Оказывается, купить огурцов, помидоров и укропа можно куда раньше открытия рынков (не берем в расчет торговые сети). На «Монетке», что за Комаровским рынком, на столах, предусмотренных исключительно для поглощения шаурмы, в 6 утра господствует укроп. Люди (или конкуренты, или просто завистники) упрекают: «А это вообще нормально?» По закону — маловероятно, но такая же картина наблюдается на многих станциях метро, возле магазинов и на остановках. Объясняют все так: «Продукции в этом сезоне много, а времени на ее сбыт, возню с документами, забегами за местом и торговлю за прилавком — мало или вообще нет». В общем, наблюдаем за самыми первыми торговцами.
Читать на OnlínerВ 6 утра на «Монетке» уже стоят бусы в два ряда, и хотя до заезда на сам рынок остается около часа, а до открытия — три, коробки с помидорами, кабачками, укропом, огурцами уже вносят свой вклад в народную экономику.
Тут затариться овощами и ягодами можно даже дешевле, чем на самом рынке: огурцы стоят рубль, капуста — 1,8, помидоры — 1,7, пушистую ветку укропа отдают по 5. «Покупайте, само то для (внимание! — Прим. Onliner) продажи!» — завлекают торговцы друг друга.
Даже жизнь бабочки-однодневки длиннее жизни этой площадки. В 7 утра ящики погрузят обратно в бусы и завезут на рынок. С документами, скорее всего, как и нитратами, все в полном порядке, иначе за прилавок никого не пустили бы.
По рассказам самих продавцов, такая халтурка существовала здесь всегда, еще до появления самой «Монетки» с ее паркингами и кафешками. И несмотря на разгоны, штрафы и убеждения — так было, есть и будет.
Татьяна сегодня приехала из Пинска поторговать красно-зелеными овощами. Ее бус в очереди на заезд один из самых первых, а огурцы ждут начала «официального рабочего дня». Какой-то проблемы в «пре-торговле» она не видит, ведь в подземных переходах метро еще хуже, там весь день завлекают цветами, трусами и очками.
— В 6 утра торгуют люди, которые возле Минска живут. Приезжают продать до работы — времени у них нет стоять целый день за прилавком. Некоторые потом и на рынок заезжают — товара много, что-то здесь продал, что-то там. Покупатели тоже в основном местные и те, кто по пути на работу забыл подготовить ссобойку. Ну и бабушки.
Татьяна в торговле с 90-х годов, как замуж вышла, так и на рынок отправили. Рассказывает, что раньше было лучше в плане заработка. Сами рынки сильно поменялись, из плюсов, например, можно выделить электронное бронирование. Теперь за местами не нужно бегать.
— Мест хватает всем, а получить его легко, мы, например, взяли абонемент на месяц, чтоб не бегать, и спокойно заезжаем. А те, у кого нет абонемента, могут забронировать по интернету и тоже не бежать. Но у людей уже привычка дурная, с советских времен — бегать. Бабушки привыкли уже, что в 90-х бегали, что сейчас.
Кто-то так и не смог адаптироваться к новому бронированию мест, кроме как по старинке — ногами.
А как же борьба с нелегальной торговлей?
— Пробовали их гонять, — продолжает Татьяна, — но, знаете, на «Монетке» мы раньше сдавали и огурцы, и помидоры, и лук, и все на свете, поменялись только кафешки вот эти и название «Монетка». Вернуть бы старые времена, как в 90-х, было бы лучше.
В Пинске мы не можем продать столько, сколько в Минске. Огурец пошел, но цена... люди перестали есть из-за жара. Вон, сейчас по рублю отдают, тепличные. А грунтовые дороже — 4—5 рублей. Минчане считают, что они вкуснее, чем тепличные, хотя по мне — ничем не отличаются.
На часах 7 часов, бабушки, женщины и мужчины на минуты соревнуются в спринте.
После выкриков бдительной женщины: «Фотографируют!» — люди опомнились и перешли на ходьбу. Оказывается, старая привычка из 90-х лечится вспышками фотоаппарата.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро