Лукашенко: нужен единый газовый тариф. Путин: нет

Автор: Андрей Рудь. Фото: president.gov.by
19 мая 2020 в 15:30

Стартовал второй в истории онлайн-саммит руководителей стран, входящих в Евразийский экономический союз. «Пул Первого» передает из зала заседаний Совбеза, где собралась белорусская сторона — Лукашенко и представители ведомств (Минтранс, Минфин, Минэкономики, МАРТ, МИД, Минэнерго). Председателем на этой встрече выступает Беларусь. Президент первым делом заговорил о газе.

Читать на Onlíner

Зачем собрались?

На этот раз «широкий» и «узкий» форматы общения объединили, все вопросы обсуждают открыто.

Президентская пресс-служба информирует, что в повестке заседания Высшего Евразийского экономического совета 10 вопросов. В том числе — об основных ориентирах макроэкономической политики государств ЕАЭС на 2020—2021 годы, о реализации основных направлений международной деятельности ЕАЭС в 2019 году. Будут обсуждать также годовой отчет ЕЭК о конкуренции на трансграничных рынках и о мерах, принимаемых по пресечению нарушений общих правил конкуренции за 2019 год. Главный же вопрос — принятие Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.

Лукашенко: нужен единый газовый тариф

«Неурегулированным остается вопрос ценообразования на услуги по транспортировке газа на общем рынке ЕАЭС, — продолжил давний разговор Лукашенко. — С окончательным взаимоприемлемым решением мы не можем определиться уже несколько лет. Притом что актуальность проблемы постоянно возрастает. Сегодня мы должны найти нужный нам всем консенсус».

Лукашенко напомнил: ситуация в мире и на постсоветском пространстве постоянно меняется: «Длительные карантины и самоизоляция населения отчетливо показали, что даже у сверхдержав нет запаса прочности, позволяющего в условиях закрытых границ и неработающих предприятий сколь-нибудь значительное время удерживать от спада национальные экономики».

Он отметил, что все чаще звучат самые негативные прогнозы для отдельных государств и даже континентов. Одна из наиболее особых тем — продовольствие. В связи с этим сказал: «Сегодня нам крайне важно найти пути сохранения сельскохозяйственных и промышленных отраслей наших стран, одновременно приняв все меры по защите людей».

При этом, назвав Россию «локомотивом интеграции», Александр Лукашенко особо выразил надежду, что она будет «соотносить меры по возобновлению экономического роста с нашими договоренностями в рамках союза по обеспечению свободного доступа товаров на рынки стран».

Путин: нет

Путин не полез в карман за ответом. ТАСС приводит его слова: «Что касается предлагаемого нашими армянскими и белорусскими друзьями единого тарифа на услуги по транспортировке и транзиту газа, то мы считаем, что единый тариф может быть реализован лишь на едином рынке с единым бюджетом и единой системой налогообложения. Столь глубокий уровень интеграции в ЕврАзЭС пока еще не достигнут».

Президент России подчеркнул, пока что цены на газ должны формироваться на основе рыночной конъюнктуры, учитывать затраты и инвестиции поставщиков, а также обеспечивать обоснованную прибыль. Пояснил, что это обычная мировая практика.

По мнению Путина, газовые тарифы в ЕАЭС можно обсудить позднее на экспертном уровне: «Если позиции наших армянских и белорусских друзей останутся без изменения, то, наверное, было бы логично вообще исключить пункт по газу из проекта Стратегии [развития ЕАЭС до 2025 года], чтобы одобрить ее сегодня».

Он заметил, что вопрос о тарифах на транспортировку газа является единственным несогласованным пунктом подготовленного проекта Стратегии: «Имеется формула, которую поддерживают три страны — Россия, Казахстан и Киргизия. Ее суть в том, что подходы к ценообразованию на газ можно было бы определить позднее на переговорах по формированию общего рынка газа ЕврАзЭС. Эту формулу пока не принимают наши армянские и белорусские коллеги, у них своя точка зрения по этому вопросу».

Суть Стратегии

По словам Путина, в документе обозначены «комплексные задачи по завершению формирования общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы, совершенствованию таможенного и административного регулирования, формированию цифрового пространства». «Стратегия закладывает основу для активизации процессов импортозамещения, промышленной локализации и продвижения совместных инициатив с высокой интеграционной составляющей», — уточнил он.

Стратегия также предусматривает расширение сотрудничества стран в научно-технической и в гуманитарной области, предполагает реализацию крупных совместных проектов в сфере профессионального и университетского обучения, подготовки кадров, повышения экономической мобильности и осуществления многосторонних образовательных программ.

Все это Россия готова согласовать — если бы не «армянские и белорусские друзья» с их газовыми тарифами.

«В целом одобрили, но окончательно не приняли»

Руководители стран в основном одобрили стратегические направления интеграции, но окончательно не приняли, — так формулирует итоги встречи БЕЛТА. Документ будет доработан с учетом ряда предложений сторон.

Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович отметил, что во время обсуждения и подготовки документа на различных уровнях был очень широкий разброс мнений: «То, что удалось согласовать, — это компромисс».

Единственным неурегулированным вопросом остался вопрос ценообразования на услуги по транспортировке газа на общем рынке ЕАЭС.

В итоге следующее заседание Высшего Евразийского экономического совета Лукашенко предложил провести осенью в Минске. Участники встречи согласились. Дату определят позже.

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь