Три миллиарда рублей долга. Лукашенко поднимает агропром Витебщины: «Хоть в тюрьму сажай тех, кто плохо работает»

Автор: Андрей Рудь
UPD
19 663
28 января 2020 в 11:30

Александр Лукашенко проводит совещание по исправлению ситуации в агропроме Витебской области, где показатели падают с 2013 года. Этой встрече предшествовало другое совещание: в ноябре были розданы поручения придумать, как поднять местный АПК. Сегодня идею дотировать отстающих и простить долги Лукашенко отверг: «Если это единственное, с чем вы пришли, то напрасно потратим время», цитирует его Telegram-канал «Пул Первого».

Читать на Onlíner

«Первый вопрос: какие конкретные меры предлагаются? Каковы выработанные модели финансового оздоровления предприятий и, главное, что это даст в результате? В представленных материалах основной упор пока сделан на меры государственной поддержки», — передает слова президента БЕЛТА.

По данным агентства, на совещании 22 ноября в Витебске рассматривалось предложение создать в области суперкрупный холдинг, но глава государства потребовал «идти от земли» и развивать уже имеющиеся интеграционные структуры: «Слушайте мое решение: холдинги, которые вы создали, будут существовать. Я не против, что будете расширять их территориально за счет хозяйств. Хозяйства эти сохраняют свою экономическую состоятельность. Больше получил — твое, меньше — ничего не будет. Организационно, дисциплинарно, хоть в тюрьму их сажай — тех, кто плохо работает. По долгам решим вопрос. Выше никаких надстроек не будет. На этом этапе ничего не будет».

«Пул Первого» отмечает, что сегодня речь идет даже не о росте, а об обеспечении устойчивости. «Мы давно говорили, что сельское хозяйство Витебской области нужно модернизировать, — сказал Александр Лукашенко. — Но ни один из составов правительства дальше разговоров не пошел. Главный нерешенный вопрос: что мы будем возделывать в Витебской области, зоне критического земледелия?»

Коснулся и кадровой проблемы: «Всем нужно напрячься и работать! У нас разные люди есть, но всем нужно это понять. Тех, кто еще этого не понял, — заставить работать. Но железное при этом правило — вовремя платить зарплату! И помогать тем, кто нуждается, многодетным семьям, например».

Премьеру Сергею Румасу сообщил, что речи о списании долгов быть не может: «Сергей Николаевич, вы же банкир, а предлагаете такое. Долг платежом красен! Речь может идти только о какой-то отдушине, чтобы могли свежего воздуха глотнуть. И каждый год — контроль программы. Чтобы люди достойно жили, растили детей».

Сайт президента транслирует напутствие: все работники АПК в Витебской области, от рядовых сотрудников до руководителей, должны встряхнуться, трудиться с максимальным напряжением. «Предупредите их, что если государство сделает соответствующие шаги им навстречу, то им придется работать с утра до ночи, чтобы не только вернуть долги, которые у них накоплены, но и вывести свои предприятия на безубыточную работу», — сказал Александр Лукашенко.

При этом уточнил, что, ориентируя людей на интенсивную работу, необходимо обеспечить достойную зарплату. У собравшихся поинтересовался: как это отражено в планах, чем предполагается не только удерживать людей на селе, но и привлекать новых высококлассных специалистов.

«Насколько эффективны предлагаемые меры?  Способны ли они реально улучшить ситуацию и сделать работу агропромышленного комплекса Витебской области устойчивой? А главное — получилось ли у правительства и Витебского облисполкома выработать универсальные меры, которые можно применять в других регионах страны? Если мы пойдем на обновление организационной сферы АПК области, то где возьмем специалистов? Есть ли они у вас?» — обратился к участникам совещания президент, лишний раз заверив, что списания долгов не будет.

Александр Лукашенко повторил требование о модернизации сельского хозяйства Витебской области. При этом главное направление модернизации — выбор сельхозкультур для этой зоны «не просто рискованного, а критического земледелия».

«Главное, что сделано правильно в Витебской области, — мы пошли от потребностей, переработчиков, — считает Александр Лукашенко. — Включили в холдинги колхозы и совхозы. Пожалуйста, дайте нам молоко и мясо. Если они не понимают сколько, доведите до них, как в советские времена, задания, планы, прогнозы, что угодно, но доведите до них те объемы, которые они должны выдать перерабатывающим предприятиям, и пусть выполняют. Планы должны быть напряженными настолько, чтобы обеспечить свою хозяйственную деятельность и вернуть долги».

Премьер-министр Румас доложил: агропром Витебщины накопил долгов на 3 млрд рублей. Прорабатывались разные варианты, что делать с этим долгом, но к единому решению не пришли. Ясно одно: так или иначе деньги должны быть возвращены.

«При всей макроэкономической стабильности у нас проблем хватает в экономике, поэтому надо исходить из этого, — считает Александр Лукашенко. — Или оставляйте эти долги в колхозах и совхозах (мы их отсрочим, и банки будут на них в период отсрочки нормально смотреть, а не коэффициенты считать), или же мы передадим эти долги головному предприятию, или же аккумулируем в агентстве» (среди предложений — создание организации по управлению долгами).

Еще одно предложение — провести «техническую расчистку» балансов предприятий, чтобы у них не числилось долгов. Считается, что это позволит улучшить коэффициенты платежеспособности предприятий, они станут более привлекательными заемщиками.

«Прорабатывайте вопрос (если это возможно) у агентства сконцентрировать долги, — сказал президент. — Но обязательно предприятия хоть по центу, по рублю должны платить. Пускай этот год мы им скажем: давайте посмотрим, как будете работать, трогать не будем. С 1 января будущего года они хоть рубль должны платить, они должны знать, что по долгам надо рассчитываться, никакого списания!»

Александр Лукашенко напомнил, что Беларусь теряет большие деньги на фоне налогового маневра, поэтому крайне важно искать резервы по всем направлениям: «Вопрос в спасении области и крестьян. А чтобы спасти, их надо объединить и заставить работать. И заплатить. И сказать, что молоко и мясо в этом году кровь из носу вы должны на головное предприятие поставить. Или нет? Война идет, а вы болтовней занимаетесь».

Очевидно, помимо «технической» отмены долгов, предстоит и просто менять стиль работы. Лукашенко видит это во введении жесточайшей технологической диктатуры и дисциплины: «Приведите в порядок то, что есть: базу, машинные дворы, комплексы, зернотоки, фермы. Заставьте людей вовремя приходить и уходить с работы и выполнять обязанности».

Иллюстрируя нынешний стиль, упомянул ситуацию с падежом скота: «Это не дело, что мы 92 тыс. голов угробили в целом по стране!»

Президент упомянул, что трудовые подвиги придется совершать с теми людьми, которые есть, и на той базе, которая имеется в области: «Я хочу, чтобы вы поняли: вся вертикаль власти, которая присутствует здесь, — от президента до председателей райисполкомов Витебщины — иного не дано. Если вы думаете, что у нас есть бешеные деньги, которые мы будем выкидывать на Витебскую область, — нет. Сегодня, мужики, ситуация уже не та. Двадцать лет назад, вы помните, было по-другому: жрать было нечего, тогда литр молока был счастьем. Сейчас молока, мяса — некуда девать в целом по стране. И никто на вас молиться не будет».

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!