Жара в 30 градусов, дикая духота и неприятная перспектива получить ожоги или тепловой удар. Согласитесь, этой парочки причин хватит, чтобы многим из нас в зной плотно засесть в теньке, в офисе или убежать к воде. Но есть люди, для которых вышеперечисленное — просто погода, которая для достижения их цели совершенно не помеха.
Читать на OnlínerКаждый год на стыке июня и июля несколько тысяч белорусов-католиков из разных городов и местечек отправляются в пешее паломничество в Будслав, в Мядельский район — к чудотворной иконе Богородицы, преодолевая на своем пути больше сотни километров. Мы посетили Будславский фест и узнали, что каждый год пилигримов тянет на край Минской области и как они переносят такую непростую дорогу.
Человека, который хоть немного интересуется католицизмом, словами паломник или пилигрим не удивишь. В христианстве под пилигримкой подразумевают духовное путешествие к местам особого почитания среди верующих. В Средневековье люди массово путешествовали в Святую Землю, сейчас традиция не утрачена, и католики — в том числе пешком — направляются, к примеру, в польскую Ченстохову, французский Лурд и в испанский город Сантьяго-де-Компостелла, о чем в США даже сняли вполне себе интересный фильм «Путь» со звездным Мартином Шином.
В Беларуси такой точкой притяжения является костел в Будславе, а точнее — икона Матери Божией, которую верующие считают чудотворной. Если верить преданиям, еще в XVI веке монахам-бернардинцам, проживавшим в Будславе, было видение Девы Марии, после чего в местечко начали ходить паломники. Ходят и сейчас. Чтобы поклониться перед ней и оставить свои просьбы, паломники готовы пройти пешком несколько сотен километров. К примеру, участники пилигримки из Минска преодолевают за 5 дней более 120 километров, а из Барановичей — за 9 суток более 270!
Фест признали настолько значимым для Беларуси, что его четыре года назад включили в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Пилигримки в Будслав возродились после развала Советского Союза. Поначалу это были достаточно хаотичные акции, некоторые жители деревень, встречавшие пилигримов, вообще не понимали, кто это такие и куда они идут, а сейчас перед ними накрывают столы в деревнях и наливают в дорогу воды или компота. Разумеется, у каждой группы есть свои особенности, но схожего, естественно, намного больше. Вот парочка фактов.
Для чего люди идут в Будслав и какие мысли туда несут, вопрос, конечно, интересный, и правда у каждого своя. Кто-то благодарит Богородицу за излеченного от алкогольной зависимости супруга, кого-то гложет кризис веры, а кто-то пока еще не нашел опоры, от религии крайне далек, но надеется решить эти вопросы в паломничестве.
— Впервые я пошел в Будслав в студенчестве — во второй половине 1990-х, — говорит отец Павел Щербицки, делегат монашеской конгрегации салезианцев в Беларуси, сопровождавший молодежную пилигримку из Сморгони. — Помню, было очень много людей и, чтобы принять участие в паломничестве, приезжали даже из-за рубежа. Меня все это очень впечатляло, и, как я уже говорил, пилигримка стала для меня «энерджайзером».
И я долго ждал пилигримку, чтобы укрепить свои духовные, моральные силы на целый год.
Ты видишь молодых людей, которые чего-то жаждут, как переживают кризисы. Кроме того, идти пять дней по жаре — это ведь тоже ломает человека. В такие моменты вылазят все тараканы, и он проявляет себя таким, какой он есть. Пилигримка это не ходьба — здесь люди дорастают, и, на мой взгляд, это одна из хороших христианских инициаций.
— С вами в этот раз шли исключительно те, кто в теме, или ребята брали с собой в том числе нерелигиозных друзей?
— Большинство — «свои». Я имею ввиду католиков. Есть и небольшой процент православных. Неверующих в этой пилигримке не припомню. Ну и нужно понимать, что программа у нас серьезная. Мы же не только на гитаре играем, но и много молимся. И это своего рода фильтр для тех, кто не готов и не понимает, в чем смысл происходящего.
— При этом я слышал старые истории о том, что случайных людей за курево отправляли домой.
— Я не побоюсь сказать, что у нас самая строгая пилигримка. К дисциплине мы относимся очень серьезно. Мы не ходим по магазинам, не купаемся в водоемах, ночуем все вместе и не едим мороженое. Это наша мука, которую мы сами себе выбрали.
Кто-то может на это жаловаться, но это одно из наших условий. Все-таки идут в том числе несовершеннолетние, много молодежи, и если не будет дисциплины, то будет балаган.
В палаточном лагере мы встретили Валерия Станчика, пришедшего с верующими из Жодино. Он, к слову, учитель и считается одним из немногих мужчин, работающих в нашей стране с начальными классами. Но это уже тема для другого репортажа — теперь про Будслав. Впервые сюда он приехал в 1998-м, когда кардинал Казимир Свентек увенчал икону Матери Божией Будславской папской короной — знаком особого почитания.
— После той поездки уже не мог не приезжать и не приходить, — улыбается собеседник. — Для меня Будслав — это всегда много радости. Знаете, ноги болят, а сердце радуется от того, что идешь к Деве Марии, которая тебя всегда выслушает. Иду, чтобы поблагодарить: за семью, детей, родителей, за работу. За те хорошие и не очень события, которые произошли в моей жизни, и только уже после этого начинаю о чем-то просить.
Шел, к слову, со своим зятем Максимом. Он — православный, из Магадана, и мы были очень удивлены, когда он сказал, что тоже хочет записаться в пилигримки. Решил проверить себя, сумеет ли выдержать нагрузки, и он прошел путь замечательно. Я за ним немного наблюдал и им доволен.
Вместе с Валерием Станчиком в пилигримку пошел и жодинец Игорь Вакалюк. Он крещен в православной церкви, не считает себя человеком глубокой веры, но решил себя все-таки попробовать.
— Это в том числе испытание себя, — размышляет Игорь, — каких-то внутренних качеств и переосмысление ценностей. Полезный опыт и хорошая возможность поговорить с людьми более верующими, попытаться понять их, послушать, о чем они говорят.
— Удовольствие получили?
— Я испытал эйфорию, войдя в Будслав. А с остальным, как говорят, нужно переспать. Удовольствие — это слишком легкое слово, которым можно описать эмоции. Пойду ли я еще раз? Думаю, это точно не последняя пилигримка.
Чуть позже на ступеньках храма мы встретили Розу Михайловскую из Минска. Пилигримом она считается опытным и в Будслав пришла пешком уже в 15-й раз.
— В первый раз пошла в пилигримку в 2007-м. Я тогда влюбилась в мальчика, с которым была в одном лагере. Он мне сказал, что собирается пойти в паломничество. Решила последовать за ним, и вот хожу до сих пор, — рассказывает девушка. — Мне нынешняя пилигримка понравилось атмосферой, которой так не хватало в последние годы. «Ідзіце ў супакоі Хрыста» — этими словами, с которыми в конце каждой службы к верующим обращается священник, мы укрепляли свои сердца и сердца тех, кого встречали по пути в этом году. В паломничестве ты укрепляешь веру, узнаешь лучше себя и прославляешь Господа рядом с теми, кто Его тоже любит. Ну а самый трогательный момент связан со следующим. На подходе на коленях к иконе в костеле мы пытаемся петь песню, но у нас не получается — все плачут. Почему? Радость. Когда ты знаешь, что тебя где-то ждут, туда всегда приятно возвращаться.
— А как шлось на это раз?
— Было очень и очень жарко. Многие подгорели, мы постоянно обливались водой, которую подвозила машина сопровождения. Но не это стало проблемой. Нас покусали какие-то странные комары, оставлявшие после себя огромные следы от укусов. Однако все закончилось хорошо, а рядом всегда была медицинская служба, готовая придти на помощь.
В последние несколько лет Будславский фест переживал кризис. Судите сами. В 2020-м ударил коронавирус и пилигримку отменили, к тому же в прошлом году случился пожар. Костел тогда для верующих закрыли, начались работы по установке временной крыши, а службы стали проводить в соседнем здании. В этом году все кардинально изменилось. Во-первых, после двухлетнего перерыва в Будслав вновь массово пошли паломники, а во-вторых, 24 июня святыню после ремонта опять открыли для посещений, и верующие получили возможность помолиться у иконы.
— Около двух месяцев назад мы подали заявку [на проведение властям], поэтому знали, что фест в этом году будет однозначно, — говорит настоятель Дмитрий Дубовик. — Единственный вопрос был связан с костелом. 10 мая мы продолжили строительные работы, закончили их 27 мая, и нужно было выдержать время, чтобы штукатурка застыла. В итоге мы получили разрешение на эксплуатацию костела и его открыли.
— Сложно ли было в этом году организовать фест?
— Организовывать фест в Будславе всегда сложно. Это хоть и агрогородок, но совсем небольшой. Кроме того, на время феста ко всем приезжают гости, поэтому достаточно сложно найти тех, кто активно нам бы помогал. Но мы знаем, что нужно делать, так что все в этом плане нормально.
Все мероприятия феста традиционно начинаются (вечером в первую пятницу июля) со службы у костела.
В дальнейшем к пилигримам постепенно присоединяются люди, приезжающие на автомобилях, автобусах, мотоциклах, и со временем площадь у костела практически полностью заполняется.
За храмом, где ксендзы во время феста исповедуют желающих, тоже многолюдно. Для удобства — от солнца и комаров — выставили вот такие палатки. В свете заходящего солнца выглядит все это крайне эстетично.
Кульминация происходит около полуночи, когда верующие вслед за процессией с копией иконы Матери Божией — со свечками в руках — проходят по центру местечка. Сотни огоньков сливаются в одно огромное золотистое море.
Ближе к 2 часам заканчивается ночная служба, и первые паломники (несмотря на то, что впереди еще один день феста) постепенно начинают возвращаться домой. Многие из них нырнут в свои заботы, надолго пропадут с радаров друг друга, но они точно уверены, что встретятся здесь в 2023-м. Будслав не отпускает.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by