглядело прикольно. А теперь люди, рожденные в 2000-х, балдеют от того, что в 80-х все слушали «синты» под неонами, хотя так никто тогда не делал — просто в культуре отложилась эстетика того, как люди того времени представляли будущее.
Унылый айтишник в какой-то момент выясняет, что его жизнь — компьютерная симуляция. К тому же оказывается, что он в ней может гнуть ложки взглядом, драться как мастер кунг-фу и выглядеть как молодой Киану Ривз в плаще. Лана и Лилли Вачовски скрестили в культовой трилогии киберпанк, религию и гонконгские боевики. В 2021 году вышел самоироничный четвертый фильм, который фанаты не оценили.
— Наверное, многие видели все части «Матрицы» по несколько раз. Пока я готовился к этому разговору, то даже не понимал, что сказать. В том смысле, что кто я вообще такой?! Я недостаточно хорош, чтобы обозревать «Матрицу»!
Это, конечно, очень яркий пример постапокалиптической истории. Вообще, удобно заворачивать все, что даже косвенно связано с метавселенными, в упаковку постапокалипсиса или антиутопии — в общем, сюжета, где в реальном мире все плохо.
Очень все прикольно сделано в том плане, что подключение к Матрице осуществляется за счет портов, которые изначально есть у людей в телах. В головах они были, в руках тоже по несколько штук. Человека выращивают в инкубаторе, потом кладут в капсулы, загоняют туда какой-то гель… И я думал об этой технологии: интересно, будет ли когда-нибудь полное погружение достигаться за счет чего-то подобного? Можно ли такое представить? Ну, никто не запрещает. Те же глаза с дополненной реальностью, бионические протезы — все это уже очень близко. Жизнь догоняет сай-фай.
Смотреть «Матрицу» точно стоит. Там все, разумеется, очень гиперболизировано, да и не до конца в итоге объяснено, каким образом машины дошли до такого уровня развития, что начали инкубировать людей, не давая им возможности увидеть реальность. То есть даже не порабощать, а сразу растить в инкубаторах. От текущего уровня развития технологий это все невероятно далеко. Мой робот-пылесос умен, но должно пройти еще очень много времени, прежде чем он сможет меня не то что инкубировать или поработить, а хотя бы всерьез напугать этим.
Сэм Флинн — молодой технический гений, сын Кевина Флинна, расследуя таинственное исчезновение своего отца, попадает в виртуальный мир безжалостных гонок на выживание, где его отец живет уже 25 лет. Вместе с таинственной спутницей отец и сын отправляются в смертельно опасное путешествие через поражающую воображение кибервселенную — под тягучий электронный саундтрек Daft Punk. Фильм — формальный сиквел «Трона» 1982 года, где главным героем был как раз Флинн-старший.
— Сразу скажу, что «Трон» — вообще не про метавселенную. Все даже близко не похоже на эту концепцию хотя бы потому, что там нет пользователей. Действия в реальном мире — минут на семь хронометража, потом главный герой оцифровывается настолько, что целиком попадает в диджитал-пространство, живет в нем, с кем-то борется, встречается с отцом, достигает какой-то своей цели. Вот и все. Очень мало всего про пользовательское взаимодействие, ключевое для метавселенной.
Из прямо интересного — вопрос геноцида расы, которая сама по себе выросла внутри этого искусственного интеллекта. Они там создавали страну, которая населена NPC. И их просто убили, просто потому что стали слишком умными, — ну, классическая история. Тема интересная, но недораскрытая в фильме.
В целом «Трон» — кино на один вечерок. Оно очень приятное с точки зрения картинки: все эти аркады с мотоциклами, перепрыгивающими друг через друга, — очень круто смотрится. Фильм хоть и довольно простой и прямой, но визуально — вообще пушка. Я когда недавно его пересматривал, то даже сделал неоновые лампы в квартире рыжими для атмосферы.
Ну, и еще само пространство виртуальной вселенной в фильме кажется очень уж безопасным, хотя по задумке должно пугать.
Гик-аттракцион Стивена Спилберга с ударной дозой ностальгии по 80-м. Действие происходит в 2045 году, мир погружается в хаос и находится на грани коллапса. Люди ищут спасения в игре OASIS — огромной метавселенной. Ее создатель, гениальный и эксцентричный Джеймс Холлидэй, оставляет уникальное завещание. Все его колоссальное состояние получит игрок, первым обнаруживший цифровую пасхалку, которую миллиардер спрятал где-то на просторах OASISа.
— Про «Первому игроку приготовиться» везде пишут, что это кино — максимально точно воспроизводящее реальное положение дел с метавселенными. И якобы выглядит там все так, как и должно. Что скажешь?
— Просто всем объяснятелям из интернета это помог понять Цукерберг в своей презентации Meta. Если смотреть ее на английском, то можно услышать, что он там чуть ли не дословно цитирует первые же сцены из фильма Спилберга. И это очень удобно для всех, когда чувак, владеющий многомиллиардной корпорацией, пытающейся драйвить какую-то концепцию, сам ссылается на фильм, который эту же концепцию и описывает.
В принципе, действительно, все то, что показано в «Первому игроку приготовиться», не кажется чем-то невообразимо далеким. Действие разворачивается в 2045 году — с текущими темпами развития технологий и при отсутствии каких-то глобальных сложностей вроде мировых финансовых кризисов к этой дате все это в какой-то степени достижимо, хотя бы частично.
Все костюмы, очки, игровые механики — телепортировались в виртуальную вселенную, погоняли там — все это выглядит достаточно правдоподобно.
— Ну, может, кроме того, что это все доступно любому подростку из адских трущоб.
— $299 (кивает на лежащий рядом VR-шлем. — Прим. Onlíner).
И это уже сейчас. Понятно, что ты будешь сильно ограничен в возможностях, но попасть в метавселенную сможешь. Плюс конкретно в этом фильме мультиплатформенность, кажется, никак не обсуждалась: может, туда можно и через обычный ПК войти, побегать от третьего лица.
В принципе, самое актуальное там даже не это, а главный конфликт. Сейчас же в тренде какие обсуждения касательно метавселенной? Вопросы анонимности, сбора пользовательских данных. Помнишь, кто был врагом в фильме?
— Корпорация.
— Корпорация. И тут Марк Цукерберг, который владеет корпорацией с не очень хорошей репутацией по части продажи пользовательских данных, говорит: «Я, кстати, делаю метавселенную». Речь о монополизации, крайне директивной форме управления. Даже если все это в итоге будет управляться ДАО (децентрализованной автономной организацией), мы все равно ведь будем знать, что за всем стоит вот этот конкретный чувак.
— Но в фильме даже хороший главный герой, получив админку от метавселенной, тут же устанавливает свои правила и ограничения. Нет здесь противоречия?
— Конечно есть! Как настроить под это все правильную систему управления и модерирования? И применима ли здесь вообще концепция модерирования? Это офигеть какой сложный вопрос — простого ответа на него нет.
У сотрудника крупного банка все идет по накатанной, пока однажды он не выясняет, что окружающий его мир — это часть огромной видеоигры, а сам он в ней — всего лишь второстепенный персонаж. Хватит ли у него духу переписать свой код, обратить на себя внимание прекрасной девушки и, наконец, спасти мир? Одним словом, получится ли из него главный герой?
— Фильм классный. Я же могу выставлять оценку? Пусть будет на 7 из 10. Просто обычно от фильмов с таким описанием и афишей многого не ждешь, а он оказался очень забавным, местами неочевидным и точно красивым.
Единственное, что они не слишком запаривались с оригинальной метавселенной и передали атмосферу того, что уже существует давно. Это просто GTA. Еще не понравилось то, что там пользователи не создавали новый контент, а просто ходили и выполняли квесты. Получалось так, что игра для тебя крутая, только если ты сам крутой: быстрее бегаешь, точнее стреляешь, угоняешь больше тачек и так далее. Все очень примитивно.
И там же точкой входа вроде как был обычный ПК — не было ни очков, ни чего-то такого. Из-за этого создается небольшой диссонанс: внутри виртуального пространства персонажи плотно взаимодействуют, целуются даже. Но на самом деле это героиня просто жмет на клавишу.
В общем, фильм прикольный, интересный, нетривиальный — но не хватило создания.
— Мне кажется, в этом тоже основной конфликт: главный злодей хотел, чтобы все были тупыми потребителями.
— Ну, в таком случае да. Вот ты мне и объяснил суть фильма.
— Может, в сиквеле будет больше всего нового и необычного.
— Да, там же динозавры появляются. Хотя, может быть, спустя какое-то время окажется, что фильм предсказал будущее. Мы тут сидим фантазируем о том, как все будут хотеть что-то строить и создавать, а потом выяснится, что нам на самом деле только это и нужно было — зайти в виртуальную реальность ради того, чтобы побегать и пострелять.
Первый в истории полнометражный фильм, целиком снятый в пространстве VRChat. Поэтичный док о том, как цифровая реальность помогает людям освободиться от комплексов и построить отношения без границ и условностей. В метавселеной не только тусуются, веселятся и креативят, но и находят близких людей, которые поддержат в трудных ситуациях.
— Стоит ли посмотреть этот фильм? Мне кажется, что да. Хотя бы потому, что каждый, кто его посмотрит, сможет себе задать какие-то вопросы — и, скорее всего, вопросы нетривиальные. Например, может ли человек по-настоящему испытывать романтические чувства в виртуальной реальности?
Там есть целая сюжетная линия про пару, которая строит отношения на расстоянии — и для них это даже удобнее, чем реальные отношения, которым мешают разные ограничения. Но насколько настоящие там эмоции? Девушка реально плакала под очками на своей виртуальной свадьбе?
Кто-то задаст более прагматичные вопросы. Скажем, каким образом они танцуют? Какая технология используется? Человек пойдет гуглить, узнает, что такое full body kit, почитает про инверсную кинематику, поймет, куда крепятся датчики и каким образом воссоздаются движения суставов.
Если смотреть вдумчиво, не фоном, то о чем-то точно задумаешься: о жизни, об отношениях, о технологиях.
— Мне все происходящее в фильме напомнило эпоху зарождения обычного интернета в конце 90-х и начале нулевых. Тогда никто не хвастался успехами из реальной жизни, а, наоборот, все прятались под аватарами и никнеймами, создавали альтернативные миры на форумах…
— Самовыражение. Это кино про самовыражение. Мы, конечно, не знаем, кто там стоит за этими цифровыми аватарами. Может быть, все эти люди такие же яркие и в реальной жизни. У кого-то даже рога и хвост могут быть. Но все равно именно в виртуальном пространстве они раскрываются, преодолевают какие-то барьеры из реальной жизни. Один из героев был излишне тревожным и два года просто молча заходил в VR-чат, а потом, ощутив безопасность пространства, стал общаться. Это разве не круто?
В плане самовыражения режиссера это тоже очень крутое кино. Чувак же все снимал в VR-хедсете, но в то же время запаривался с тенями, солнечными бликами. Здорово подошел к визуальной составляющей. Некоторые шоты — прямо очень кинематографичные. В общем, посмотреть точно стоит. Пусть даже не до конца — последние десять минут все-таки тяжеловато высидеть.
Эти и другие фильмы про метавселенные и цифровую реальность ищите в специальной подборке на VOKA.
Видеосервис VOKA для жадных до всего интересного. Больше позитивного, яркого и в то же время содержательного, а главное — всего самого интересного в одной подписке! VOKA — лидер в ассортименте контента, на видеосервисе вы сможете найти контент самых известных и популярных правообладателей: онлайн-кинотеатров, студий (Amediateka, Premier, Start, more.tv, ivi, Paramount, Disney, Fox, Sony, Warner), более 130 ТВ-каналов, спортивные трансляции от Setanta Sports и собственный эксклюзивный контент платформы.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by