За неполных три месяца коронавирус, кажется, изменил работу всех белорусов. Но кроме очевидных сфер развлечения, общепита, туризма и транспорта, пандемия затронула и не совсем очевидные. Например, работу юристов. Как сейчас работают в судах адвокаты, что изменилось у нотариусов и какие услуги теперь можно получить онлайн, читайте в нашем совместном проекте с Podpis.by.
Читать на Onlíner— Наблюдается небольшой спад обращений к нотариусу, то есть клиенты понимают, что если можно подождать с решением каких-либо вопросов, то они ждут, — рассказала Onliner заместитель председателя Белорусской нотариальной палаты Татьяна Делендик. — Но есть ситуации, когда ждать нельзя. К примеру, есть сроки по вступлению в наследство (шесть месяцев) — и пандемия на них не влияет. К нотариусу в таком случае нужно обратиться либо лично, либо по почте прислать заявление о том, что человек принимает наследство. Особенно это актуально сейчас, когда границы закрыты и наследники, проживающие за рубежом, не могут приехать лично. Мы им рекомендуем отправить заявление почтой, а остальные действия совершить позже, закон это позволяет сделать.
Татьяна Делендик объясняет, что пока законодательство не предусматривает больших возможностей для перехода нотариусов в онлайн. То же самое заявление о вступлении в наследство нельзя выслать по электронной почте даже в виде отсканированного документа. Нельзя пока оформить доверенность, связавшись с нотариусом по Skype или Zoom. Хотя такая практика в мире уже есть.
— Нотариальная деятельность — это особая деятельность, она связана с непосредственным контактом клиентов, с выявлением его волеизъявления. И для того, чтобы это изменить, нужно изменить законодательство, — объясняет специалист. — Но есть нотариальные действия, которые не требуют выяснения волеизъявления гражданина. К примеру, для того, чтобы засвидетельствовать подпись переводчика либо копию документа. Такое нотариальное действие возможно совершать дистанционно. Мы сейчас ведем работу в этом направлении и думаем, что из-за пандемии этот процесс пойдет быстрее и с точки зрения законодательства, и с технической стороны.
Пока же из законодательно возможных вариантов белорусские нотариусы уже ввели возможность предварительного онлайн-консультирования.
— До 1 июня у нас проходит акция, все нотариусы сейчас предварительно консультируют в удаленном формате, то есть по телефонам нотариальных контор и бюро, а также с использованием средств видеосвязи (мессенджеров — Skype, Viber и других), чтобы люди заранее знали, какие документы им необходимо предоставить при личном обращении к нотариусу.
Адвокат бюро «Хмылко, Ярмош и партнеры» Елизавета Ярмош говорит, что прежде всего коронавирус внес изменения в общение с клиентами.
— Сейчас все больше и больше адвокатов, несмотря на отсутствие карантина и запретных мер, уходят в режим онлайн и стараются минимизировать прямые контакты с клиентами и коллегами. К тому же есть такая рекомендация и от коллегии адвокатов. На некоторых адвокатских бюро размещают объявления о том, что консультации оказываются по телефону, — говорит она. — Вообще, по закону есть общее правило о том, что договор на оказание адвокатской помощи должен быть заключен в двух экземплярах, собственноручно подписан клиентом и храниться в бюро (у адвоката), это все-таки подразумевает некую встречу хотя бы один раз с клиентом. Эти моменты соблюдаются очень строго, есть только одно исключение — это устная консультация, которую можно оказывать без заключения договора. Но сейчас все больше адвокатов стараются без лишней необходимости не встречаться с клиентами, обмениваться сканами документов, а оригиналы впоследствии высылают по почте.
В судах, по словам Елизаветы Ярмош, уже давно есть возможность использовать видео-конференц-связь.
— Бывают случаи, когда одна сторона находится в Минске, а вторая, к примеру, в Бресте. Есть возможность направить ходатайство и осуществить судебное заседание через конференц-связь, — отмечает адвокат. — Но все равно адвокату нужно прийти в суд города Минска, попасть в специальный зал и осуществить судебное заседание. Сейчас наблюдается ажиотаж на подобный формат проведения заседаний. Есть даже очередь на проведение судебных заседаний через видео-конференц-связь.
— К сожалению, сейчас нет пока судебных заседаний, утвержденных на высоком уровне, которые можно было бы проводить адвокату или стороне процесса из своего дома. Знаю, что такие заседания практикуются за рубежом, но для подобных заседаний нужна определенная правовая база. Потому что судебное заседание — это жестко регламентированный процесс. Нужно вести протокол, суд должен удостовериться в личности участников процесса, проверить доверенность адвоката, его удостоверения, в некоторых случаях адвокатский ордер и так далее, получить эти документы в материалы дела и так далее. Соответственно, для начала нужны изменения в процессуальном законодательстве.
Сама же Елизавета Ярмош скептично относится к идее проведения судебных процессов полностью онлайн.
— Для того чтобы более качественно провести судебный процесс, адвокату нужно присутствовать в зале судебного заседания, — говорит Елизавета. — Работа даже через видео-конференц-связь отличается от непосредственного участия, так как нет возможности оперативно реагировать на какие-то обстоятельства, затруднена подача ходатайства, нет возможности «проживать» этот процесс и «существовать» в нем, что очень важно для адвокатской деятельности.
— В марте и апреле у нас было затишье. Очень мало было заказчиков, — говорит директор компании BusinessAdvisers Law&Tax Firm Лидия Рожкова. — Было чувство, что люди сели у себя по домам и ждут. А с начала мая пошло движение. Видимо, поняли, что это все надолго, что за месяц пандемия не пройдет, что нужно работать и делать какие-то проекты. Пошла волна активности, все стали двигаться, какие-то проекты начинать, оформлять компании и так далее.
По словам Лидии Рожковой, в онлайн они перешли уже давно, так как много и плотно работают с IT-сектором.
— Для нашей безопасности и безопасности клиентов стараемся как можно меньше контактировать вживую, практически все перевели в онлайн. Все сотрудники работают сейчас дистанционно, есть удаленный доступ ко всем базам, мы при помощи специальных программ проводим совещания, ставим задачи, комментируем, — рассказывает она.
— Клиенты также с нами общаются в основном онлайн, мы обмениваемся сканами документов, общаемся через различные программы онлайн, — продолжает собеседник. — Есть такие клиенты, которых вживую мы видели всего пару раз, основное общение виртуальное. Да, среди наших клиентов есть компании, для которых важно увидеться, которые просят приехать и пообщаться вживую. Конечно, если клиент настаивает, мы встречаемся, предпринимая все меры предосторожности.
Если про консультации и обмен документами все понятно, то как быть, когда нужно идти в госорганы? Лидия говорит, что коронавирус и желание поменьше контактировать привели к том, что клиенты все чаще высылают доверенности с просьбой представлять их интересы в исполкоме и других государственных органах.
— Все чаще и чаще наши клиенты передают нам доверенность, и мы уже за них решаем вопросы, — рассказывает директор. — Если это физическое лицо, то доверенность нужно заверять у нотариуса. Но нотариус сейчас работает тоже по-другому. Не нужно стоять много времени в очереди, он готовит документы, клиент приходит к оговоренному времени в маске и перчатках, ставит свою подпись, а потом мы эту доверенность забираем у нотариуса и с ней идем в исполком или другие органы, куда нужно.
— Всегда есть варианты. К примеру, есть операции по недвижимости, при которых необязательно стоять в очереди в агентство по государственной регистрации и земельному кадастру, а можно обратиться к нотариусу. Мы высылаем нотариусам-партнерам все сканы документов, чтобы он подготовил все необходимое. Человек приходит, ставит подпись и забирает эти документы. Понятно, что невозможно полностью уйти от походов по инстанциям, но есть варианты сделать это безопасно. Мы стараемся придумать, как обезопасить наших клиентов. К сожалению, электронного правительства пока у нас нет. Будем надеяться, что эта ситуация подтолкнет к началу его создания, — заключает Лидия Рожкова.
Podpis.by — бесплатный сервис обмена документами с электронной цифровой подписью для вашего бизнеса. Podpis.by позволяет в несколько простых шагов загрузить и отправить электронный документ, упрощая бумажный документооборот. Это удобно, безопасно и важно в формате удаленной работы.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by