Спецпроект

Творческие и независимые. Топ-10 белорусских женщин — дизайнеров одежды

Источник: Лора Нагапетян
06 марта 2020 в 13:40

Прозвучит феминистично, но дизайнер одежды в Беларуси — это преимущественно женская профессия. И эти творческие персоны, несмотря на бесконечную критику и недоверие со стороны соотечественников, продолжают делать свою работу, периодически создавая узнаваемые и крутые вещи и понемногу заявляя о себе в других странах. Праздник 8 Марта дает отличный повод вспомнить о них. Совместный проект Onliner и Huawei о моде и стиле продолжается нашим топом белорусских женщин-дизайнеров — успешных бизнесвумен и основательниц известных брендов.

Читать на Onlíner

Елена Цокаленко, бренд Lena Tsokalenko

Елена Цокаленко — одно из самых громких и известных имен в модном мире Беларуси. И на это есть несколько причин.

Во-первых, девушка начала заниматься творчеством в сфере моды давно, в начале 2000-х, в сложные времена для белорусских дизайнеров, которых тогда еще никто не воспринимал всерьез, не организовывал для них маркеты, не предпочитал их как добротную альтернативу надоевшему масс-маркету. Но Елена проявила целеустремленность — сегодня белоруски любят ее изделия, которые презентуются на московских неделях моды и продаются в российских бутиках.

Во-вторых, дизайнер отличается особенным взглядом на коллекции, которые не связываются с трендами, а создают свою реальность.

Среди изделий бренда нет ничего остромодного, хайпового, краткосрочного. Они нарочно делаются нейтральными, без привязки ко времени и тенденциям.

Дизайнер обожает работать с прозрачными, невесомыми, струящимися тканями. Ее коллекции всегда романтичны и женственны. Большое внимание уделяется ручной работе, тонкой вышивке. Своеобразен и подход к позиционированию одежды. Для лукбуков и сайта она снимается не на стандартном фоне, а в антураже, подходящем идее той или иной коллекции: на берегу моря, в старом доме, в поле.

Юлия Латушкина, бренд Latushkina Design

Юлия Латушкина — не только дизайнер одежды, но и медийная персона. Еще будучи студенткой, девушка одевала белорусских исполнителей, а после окончания университета ее карьера быстро взлетела. До обретения успеха на родине Юлия успела показать себя миру: прошла стажировку в Берлине, работала в Амстердаме, набиралась опыта в Европе, участвовала в конкурсах в России и Украине.

С медиа Латушкину связывают и другие истории. В 2016 году она совместно с Иваном Айплатовым создала одежду для белорусских спортсменов, участвовавших в летних Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро, а годом позже представила еще одну коллекцию для олимпийцев, правда, уступив победу другому дизайнеру. Кроме того, она разработала форму для сотрудников Silver Screen. Такие случаи сотрудничества, конечно, ограничивают полет фантазии, но зато демонстрируют одно важное обстоятельство: компании доверяют дизайнеру как профессионалу.

Латушкина любить делать платья и наряды с блестками, декольте и длинными подолами, но обязательно разбавляет их повседневными предметами гардероба. Одна из особенностей коллекций — яркие, контрастные цвета. Часто дизайнер выдает смелые решения, чем и запоминается публике: пилотки в сочетании с вечерними платьями, принт «Кошерно», одинаковые парики у моделей.

Полина Картовицкая и Лариса Степанова, бренд Historia Naturalis

Historia Naturalis отрицает тренды, гнет свою линию, имеет четкую концепцию и фирменный почерк, прослеживающийся от коллекции к коллекции.

Бренд придумали и создали Полина Картовицкая и Лариса Степанова во время совместной учебы в Академии искусств. Они творят вместе до сих пор, регулярно участвуя в Belarus Fashion Week и Mercedes-Benz Fashion Week Russia.

Создавая концепцию марки, девушки сразу определились: бренд будет эконаправленным. Это решение удачно совпало с мировой тенденцией к минимизации загрязнения окружающей среды. Коллекции шьются исключительно изо льна, шерсти, хлопка и шелка, произведенных в Беларуси. Визуально одежда бренда узнаваема благодаря своему крою (плавные, округлые линии, оверсайз) и необычным принтам, основанным на природных мотивах и картинах художников.

Ольга Кардаш, бренд Kardash

Имя Ольги Кардаш прочно связано с созданными ею принтами и вышивками с силуэтами аистов. Они часто мелькают на улицах и на фото в Instagram: белорусам понравилась одежда с до боли знакомым патриотическим образом птицы, о которой они читали с детства в стихах и поэмах.

Ольга начала свою карьеру довольно стандартно для многих белорусских дизайнеров: окончила университет, поработала на производстве, накопила денег, купила ткани, сшила первую коллекцию, а бренд основала в 2011 году. С тех пор она не останавливается, считая упорный труд главным способом чего-то добиться.

Стиль одежды Kardash довольно практичен и повседневен, но, создавая, например, парку к холодному сезону, дизайнер придумывает для нее свои фирменные фишечки вроде меховых карманов или асимметрии. Многие вещи выстреливают и запоминаются не меньше аистов: например, пальто с бахромой, платье из плотных переливающихся пайеток, свитшоты с интересными принтами и нашивками.

Милана Хасиневич, бренд KillToday

Милана — автор кожаных сумок и аксессуаров. Она вошла в модный мир со смелыми и откровенными идеями, не стесняясь базировать свои творения на эстетике БДСМ, о которой не принято говорить во всеуслышание. Но публике весь этот кожаный брутализм зашел.

Учеба Миланы была связана с искусством, но некоторое время девушка работала не в сфере моды и шила вещи для себя и друзей только в качестве развлечения. Бренд появился в 2009 году. В то время белорусы начали активно интересоваться местными дизайнерами, и обрести популярность было проще, но Милана не потеряла ее даже сейчас, когда рынок реально перенасыщен и именитыми дизайнерами, и маленькими производствами, продающими через соцсети и маркеты.

Хасиневич — автор как минимум двух сенсационных для Беларуси модных решений. Первое — это кожаные портупеи, которые она предложила носить в повседневной жизни, например надевая на платье. Второе — сумки с крылышками.

Скорее всего, вы не раз видели эти сумочки с милыми крыльями возле ручки и выжженным логотипом в виде булавки на улицах Минска. Сейчас сумки Миланы копируют другие дизайнеры. И это лучший комплимент.

Алена Горецкая, бренд Alena Goretskaya

Имя Алены Горецкой связано прежде всего с модным домом Papilio, известным своими свадебными и вечерними платьями. Он открылся в Минске в 2002 году. Спустя короткое время одежда бренда начала продаваться в России, Европе и США. Сегодня она представлена в магазинах более чем 20 стран — внушительное достижение для белорусского дизайнера.

В 2009 году Алена решила выйти из тени и создала бренд Alena Goretskaya. Это название вы могли видеть во многих торговых центрах Минска и других городов Беларуси. В рамках своего бренда Алена создает деловую, повседневную и нарядную одежду — в коллекциях действительно можно найти вещи для любого повода. Нет разве что спортивного стиля.

Удивительно, что над развитием трудится сразу несколько поколений семьи. За Papilio отвечает сама Алена, а за Alena Goretskaya — ее дочь Александра Жебрун. Вот что значит преданность делу.

Дарья Лебедева, бренд LSD Clothing

Итак, к половине обзора мы уже вывели формулу: если дизайнер создал некую вещь, которая стала культовой в масштабе страны, о которой говорят и которую покупают, значит, дизайнер состоялся.

Так вот, LSD Clothing — это косухи из экокожи. Цветные, узнаваемые, добротные, с четкими линиями. Иногда кажется, что такую приобрели все модницы Минска.

Сама марка родом из Витебска, создана в 2016 году. Аббревиатура расшифровывается как Lifestyle Simple Design (а не так, как вы подумали). За короткое время бренд обзавелся клиентами не только из Беларуси, но и из России, США, Италии, Монако, Норвегии, Литвы, Канады.

LSD Clothing, ясное дело, это не только косухи. Основу коллекций составляют минималистичные тренчи, пальто и костюмы исключительно природных, сдержанных тонов. Основная идея одежды бренда заключается в конструктивных новаторских решениях. Это значит, что каждое изделие функционально и удобно, но все они сочетаются между собой. Очень в духе времени.

Вероника Хорошун, бренд Dofamine

Dofamine ассоциируется с платьями-комбинациями и прозрачными кимоно, шелковыми костюмами и пальто свободного кроя. Короче говоря, это одежда, в которой принято ходить на выставки и званые вечера.

Основательница бренда Вероника Хорошун училась модной профессии в Лондоне, во Флоренции, работала в таких именитых домах моды, как Emilio Pucci и Aquazzura, но вернулась в Минск, чтобы сделать себе имя на родине. Dofamine появился в 2014 году.

Дофамин — это гормон счастья. Вероника приводит аналогию: примеряя наряды Dofamine, девушки радуются своему отражению в зеркале, что повышает уровень дофамина в крови. Дизайнер не делит своих клиенток по возрасту, поскольку уверена, что у женщин его попросту нет. Зато у каждой из них есть изюминка, которую стремится подчеркнуть Вероника. Эта мысль достойна уважения и уж точно понравится девушкам.

Светлана Пинтель, бренд Pintel

Светлана — это Ульяна Сергиенко белорусской моды. Большинство дизайнеров идут на поводу у молодежи, углубляясь в унисекс, оверсайз, придумывая новые формы и конструкции, а эти две девушки просто взяли и раскрыли женственность в ее гиперболизированном проявлении — кукольную, сказочную, мультяшную. Кроме того, творения и Ульяны, и Светланы стоят очень дорого, что оправданно, учитывая качество и премиальность материалов.

Достаточно посмотреть несколько лукбуков, чтобы понять идею бренда. Платья, пальто и костюмы сюрреалистичны, ироничны, будто вырезаны из бумаги и покрашены акриловой краской. Это роднит их также с творчеством Джереми Скотта, дизайнера Moschino.

Светлана Пинтель прожила в Израиле семь лет и могла бы остаться, но решила вернуться на родину и основать бренд одежды. Pintel появился на свет в 2016 году. Девушка стала отвечать за творческую составляющую бизнеса, взяв в партнеры тех, кто следит за маркетингом и финансовыми вопросами.

Одно из приятных достижений бренда — публикация в итальянском журнале Collezioni.

Людмила Тараканова, бренд Tarakanova

И все-таки в этом обзоре мы уделим внимание и мужчинам. Вернее не мы, а дизайнер Людмила Тараканова, которая решила отличиться от большинства коллег и делать модными не только женщин. Деятельность сложная: кто знает, что нужно этим парням? По мнению Людмилы, им нужна простая внешне одежда, скрывающая в себе сложный крой. Так она скромно описывает вещи своего бренда.

На деле же мужские коллекции Tarakanova вовсе не простые. Это почти всегда шокирующие консервативную белорусскую общественность идеи: пальто в абстрактный цветочек, длинный балахон, имитирующий платье, и даже самая настоящая мужская юбка. Надо сказать, Людмила предложила сильному полу оттенить свою брутальность юбкой, когда это еще не было мейнстримом. Уже сегодня этот нетипичный мужской предмет гардероба систематично крадется на мировые подиумы (посмотрите, например, кампейны Gucci), а стиль унисекс рассматривается как грамотное потребление.

Как и другие творческие люди, Тараканова стремится за развитием в Германию, Францию, Россию, Украину и другие страны. Что неудивительно: на родине «галочки уже поставлены», есть признание и много полученных наград.


Камеры линейки премиальных смартфонов Huawei P30 разработаны вместе с брендом фототехники Leica. Представители творческих профессий — дизайнеры, креаторы, фотографы, модели — как никто предпочитают такое сочетание. А ценителей моды не оставит равнодушными уникальная цветовая палитра Huawei P30 series. Она была разработана вместе с институтом цвета Pantone Color Institute, мировым лидером в создании модных трендовых оттенков.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Бел Хуавэй Технолоджис», УНП 190835312.

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by