«Когда нечем гордиться в настоящем, хвастаются вчерашними заслугами». Это древнее правило хорошо усвоено российскими кинематографистами, которые регулярно массажируют центр удовольствия глубинного зрителя бесконечными драмами о давних спортивных победах СССР. Казалось, «11 молчаливых мужчин» — из той же оперы. Мы от этого фильма ничего хорошего не ждали, но ему удалось нас приятно удивить. Оказывается, о старых победах в спорте тоже можно снять неплохое кино, если свести на нет присущий подобным лентам пафос.
Читать на Onlíner1945 год. Мир еще не отошел от страшной войны и лишь начинает возвращаться к мирной жизни. С целью укрепления дружественных связей и налаживания спортивного взаимодействия футбольная ассоциация Англии приглашает в Лондон на товарищеские матчи чемпиона СССР, которым в то время стало московское «Динамо».
Событие чрезвычайно резонансное. Родоначальники футбола во всем мире считались сильнейшими футболистами. Советские же игроки за пределами страны оставались абсолютно неизвестными. В Англии были уверены, что речь идет о чуть ли не любительском уровне футбола.
Мало кто сомневался, что «Динамо» летит в Лондон проигрывать. Главное было — не допустить разгромного счета. Всего динамовцам предстояло четыре встречи — с «Челси», «Арсеналом», «Глазго Рейнджерс» и заведомо слабой командой из третьего дивизиона «Кардифф Сити» (чтобы не слишком обижать советских футболистов).
«Одиннадцать молчаливых мужчин в пальто» — так на самом деле местные журналисты прозвали советскую делегацию. Ребята не знали английского и по прилету предпочли молча проигнорировать вопросы собравшихся в аэропорту британских журналистов. Впрочем, приняли парней хорошо, а после первой же игры их вовсе стали считать настоящими героями.
Вопреки ожиданиям, «Динамо» не проиграло ни один из четырех матчей. Советские футболисты с разгромным счетом одолели «Кардифф Сити», а также с трудом, но победили «Арсенал». Еще две встречи закончились ничьей. Это были фурор и сенсация, такого от безвестных игроков никто не ожидал.
Фильм «11 молчаливых мужчин» весьма достоверно (во всяком случае, очень близко к открытым источникам) рассказывает всю эту историю. Разве что вместо четырех игр здесь показывают три — видимо, ничья с «Глазго Рейнджерс» плохо укладывалась в сценарий. А возможно, просто не хотелось затягивать хронометраж уж очень большим количеством матчей.
Не исключено, что страстные любители футбола найдут множество несоответствий. Для остальных изложение основных событий кажется довольно близким к тому, что происходило в действительности почти 80 лет назад. Увы, это не означает, что авторы ленты решили вообще обойтись без выдумок. В итоге вышло так, что все, что касается реальных событий, выполнено на высоте. Ну а то, чем кинематографисты решили разбавить спортивную драму, на деле только портит картину.
«Хм, а ведь актеры играют на вполне себе мировом топовом уровне», — поймал себя на такой мысли минут через десять после начала ленты и не уставал удивляться этому факту на протяжении всего просмотра. Российское кино, даже очень хорошее, почти всегда страдает от не самой качественной актерской игры. Переигрывание, подчеркнутая театральность, просто слабая игра — все это бич современного российского кинематографа.
Исключения случаются редко, и «11 молчаливых мужчин» — одно из них. Персонажей здесь довольно много, но ни к кому из них претензий не предъявишь. При этом тут нет вездесущих Петрова, Козловского и прочих. Более того, у некоторых вообще нет опыта работы в кино, однако по фильму так никогда не подумаешь. А еще здесь есть англоязычные персонажи, и я вполне серьезно допускал, что их играют приглашенные зарубежные актеры. Но нет, весь каст российский.
Я не интересовался, где снимали картину, но местный экранный Лондон выглядит вполне достоверно. Возможно, слегка ярче и красивее, чем это должно было быть в послевоенном мегаполисе, однако студийные декорации все же не мозолят тут глаза, что уже хорошо.
Съемки тоже топовые. Я, мягко говоря, не любитель футбола, но матчи выглядят захватывающе. Здесь не перебарщивают с графикой, почти всегда к месту включают замедленную съемку. С учетом всех сложностей постановки таких сцен — респект! Ведь это не игра в реальном времени, а попытка повторить матчи, которые уже были сыграны. Все это требует слаженной работы многих людей, и они с ней справились.
А какое внимание к мелочам! Потрясающие «древние» кожаные бутсы и мячи, до каждой нитки воссозданная форма тех времен. При этом костюмы тут не только соответствуют эпохе, но и подчеркивают характер героев. Особенно это касается женских персонажей. Вот британская журналистка, свободу и раскованность которой подчеркивает немыслимый в СССР брючный костюм. Советская атташе, а также сопровождающая «Динамо» девушка-переводчик одеты более классически, но и здесь видны различия. Работая в посольстве, приходится выглядеть намного стильнее по сравнению с только что прибывшей из Москвы красоткой.
Удивительно, но в этом фильме напрочь отсутствует пафос. Никаких «Можем повторить!», «До последней капли крови!», «Ни шагу назад!», «Не посрамим Отечества!» и прочего. Здесь не делают из советских игроков ура-патриотов, которые с выпученными глазами закатывают в травяное поле зазнавшихся слабачков-«бритишей». Более того, авторы ленты даже придумали оправдание для проигрыша «Челси».
Благодаря этому «11 молчаливых мужчин», в отличие от множества других российских драм про спорт, смотрятся на удивление хорошо. Без политических и националистических лозунгов кино получилось простым, легким и добрым. Таким, каким его совсем не ожидаешь увидеть.
Если бы все ограничилось тем, о чем мы написали выше, «11 молчаливых мужчин» можно было бы назвать безусловным успехом российского кинематографа, заслуживающим крепкой восьмерки. Но, увы, вместо того чтобы обойтись имевшими место событиями, создатели зачем-то решили «усложнить» всю историю.
Для этого сценаристы белыми нитками пришили к сюжету несколько выдуманных линий. Ближе к середине история начинает разваливаться под гнетом любовных страданий. Британская журналистка, задумавшая влюбить в себя топового игрока советской сборной... Внезапное столкновение с фронтовой любовью... Стеснительный футболист, вздыхающий по почти незнакомой девушке, которую он видел всего пару-тройку раз… Казавшийся стройным сценарий разваливается на глазах под этими эпизодами — настолько наивными, будто их писали пятиклассники по требованию злой учительницы.
Кроме того, в сюжет решили ввести выдуманных злодеев. Хорошо, конечно, что их не сделали из английских футболистов. Но, видимо, антагонисты в любом случае были очень нужны. Поэтому в фильме появились непонятные подпольные букмекеры с апельсинами и яблоком. Потомки «Острых козырьков» руководствуются невнятными правилами и шпыняют даже топовых игроков английской сборной, хотя как им это удается — совершенно непонятно.
Около трети хронометража ленты занимают как раз такие высосанные из пальца эпизоды, которые не только не красят картину, но даже портят ее. Уж лучше бы показали игру с «Глазго Рейнджерс» или просто сократили кино на 30—40 минут. Или попытались раскрыть больше характеров.
Дело в том, что от одиннадцати мужчин из названия по сути остался только один, он же главный герой, — строптивый Всеволод Бобров. Сценарный ход понятен, потому что раскрыть все одиннадцать персонажей не в рамках сериала крайне сложно. Однако в какой-то момент авторы фильма словно опомнились и зачем-то в контексте романтических отношений начали раскрывать характеры еще парочки футболистов, которых ты до этого вообще не запомнил. Все это сбивает ритм.
Несмотря на все недочеты, «11 молчаливых мужчин» годятся для просмотра. Здесь нет многих недостатков, присущих российскому кинематографу в общем и спортивным драмам в частности. Для полного успеха даже ничего докручивать не надо — наоборот, неплохо было бы убрать несколько лишних эпизодов и сюжетных линий.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро