60 котов на опыты? Зоозащитники бьют тревогу

30 730
07 декабря 2021 в 11:07

Проводимые тендеры зачастую ставят в ступор простой народ: то ценой ошеломляют, то предметом закупки. С 1 декабря «Белмедпрепараты» ищут поставщика лабораторных животных, а именно: морских свинок — 240 голов, кроликов (не альбиносов) — 300 голов и котов (только самцов) — 60 голов. И если грызуны уже давно используются в исследовательских целях, то о котах у нас мало кто знал, из-за чего вот уже несколько дней зоозащитники бьют тревогу, пишут запросы, обращения и собирают подписи, готовясь обивать пороги всевозможных ведомств, включая Генпрокуратуру. «Опыты над котами — это дикость», — говорят они. «Без комментариев», — отвечают снабженцы. В специфической закупке разбирались журналисты Onlíner.

Читать на Onlíner

Сообщения об этой закупке приходят в редакцию несколько дней. Сегодня на связь вышла Лилия Кулик и объявила, что, собрав «миллионы подписей», займется написанием жалоб во все инстанции.

— Я уже давно помогаю животным, мы группами в 20—30 человек спасаем бездомным собак и кошек за свои деньги. Этот тендер увидела в открытом доступе, с информацией можно ознакомиться и сегодня. Мы составили петицию о защите кошек, но, надо понимать, мы против проявления жестокости ко всем животным, будь то кролики, крысы или морские свинки. Ведь мы живем в 21-м веке, все эти медикаменты можно проверить без зверей. Мы возмущены, — говорит Лилия. Она намерена сегодня отправить собранные подписи в Генпрокуратуру, а если и это ни к чему не приведет — напишет письмо в Администрацию президента.

Про закупку знают все, но рассказать о ней мало кто может

В самой организации человека, который смог бы рассказать, что это будут за опыты, каким препаратом уколют котов и что с ними будет дальше, мы найти не смогли. Снабженцы, оценив кота в $10, опубликовали тендер, а через 3 дня будут выбирать победителя. «Мы закупаем, а какие там опыты будут, я не знаю, мне важно провести процедуру закупки, а она может состояться или нет», — рассказывает ответственный сотрудник, уже явно уставший и нервный. Чтобы закупку отменили, волонтеры активно выражают свое недовольство в соцсетях компании, а кто смелее — лично звонит в отдел снабжения и отнимает время и моральные силы у сотрудников.

Мы обратились в приемную руководителя «Белмедпрепаратов», где нам сказали, что комментировать ничего не будут, потому что «и так завалили обращениями». Предложили писать запрос, и, если вопросы будут по существу, возможно, на них ответят. По каким критериям оценивается существенность вопросов, не объясняют, но вот те, на которые мы бы хотели получить ответы:

  1. Какие опыты (испытания какого именно препарата) будут проводиться над указанными в закупке животными?
  2. Почему выбраны именно эти животные?
  3. Проводили ли на предприятии опыты над котами раньше?
  4. Связаны ли эти опыты с разрабатываемой вакциной от коронавируса?
  5. Что происходит с животными после опытов?

Запрос отправлен, ждем. Если получим официальный ответ — дополним публикацию.

Коты уже полвека трутся об ученых

Первые генетические исследования кошек с медицинскими целями начались еще полвека назад, когда изучение вируса лейкоза кошачьих дал первые ключи к разгадке происхождения рака. А совсем недавно было обнаружено, что препарат, доказавший свою высокую эффективность в борьбе с COVID-19, излечивает инфекционный перитонит кошачьих.

«За исключением приматов, геномы кошек — одни из самых близких к человеческим из тех, какие мы можем получить», — говорят ученые.

В августе этого года специалист по генетике кошек Лесли Лайонз из Университета Миссури выступила с предложением активнее использовать домашних кошек в качестве лабораторных животных, так как геномы кошек больше похожи на человеческие. Так, было выявлено около 250 наследственных генетических нарушений, многие из которых похожи на врожденные нарушения метаболизма людей. Например, генетическое заболевание поликистоз почек, диабет, гемофилия встречается как у людей, так и среди некоторых пород кошек. И если исследователи смогут найти правильное генетическое лечение этой болезни у кошек, это, возможно, приведет к разработке способа лечения и нашего вида. Ключевое слово — «если».

По данным Американского общества против вивисекции (AAVS), кошек обычно используют в неврологических исследованиях для изучения повреждений спинного мозга, проблем, связанных со зрением, сном и слухом, болезни Паркинсона, рака, генетических нарушений. Также из-за того, что питомцы могут переносить вирус лейкемии кошек (FeLV) и вирус иммунодефицита кошек (FIV), на них проводятся исследования в области ВИЧ/СПИД, хотя это проблематично: болезни у этих животных и людей протекают по-разному.

Позиция зоозащитников противоположна — они призывают ученых запретить использовать животных в исследовательских целях и перейти на более гуманные методы.

Кто вообще может поставить 60 котов?

Со слов все тех же зоозащитников, котов будут поставлять организации, занимающиеся отловом животных. Вопросы по поводу участия в тендере мы задали руководству «Фауны города». Там ответили, что никакого усиления по отлову усатых нет, да и в закупках никаких они не участвуют.

— Мы отлавливаем животных в соответствии с утвержденным планом на начало года и дополнительными заявками от организаций. От граждан мы заявок не принимаем. Нам сообщили, что 60 котов мы собираемся отдать на опыты, а у нас всего 40, кто это придумал? Мы вообще никогда не продавали животных, стараемся отдавать их людям, — рассказала директор организации.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро