Григорий Сивицкий — капитан запаса. Окончил военный факультет БГУ по специальности «психолог». Начинал карьеру в Гродно. Последнее место службы — 120-я бригада в Минске. Задумался о сложностях, которые возникают в армии на первых порах, еще в лейтенантские годы, правда, прекрасно осознавал, что профессионального и жизненного опыта для организации курсов недостает. Не так давно понял, что ситуация изменилась и можно пробовать. В силу жизненных обстоятельств мужчина ушел из Вооруженных сил, теперь времени для реализации проекта по подготовке призывников в армию стало больше. Год они работали в тестовом режиме.
Читать на Onlíner— Проблема большинства призывников — отсутствие знаний, — говорит офицер. — Причем самых разных. Во время службы неоднократно сталкивался с этим. Люди попадают в часть и вообще не понимают, что происходит. Мы в какой-то момент решили упростить переход с гражданки на службу.
— Мы — это...?
— Есть команда. Психологи, юристы, действующие и бывшие военные.
Знаете, в школе практикуют так называемую допризывную подготовку. Мягко говоря, она ничем не помогает в реальной жизни. Не могу говорить за все учебные заведения, но по большей части это формальность. Все оптимизировано, порезано и забыто. Эффективность нулевая. Потому хочется максимально подвести ребят к армии, чтобы на месте они уже были ко всему готовы.
— Как это происходит?
— Мы оцениваем морально-психологическое состояние призывника, его образование, изучаем биографию, медицинскую карту. Под это подстраиваем весь процесс подготовки. Есть индивидуальный подход, есть групповой. В зависимости от желаний и возможностей. Занятия проходят три раза в неделю. Курс длится две недели. За это время даем слушателям базовый объем знаний.
Есть непосредственно подготовка к службе в армии. У каждого свой мотив. Кто-то боится. Значит, надо помочь человеку преодолеть страх и рассказать, как там все будет. Кто-то видит в армии возможность и узнает, как можно преуспеть. К примеру, получить сержанта и уже дальше двигаться по жизни.
Также мы практикуем консультации перед походом в военкомат. Объясняем вещи, к которым жизнь не готовила. Какие перспективы, на что можно обратить внимание. Есть консультации перед поступлением в высшее учебное заведение. Военная академия, военный факультет. С кого-то снимаем розовые очки. Кому-то объясняем, что все не так плохо. То же самое консультации по поводу военной кафедры и службы по контракту.
— Сколько это стоит?
— 400 рублей — курс индивидуальных занятий. Групповые — 300. Консультация — 50 рублей. На выездных семинарах в регионах меньше.
Непосредственно сейчас заканчивается тестовый период. За это время мы работали с 20 клиентами. Итоги вселили веру в успех дела. Была обратная связь от ребят, которые уже служат. Все давали позитивные оценки. Это приятно.
Григорий не собирается учить призывников пользоваться оружием и преодолевать полосу препятствий, говорит, что и без него научат. В центре внимания — непосредственно моральная, психическая и даже юридическая подготовка.
— Я прекрасно понимаю, какое в целом отношение к армии. Многие молодые люди считают, что служба тупо отнимает у них время, не предоставляя ничего взамен. Но возможности есть. Просто многие не знают, как получить выгоду от процесса. Какие-то навыки, знания, связи. Плюс не надо забывать, что для многих белорусов армия — это социальный лифт.
Жизненных примеров хватает. Кто-то идет служить и год ноет о впустую проведенном времени вдали от дома, а кто-то вкладывает в себя.
— Ну для условного «айтишника» год в армии — трагедия.
— «Айтишники» были на наших курсах. Конечно, я понимаю, что их гражданский уровень заработной платы и деньги, которые получают солдаты, вообще не поддаются сравнению. Но тем не менее сейчас есть IT-рота. Мы объясняем критерии, по которым можно туда попасть. Есть другие варианты, например, служба по контракту. Да, это два года службы. Но нет привязки к казарме, и в свое свободное время можно заниматься фрилансом.
— Как вы относитесь к предложениям «отмазать» от армии, которые в последнее время активно множатся?
— Их авторы точно не мои конкуренты. Мы про разное. Но я не понимаю, как такое волшебство возможно с учетом белорусских законов. Просто так военный билет никто не отдаст. Если у призывника нет возможностей зацепиться за законодательство или избежать службы по здоровью, то как можно обеспечить ему отсрочку или негодность?
Я готовил нескольких ребят, которых обещали «отмазать». Как вы понимаете, наша встреча свидетельствует о том, что избежать службы не вышло. Знаете, есть пограничные юридические или прочие ситуации, которые военкомат трактует в свою пользу. Но знающий призывник может зацепиться за закон и доказать свою непригодность для армии. Но в этом нужно разбираться.
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей в одном месте
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!