Делать долгосрочные прогнозы нельзя, но в ноябре невозможно дать людям повод для радости и для того, чтобы расслабиться и забыть об этой инфекции. Об этом рассказал на телеканале ОНТ ректор Гомельского государственного медицинского университета, врач-инфекционист, доктор медицинских наук Игорь Стома.
Читать на OnlínerПо словам специалиста, обычно пандемии длятся около 2—3 лет, ситуация может развиваться волнообразно в течение нескольких сезонов.
— Каждый вирус уникален, и, конечно, вирус SARS-CoV-2 отличается от вируса гриппа. Но в целом можно прогнозировать, что вирус будет захватывать новые ареалы. Борьба за жилплощадь наблюдается не только у людей, но и у вирусов, а жилплощадь для вируса — это человеческий организм. В начале пандемии мы видели, как он захватывал пожилых людей в первую очередь, потом он сместился на трудоспособное население и по кирпичику захватывал новые области для своей жизни. Сейчас мы уже видим, что зачастую это молодые здоровые люди.
— Стратегия, которая выработана год назад в отношении региональных штабов, себя оправдала и показала эффективность. Роль экспертов университетских научных центров и консультантов заключалась в том, чтобы не теоретизировать, а выезжать на места. И сегодня каждый врач, который оказывает помощь при лечении СOVID-19, понимает протоколы ведения данного заболевания. Еще полтора года назад этого не знали даже эксперты. Тогда мы ориентировались эмпирически, черпали знания из сообщений в научной прессе. Регулярно менялись протоколы. Например, в начале истории COVID-19 чрезмерно назначались антибиотики, но они не имеют прямого эффекта на вирус. В настоящее время они исчезли из протоколов лечения, за исключением редких ситуаций, когда на поздних этапах присоединяется еще и бактериальная инфекция. Что касается витамина D, витамина С, цинка… Это все прекрасно, это повышает настроение, качество кожи, волос, ногтей, но доказательного эффекта в отношении COVID-19 не достигнуто.
Специалист поделился мыслями и об использовании плазмы.
— На ранних сроках болезни этот метод все еще может быть эффективен. Но проблема в том, что обычно пациент на этом этапе еще не госпитализирован или не обращался к врачам. А когда обращается, плазма уже не поможет.
Сейчас инфекционисты активно используют противовирусные препараты, к которым раньше обращались только ревматологи, онкологи, а сейчас спасают в ситуации, когда организм во время коронавируса начинает атаковать собственные клетки — так называемый цитокиновый шторм.
— С появлением COVID-19 в мире несколько поменялась парадигма современной вакцинологии. Если раньше в отношении классических вакцин (например, против кори) мы оценивали эффективность, рассчитывая количество заболевших в группе привитых и в группе непривитых, то в отношении коронавируса очень важна тяжесть заболевания, — отметил Игорь Стома.
Врач убежден: человек, привитый от коронавирусной инфекции, по-прежнему может заразиться, но у него снижаются шансы тяжелого течения заболевания — подключения к ИВЛ или смерти.
Специалист также рассказал, у кого иммунитет сильнее — у переболевшего человека или у привитого.
— Самый надежный иммунитет от дельта-штамма — это когда вы переболели, выздоровели и привились. Наслоение вакцинного иммунитета на свой собственный показывает наибольшую эффективность. По данным коллег из Израиля, в их стационарах практически отсутствуют пациенты, которые один раз переболели и хотя бы один раз привились.
Ну а что там с повторной вакцинацией? Будет ли она в Беларуси?
— Она важна, и Минздравом уже отработан документ, регламентирующий ревакцинацию в срок от 6 до 9 месяцев. Уже есть данные, что в первую очередь это нужно людям пожилого возраста. Старики должны быть бустеризированы.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро