В сети сейчас много инициатив по сбору денег на борьбу с вирусом. Выбирай вариант, привязывай карту, жертвуй — дальше все в руках активистов. Таким способом люди сбрасываются на большие общенациональные проекты, собирают деньги для районных больниц. Больница райцентра Поставы тоже в этом длинном списке: «Пожалуйста, помогите...» — и список того, что надо купить. Есть нюанс: этот сбор больница не организовывала, им занимается частное лицо. В то же время там подтверждают: все это действительно надо. На примере Постав рассказываем, как это устроено и какие вообще гарантии.
Читать на OnlínerСбор называется немного дерзко для нашей страны: «В больнице заканчиваются СИЗ! Срочно нужна помощь». Каждый знает: у нас ничего никогда не заканчивается. Все только начинается. (Забегая вперед — главврач не подтвердил, что прямо заканчиваются, но и от помощи не отказывается.) Как бы то ни было, это работает и привлекает внимание: люди переводят деньги, медики получают защиту.
Инициатор сбора для поставской больницы — местная жительница Людмила Большакова. Она никакой не модный гражданский активист и к больнице прямого отношения не имеет, просто когда-то проходила здесь практику. Теперь, «сидя» в декрете, собирает деньги, правдами и неправдами закупает то, что необходимо медикам, привозит, отдает — то, что удается отдать (это случается не всегда). Когда мы ей дозваниваемся, она как раз в Минске — приехала за очередной партией средств.
Сбор стартовал в конце марта. Вообще, такие сборы (не только для Постав) — относительно новая практика для страны. Фактически люди переводят деньги на личную карточку частного лица. Оказывается, так можно было. Не всем удастся в это поверить, но это факт: на онлайн-счетчике Людмилы значится 9894 рубля. Переводят те, кто доверяет девушке. Она уверяет: ее личная корысть отсутствует полностью, «все для фронта».
На самом деле, не все. Что-то из этой суммы оседает в разных местах, не зависящих от сборщиков. Об этом потом расспросим чуть подробнее.
Что-то из переведенного людьми Людмиле уже потрачено, что-то предстоит потратить — сейчас на карточке остается 2200 рублей. Перечни необходимого девушка согласовывает с больницей. Сейчас список для Поставского района выглядит так:
— Уже дважды мы привозили в больницу разные необходимые вещи, — рассказывает Людмила и присылает фотокарточки. — Доставка из Минска часто не работает, поэтому приходится часто ездить самой. В основном это маски, щитки, дезсредства... Еще что-то должно в ближайшее время прийти с курьером и по почте. Также на КБО надо привезти выкройки бахил, там пошьют для медперсонала. Самыми дорогими получаются пульсоксиметры, проблема в том, что ради одного приходится покупать большой набор с тонометром и ингалятором, а это 610 рублей.
С учетом при таком формате сбора денег есть сложности. Поэтому без доверия схема не работает.
— Все было бы понятно, если бы я могла покупать все необходимое в официальных источниках, тогда просто были бы видны транзакции по карточке. Но это оказалось невозможно, потому что нигде ничего нет или пришлось бы очень долго ждать — а надо быстро. Вот и покупаю там, где найду, иногда с рук. А для этого надо снимать деньги и рассчитываться наличными. Например, так брала респираторы, маски, очки, прочее... Основную часть больница принимает официально, по договорам и с указанием цен, но некоторые вещи передаю прямо в отделение, а там не до учета — просто берут и используют.
При перечислении денег через MolaMola комиссия (интернет-площадки, банка и платежной системы) определена как 6%, но не менее 1,1 рубля за один перевод.
Есть еще один математический фокус, про который Людмиле рассказали в налоговой. Сейчас многие сборщики денег устанавливают порог в 7000 рублей, больше не хотят. Объясняют так: если на личную карточку поступает больше 7003 рублей, то включается налог — 13%. Людмила эту сумму уже все равно перешагнула, поэтому резервирует необходимый процент для будущей расплаты.
Таким образом, из той суммы, что значится на счетчике в интернете (9894 рубля), в распоряжении девушки остается примерно 9100.
Главный врач Поставской ЦРБ Владимир Чекавый просит не драматизировать совсем уж ситуацию:
— У нас есть запас средств защиты на 7—10 дней, он пополняется. Ни один медработник не выйдет на смену без средств защиты — наоборот, есть распоряжение не приступать к работе, если чего-то не хватает. Конечно, в апреле, когда стартовал этот сбор, была другая ситуация, но теперь все иначе.
Все же мы понимаем, что ни один белорусский главврач не сможет произнести: «Все плохо», — речевой аппарат для такого не приспособлен. Да и не его это дело, он должен лечить, а не придумывать политкорректные формулировки. В то же время в больнице говорят, что иначе сейчас во многом благодаря вот таким помощникам, которые жертвуют деньги, привозят необходимое.
— Кто мог подумать в ноябре, когда формировался бюджет, что нам понадобятся, например, противочумные костюмы в таких количествах? — говорит главврач. — А сегодня это обычный режим работы. Ясно, что апрельские затраты получились в разы выше запланированных. Теперь-то и бюджет скорректирован, и внебюджетные фонды... Средства и оборудование поступают и от Минздрава, и земляки откликаются, и как гуманитарная помощь от разных стран. Сейчас у нас в наличии 50 пульсоксиметров, автономное оборудование для ЭКГ и так далее... Больница, ФАПы, обособленные подразделения обеспечены всем необходимым. Ни один сотрудник не обратился, что ему чего-то не хватает.
По данным Владимира Чекавого, сумма помощи в разных формах уже составила больше 30 тыс. рублей — в ближайшее время планируют опубликовать в районной газете полную раскладку, на что эти деньги потрачены:
— Важно, чтобы жители района видели, что все это не на складе лежит, а реально находится в работе.
Покупайте с оплатой онлайн по карте Visa и выигрывайте iPhone каждую неделю
Важно знать:
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь