В конце ноября случилось неординарное событие. Минский автомобильный завод, полностью принадлежащий государству, выпустил токены на белорусской криптобирже finstore.by, на которой покупать токены пока могут только физлица. До этого на криптобиржу вышел «Белвест» и компания «Чистый берег». О своем желании выпустить токены рассказала и «А-100». Для чего они это делают?
Читать на OnlínerВ декрете №8 токены, или цифровые знаки, — это запись в реестре блоков транзакций (блокчейне), иной распределенной информационной системе, которая удостоверяет наличие у владельца цифрового знака (токена) прав на объекты гражданских прав и (или) является криптовалютой. Токены могут иметь разные названия и используются (покупаются и продаются) на специальных криптоплатформах.
Первичное размещение цифровых знаков или ICO — это форма привлечения инвестиций в виде продажи инвесторам фиксированного количества цифровых знаков (токенов), полученных разовой или ускоренной эмиссией, или форма первичного предложения цифровых знаков (токенов).
Какие гарантии?
По существующему законодательству все операции с токенами навсегда хранятся в Нацбанке по принципу блокчейна. В случае, если криптоплощадка закрывается или банкротится, регулятор по запросу выдает подтверждение того, что именно этот человек является владельцем токена. Нужен только номер криптокошелька. Если же разоряется компания, которая выпустила токены, то дальше деньги можно вернуть через суд. Владельцы токенов приравнены к владельцам корпоративных облигаций, а это значит, они будут в 4-й очереди кредиторов.
Токены — это довольно рисковые инвестиции. Об этом предупреждают практически все криптоплатформы. Нужно обладать определенной финансовой грамотностью, чтобы вкладываться в них.
Сейчас в Беларуси в Парке высоких технологий существует три криптоплатформы. Это сurrency.com, которую запустил Виктор Прокопеня и Саид Гуцериев совместно с кипрским брокером Capital.com. Потом появилась iExchange.net, принадлежащая резиденту ПВТ ООО «Криптотрейд». А затем и криптоплатформа finstore.by, созданная «Банком БелВЭБ» и компанией «ДФС». К слову, «Беларусбанк» заявлял о желании запустить свою криптоплощадку, однако пока от слов к делу не перешел. Пока из всех площадок только finstore.by запустил токены реальных предприятий.
Покупать их могут на данный момент только физлица — резиденты Беларуси, ни юрлица, ни резиденты других стран не имеют доступа на эту площадку. Однако бывший вице-премьер, а ныне председатель правления «Банка БелВЭБ» Василий Матюшевский заявил, что в первом квартале 2020 года, скорее всего, появится возможность покупки токенов и для нерезидентов.
— Мы токенизируем реальные активы и принципиально не работаем с криптовалютой. Просто пытаемся оцифровать фондовый рынок, — объясняет бывший замминистра связи и информатизации, а теперь управляющий директор finstore.by Дмитрий Шедко.
Всего, по данным finstore.by, сейчас на платформе зарегистрировались 753 инвестора. Общий объем привлеченных средств составляет уже $517 тысяч. Средняя сумма инвестиций — ближе к $5000. По словам владельцев площадки, рынок реагирует на новое предложение осторожно.
Сейчас компании выпускают токены, которые сходны с корпоративными облигациями. Они очень похожи на корпоративные облигации компаний, и проценты сопоставимы. По словам Дмитрия Шедко, дальше платформа будет развивать и другие формы. К примеру, это могут быть инвестиции под процент от прибыли и так далее.
— Нам хотелось бы пойти дальше, поработать с недвижимостью, распределением прибыли и так далее, — отметил он.
Производитель обуви «Белвест» стал первой компанией, которая разместила свои токены на криптоплощадке. Предприятие разместило токены в евро под 5,15% годовых и в российских рублях под 9% годовых. Холдинг хочет привлечь 5 миллионов евро и 65 миллионов российских рублей. Срок обращения токенов и в первом, и во втором случаях — три года. Чистая прибыль предприятия за первое полугодие 2019-го сократилась в шесть раз, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года.
— Являясь первой компанией, которая прибегла к этому инструменту, мы хотим напомнить, что срок жизни этого проекта пока буквально месяц. Итоги подводить еще очень рано, хотя они на сегодня есть и мы видим положительную динамику, — говорит генеральный директор «Белвест» Юрий Суманев. — Суммы, с которыми мы заявились в этом проекте, являются несущественной частью в нашем кредитном портфеле.
Хоть мы и являемся внутренне очень современной компанией с точки зрения использования различных технологий и инноваций в области IT и роботизации. Вы, наверное, слышали, что мы занимаемся роботизацией легкой промышленности, чем не занимается никто в мире. И хочу вам сказать, что именно эти средства мы привлекаем для осуществления таких проектов. Для нас это пробный шаг по выходу на рынок частных заимствований. Корпоративные облигации мы и раньше запускали очень успешно, там были совсем другие объемы и другие ставки. За всей этой платформой большое будущее.
Компания хочет привлечь $5 миллионов на пять лет под 6% годовых. Между тем прибыль компании в прошлом году составила 1,6 миллиона рублей.
— В 90-е—2000-е мы получали обычный кредит в банке. Потом мы пытались заимствовать более дешевые кредитные ресурсы и пришли к ЕБРР. Мы с ними отработали, — рассказал учредитель и директор «Чистого берега» Виктор Подгайский. — Когда появилась возможность выпуска облигаций, мы пошли на этот рынок. Первый выпуск мы продали за 20 дней, второй — за 10 дней. Они продались очень быстро — при том, что доходность была средней по рынку.
Когда сегодня «Банк БелВЭБ» пришел с предложением нового, достаточно интересного инструмента, мы, все проанализировав, поняли, что это эволюция долговой расписки. То есть когда-то это была долговая расписка, потом она была в бумажном виде, затем запись на счет. Сегодня это токен. Тот же инструмент прямого финансирования.
Мы с удовольствием хотим попробовать использовать его в будущем, потому что он легкий, простой и удобный. Еще вчера-позавчера, чтобы внести квартплату, мы шли в отделение банка с квиточком и стояли в очереди. Сегодня мы это делаем двумя кликами на смартфоне. Здесь то же самое. Когда-то нам нужно было взять паспорт, отстоять очередь в банке, купить облигацию, получить эту бумагу, положить ее дома, потом принести бумагу обратно. Сегодня мы это делаем двумя кликами на смартфоне. Это эволюция.
Я считаю, что это только начало. Мы говорим пока о маленькой возможности токен-облигации, на самом деле возможности огромные.
Минский автомобильный завод собирается привлечь $3 миллиона. Срок обращения токенов в этом случае — 3 года. Они номинированы в долларах. Процентная ставка составляет 5,5%. При этом нужно помнить, что по итогам прошлого года чистый убыток предприятия составляет 80 миллионов рублей, в 2017 году он составил 41 миллион.
— МАЗ и ICO — это очень удивительно, наверное, и странно, — говорит генеральный директор предприятия Валерий Иванкович. — МАЗу 75 лет, он переживал и подъемы, и 90-е годы, и победу КамАЗа на российском рынке, и спады, и ввод различных регламентов. Но та школа, та база, сила того бренда позволяла существовать и выживать МАЗу в тех условиях.
Сегодня происходит глобальный слом классической экономики и переход в новую цифровую экономику, хотим мы этого или нет. Десять лет назад было первое IPO Facebook и все писали, что только дураки покупают эти акции, мол, картинка ничего не стоит. Прошло 10 лет, и сегодня все говорят, что это классика развития целой отрасли. Мы считаем для себя, что ICO — это начало этапа цифровизации. Мы для себя видим ICO потенциальным источником инвестиций в будущем. Сегодня, возможно, где-то не хватает правовой базы, каких-то механизмов, но уже очевидно, что через какой-то промежуток времени эти механизмы выработаются в понятные с возможностью привлечений инвестиций.
Ни для кого не секрет, что для МАЗа задача №2 — это реализация стратегии развития, которая необходима для переоснащения и придания заводу второго дыхания. Фактически сегодня на старых мощностях мы удерживаем долю рынка: на российском рынке доминируем, на украинском сражаемся за Евро-6, выпускаем весьма конкурентоспособные автобусы в Российской Федерации, не имея тех финансовых рычагов поддержки и защиты рынка. Поэтому повторюсь: вижу цепочку возможностей будущих инвестиций в цифровизации экономической жизни предприятия.
Владелец группы компаний «А-100» Александр Центер заявляет, что до конца года собирается выйти на криптоплатформу с токенами жилищных облигаций. Правда, пока он ничего не конкретизировал.
— Все зависит от тех изменений, которые могут произойти на рынке. Правительство обсуждает определенные изменения в законодательстве, связанные с долевым строительством и выпуском жилищных облигаций. После околобанкротных ситуаций, связанных с «Томбазом», и еще нескольких случаев правительство озаботилось наведением порядка в этой отрасли. И одно из направлений работы — повышение безопасности покупателей. Могут быть очень существенно ужесточены условия выпуска жилищных облигаций и заключения договора строительства. Альтернативой этому может как раз стать то решение, которое мы здесь обсуждаем, — говорит Александр Центер.
— Процесс создания недвижимости и покупки квартиры — это сегодня многошаговый процесс, связанный с перемещением денег, возникновением различных обязательств, процессом передачи недвижимости и так далее, — отмечает он. — Те технологии, о которых здесь идет речь, позволяют упростить эти процессы и избежать возникающих рисков. К примеру, для того чтобы сегодня стать владельцем квартиры, нужно совершить десяток встреч, которые завершаются регистрацией в Кадастровом агентстве. Нас приятно удивляет готовность Кадастрового агентства к цифровизации их процессов. Они с большим интересом относятся к цифровизации этих процессов.
Если вы захотите купить у нас квартиру, то я думаю, что в ближайшем будущем вам не понадобится отвлекаться от компьютера, вам достаточно будет пользоваться идентификаторами, которые будут признаны законодательством (цифровая подпись или ее аналог), и в результате вы сможете становиться собственником объекта недвижимости дистанционно. Более того, дистанционно извлекать из этого прибыль. Вы можете становиться собственником будущих прав. Я думаю, что вполне возможно говорить о продаже отсроченных обязательств, к примеру, вы хотите купить квартиру, построенную через пять лет. Главное — зафиксировать эти обязательства, чтобы они не превратились в пирамиду или пшик. Технологии, о которых идет речь, очень хорошо применимы для этой цели.
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!