У многих известных и титулованных спортсменов есть личная драма, которая изменила их жизнь. У теннисистки Моники Селеш история куда пожестче, чем у других. Прямо во время матча на спортсменку напал неадекват и ударил ее ножом в спину. Девушка выжила, прошла через депрессию и даже смогла продолжить выступать и побеждать. Но вернуться на прежний уровень уже не получилось. Вместе с Betera в нашем спортивном спецпроекте рассказываем о диком случае, который испортил карьеру первой ракетки мира.
Читать на OnlínerКонец 80-х — это время, когда в женском теннисе доминировала немка Штеффи Граф. Спортсменка завоевала золото Олимпийских игр, выигрывала турниры Большого шлема и больше трех лет держалась на первой строчке мирового рейтинга. В 1989 году Граф провела свыше восьмидесяти матчей, но проиграла всего два из них. Теннисистка брала трофей за трофеем и влюбляла в себя болельщиков по всему миру.
В начале 90-х в топ женского тенниса ворвалась молодая югославско-американская спортсменка Моника Селеш. Несмотря на юный возраст, девушка смогла стать достойной соперницей для Штеффи Граф, и женский теннис обрел противостояние, которое должно было продлиться не один год. Ведь обе спортсменки находились в том возрасте, когда считается, что все или почти все еще впереди. Штеффи Граф имела больше опыта (она была на четыре года старше югославской соперницы), но и суперодаренная Моника к тому времени успела стать звездой.
Моника Селеш родилась в венгерской семье в Югославии. По настоянию отца Кароля Селеша девочка занялась теннисом. Кароль сам учил дочь держать ракетку, бить по мячу и отражать подачи. Девочка начинала тренироваться на стоянке за домом, а роль сетки выполняла натянутая между двумя машинами веревка. Вместе с Моникой тренировался и ее старший брат Золтан.
Кароль был художником-мультипликатором и не имел к теннису никакого отношения. Поэтому Селеш-старший сам продумывал тренерскую методику, параллельно изучая все, что попадалось на глаза и касалось обучения игре в теннис. Чтобы дети не скучали во время тренировок, Кароль проводил занятия в игровой форме. За удачные действия Моника и Золтан награждались сладким призом. Был и еще один интересный ход: на теннисных мячах отец нарисовал персонажей из любимого мультика Моники про Тома и Джерри.
Такие незамысловатые приемы помогли Монике поставить удар. Кроме того, Селеш-старший научил девочку смотреть на корт так, чтобы та могла предугадывать, в какой точке окажется мяч.
Кароль сделал все, чтобы от тенниса получали удовольствие и дети, и он сам. Добавим, что в Югославии не продавали ракеток. Поэтому отец дважды ездил за инвентарем в Италию: сначала для сына, а затем — для подросшей дочери.
Моника оказалась очень способной ученицей и быстро начала делать успехи. В девять лет девочка выиграла юношеский чемпионат страны, выступая против двенадцатилетних соперниц. Спортсменка одерживала победу за победой, поэтому в Югославии ей уже было «тесно». В тринадцать лет Моника попала на юношеский турнир во Флориде. Югославка хорошо выступила и привлекла внимание известного американского тренера Ника Боллетьери. Он пообщался с Каролем Селешем и предложил Монике место в своей теннисной академии. Правда, для этого девочке нужно было оставаться в США. Селеши решились на важный для себя шаг, и в тринадцать лет Моника начала свой путь за океаном.
Теннисные специалисты, которые наблюдали за Селеш в юношестве, ждали, когда она заиграет на взрослом уровне. Девушка из Югославии много побеждала, и было понятно, что подрастает новая звезда. В 1989-м, когда Монике было всего пятнадцать, она дебютировала на турнире Большого шлема и добралась до полуфинала «Ролан Гаррос». Тогда восходящую звездочку не пустила в финал более опытная и именитая Штеффи Граф. Уже через год Селеш выиграет Открытый чемпионат Франции, став его самой молодой победительницей. В финале в двух сетах она разберется с немкой, остановившей ее в шаге от главного матча год назад.
1991-й начался для Моники Селеш с победы на Australian Open. А в начале марта неудержимая югославка вышла на первое место в мировом рейтинге, подвинув с вершины Штеффи Граф, которая удерживала звание первой ракетки почти три с половиной года. Селеш же в это время продолжала подтверждать свой статус: второй раз подряд выиграла «Ролан Гаррос», из-за травмы ноги пропустила Уимблдон, но вернулась к US Open и отпраздновала викторию.
В те годы главной соперницей югославской девушки была именно Граф. Селеш умела бороться с более опытными соперницами, и немка не стала здесь исключением. Это подтвердил и «Ролан Гаррос — 1992», в финале которого Моника хоть и в трех сетах, но все-таки сломила сопротивление Граф. Эти же теннисистки встретились и в решающей игре Уимлдона-92. На этот раз победила уже немка. Ей хватило двух не самых напряженных сетов (6:2, 6:1).
Но это нюансы, потому что Открытый чемпионат США остался за Селеш. Да и в целом именно Моника доминировала в тот период и, по мнению многих, считалась главной персоной женского тенниса. Югославско-американская спортсменка была настолько популярной, что не могла отбиться от фанатов и журналистов. Чтобы хоть немного отдохнуть от чужого внимания, теннисистка надевала парик и кепку. И даже в таком виде Монику узнавали.
93-й год начался для Селеш с триумфа на Australian Open. И снова Моника оказалась сильнее своей заклятой соперницы из Германии. Нельзя сказать, что Граф сдулась, но успехи Селеш трудно было перебить: с января 91-го по февраль 93-го Моника завоевала 22 титула, сыграла в 33 финалах.
Весной злосчастного 1993-го в карьере Моники Селеш случилась драма, которая разделила жизнь на до и после. После успеха в Австралии теннисистка заболела гриппом и пропустила порядка двух месяцев. Нужно было набирать форму к «Ролан Гаррос», поэтому спортсменка решила выступить на турнире в Гамбурге. В четвертьфинале Селеш играла против болгарки Магдалены Малеевой: победила в первом сете, вела во втором.
Немецкие болельщики реагировали на югославку очень агрессивно: улюлюкали, свистели, кричали. В ходе матча арбитр несколько раз делал публике замечания. Но немецкие зрители продолжали вести себя вызывающе, желая напакостить спортсменке, которая потеснила с первой строки рейтинга их землячку.
Во время перерыва между геймами Селеш присела отдохнуть. В этот момент к перегородке, разделявшей трибуны и корт, подбежал неизвестный и вонзил югославке между лопаток нож. Моника скорчилась от боли и даже смогла подняться на ноги. А в это время нападавшего, который пытался вырваться, скручивала охрана и брат теннисистки.
Моника держалась руками за спину и морщилась от боли, периодически закрывая глаза. На помощь подоспели врачи и судьи, которые уложили спортсменку на корт и стали оказывать первую помощь. Многие болельщики не понимали, что произошло, а Магдалена Малеева пребывала в шоке, закрыв лицо полотенцем.
Вскоре на корте появились носилки, на которые усадили спортсменку. Монику Селеш уносили с площадки под аплодисменты резко подобревшей публики.
«Я посмотрела через левое плечо и увидела мужчину в кепке, который двумя руками держал окровавленный нож. Он поднял руки над головой, чтобы нанести еще один удар. В эту секунду я узнала лицо, которое до этого видела в гостинице, на пустых трибунах», — позже будет вспоминать спортсменка.
К счастью, рана оказалась не опасной. Нож вошел в спину всего на полтора сантиметра и не задел позвоночник и жизненно важные органы. На физическое восстановление Монике понадобилось несколько недель, но с психологическим состоянием все было намного сложнее.
У Штеффи Граф было много фанатов, особенно на родине. И далеко не все поклонники спортсменки могли похвастаться адекватностью. Однажды один из болельщиков встретил Граф возле тренировочных кортов и вскрыл себе вены. А все потому, что спортсменка отказалась выйти за него замуж.
Еще одним фанатиком оказался немецкий токарь Гюнтер Пархе. Он буквально боготворил Граф и начинал сходить с ума, если дела у Штеффи не шли. В 1990 году, когда Граф уступила Селеш в финале открытого чемпионата Германии, Пархе был вне себя и подумывал покончить жизнь самоубийством.
Спустя время безумец нашел способ расправиться с ненавистной югославкой и вернуть свою любимицу на первое место мирового рейтинга. Поэтому Пархе, продумав план действий, пронес на теннисный матч нож, выждал удобный момент, подобрался к жертве и обеими руками нанес ей удар.
Суд признал преступника психически нездоровым, приговорил его к двум годам ограничения свободы и принудительному лечению. Гюнтер Пархе заявлял, что хотел только ранить Селеш, чтобы она на некоторое время потеряла возможность выступать и набирать очки.
Когда Моника узнала о решении суда, то разрыдалась. Она не могла понять, как человек, который пытался ее убить, остался на свободе и был отпущен из-под стражи прямо в зале суда.
«Он признал, что преследовал меня, потом ударил ножом, а теперь суд утверждает, что ему не нужно сидеть в тюрьме за заранее спланированное преступление. Он может дальше жить, как жил, а я не могу, потому что до сих пор восстанавливаюсь от нападения, которое могло меня убить», — негодовала спортсменка.
Она старалась добиться более справедливого, как ей казалось, решения и подавала апелляцию, но немецкий суд не изменил свой приговор и даже не назначил денежной компенсации за моральный ущерб.
После инцидента в Гамбурге у Моники Селеш начался трудный период. Спортсменка не могла избавиться от психологической травмы и мучилась от постоянных кошмаров. Ее начинало трясти от одного только представления, как она вновь выходит на корт. Теннисистка то и дело плакала и все время находилась в доме, напичканном камерами видеонаблюдения и сигнализацией, а также отгороженном от всего мира высоким забором. Спортсменка впала в депрессию, целыми днями лежала и смотрела в потолок, не включала телевизор, не читала газет и ни с кем не общалась. А позже начала заедать свой стресс и набрала вес.
Журналисты и фанаты пытались узнать, что происходит с Селеш, но она от всех закрылась. Выбраться из ямы помогали отец и психолог. А еще на состояние спортсменки благотворно повлиял боксер Мохаммед Али, боровшийся в то время с болезнью Паркинсона. Али инициировал встречу с Селеш, они долго общались между собой, и, кажется, легенда бокса нашел нужные слова, которые помогли Монике вытеснить страх.
Моника Селеш вернулась на корт в августе 1995-го. С момента нападения на теннисистку прошло больше двух лет. Потом спортсменка скажет, что провела два года в тюрьме, в которой должен был сидеть нападавший. Югославке в качестве исключения присвоили первое место мирового рейтинга (она делила его с Граф, которая тогда лидировала). Ведь до инцидента в Гамбурге Селеш была первой ракеткой мира. Правда, многие теннисистки были против, потому что от этого страдали их места в топе.
В первых после паузы турнирах Моника показала, что может держать удар. Завоевав титул в Канаде, Селеш дошла до финала US Open, где уступила Граф в трех сетах. Но победный сет она выиграла всухую.
В начале следующего года Селеш победила на турнире Большого шлема: выиграла Australian Open, на который не приехала Граф. Но дальше все шло как-то не так. Моника лишь отдаленно напоминала себя в юности и стала нередко вылетать на ранних стадиях, уступая куда менее именитым соперницам. Выйти на прежний уровень мешали также травмы, зачастую нелепые и полученные на ровном месте. Из-за того, что югославка заедала стресс, она набрала вес и уже не была такой быстрой и резкой. Но все равно брала трофеи, хоть и оступалась на ТБШ.
В 1998 году не стало отца Моники, который несколько лет боролся с тяжелой болезнью, что тоже наложило свой отпечаток на игре теннисистки. Своеобразным проблеском в жизни и в карьере Селеш можно назвать выигрыш бронзы на ОИ-2000.
Последний матч Моника Селеш провела в 2003 году, но официально объявила о завершении карьеры лишь в 2008-м. «Моя жизнь разделилась на до и после. От удара было очень тяжело оправиться физически и ментально, потому что я просто была на работе, когда произошло нападение, а человек, сделавший это, ни дня в тюрьме не провел. Я была в глубочайшей депрессии, но мне, как спортсменке, которая привыкла быть сильной, было очень тяжело признаться в этом себе, не говоря уже об окружающих», — скажет после ухода из тенниса Селеш. Попрощавшись со спортом, Моника погрузилась в новую жизнь. И, как признавалась теннисистка, она совсем не думает о том спортивном наследии, которое ей удалось оставить.
БК Betera (ООО «Статускво») — топовый игрок беттинг-индустрии Беларуси. Играй и выводи средства на карту или другой платежный инструмент, с которого сделал депозит. Всем новым игрокам Betera предлагает двойной бонус: фрибет 30 BYN и +150% к депозиту в казино. Попробуй!
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by