Вы могли пользоваться услугами «КурьерБай», если заказывали что-то в интернет-магазинах. Если живете за пределами МКАД — то с еще большей вероятностью. Сотни интернет-магазинов отдавали в «КурьерБай» товар, и компания доставляла его покупателю. В начале прошлой недели стало известно: фирма в огромном минусе.
Читать на OnlínerВ группе Viber за день собрались 250 (больше нельзя) пострадавших — теперь здесь обсуждают все реальные вещи и слухи.
Сторонники теории заговора говорят о «долгой афере». То есть несколько лет назад двое мужчин — Юрий Синельников и Василий Крупский — запускают бизнес по доставке товара. Цены изначально держат низкими (конкуренты говорят даже о демпинге). А в определенный момент, когда круг клиентов достаточно широк, деньги пропадают.
— Мы небольшой магазин, работали с ними с 2015 года, когда они и открылись, — рассказал Onliner Павел. — Демпинговали ли они? Я бы не сказал, но, в принципе, цена была привлекательной. Одна из самых низких, да. Мы начали работать осторожненько. Год прошел, два. Все хорошо. Потом они подняли тарифы, что объяснимо опять же: топливо же дорожает. Минимальная доставка выросла с 8 до 10 рублей. Они росли на глазах. Начинали с трех девочек и двух кабинетов, а теперь склад...
Основную долю клиентов составляли тысячи небольших компаний, но на сайте «КурьерБай» есть и громкие названия вроде Jysk и iMarket.
Деньги забирали через несколько дней после того, как передали товар. Все было красиво и не вызывало опасений.
Последний товар я отдал им в начале ноября. Потом было затишье в продажах региональных. А перед выходными пришло SMS: мол, 12 ноября на складе будем обсуждать возможность выдачи денег. В этот день прошло собрание, где сообщили, что денег нет, будут думать, как поступить.
В бухгалтерию все приехали толпой, женщины-сотрудницы закрылись, вызвали мужей, милицию, опасаясь за собственную безопасность.
Василий, один из учредителей «КурьерБай», в это время во дворе нервно пил кофе. Мне он сообщил, что с 6 ноября он вышел из состава руководства. На вопрос о долге ответил просто: есть 800 тыс. рублей «минуса», можно подавать на банкротство. Он не говорил, что Юрий забрал кассу и скрылся, но в группе пострадавших такое обсуждалось тоже.
Долг перед Павлом небольшой — около 700 рублей. Поэтому он может действовать принципиально и без страха. Не все такие решительные. И вот почему.
— Перевозчик работал по двум схемам, как и многие другие. Товар можно было передавать как организация, а можно — как физлицо. Например, вы покупаете у себя же товар и передаете его уже как физлицо физлицу.
Павел говорит, что ничего страшного в такой простой схеме нет.
— Налоговые интересует чек — я его пробивал, когда сам покупал товар. Я что, не могу передать товар своему знакомому?
При этом курьер брал деньги, поэтому штрафы, скорее всего, будут. В случае с Павлом небольшие. Но не все такие решительные.
— Многие остаются в тени и не идут в милицию, потому что боятся проверок. Кого-то кинули на несколько сотен рублей, кого-то — на несколько тысяч рублей. Одна девушка услышала «восемь тысяч» и сказала: «Тьфу, мы бы за такие деньги и не бодались».
Говорил с Юрием по телефону, просил денег — он сказал, что, может, к выходным будут. Но я уверен, что денег мы не увидим. Имущества у них нет. Но рассчитываем на субсидиарную ответственность. Чем черт не шутит. Может быть, когда-нибудь их дети моим детям вернут долг.
В милиции Минска Onliner подтвердили пока только начало проверки.
Одна из сотрудниц компании «КурьерБай» в комментарии рассказала, что причина проблем — управленческие ошибки Юрия Синельникова.
— Он учился в какой-то бизнес-школе. Наверное, по их методикам мы и сейчас сверхуспешная компания. В общем, готовы работать дальше, но только под руководством Крупского.
В конце прошлой недели дело приняло оптимистичный оборот. На горизонте появился инвестор.
— Немножко у нас затруднения. Работу остановили, но в понедельник (сегодня. — Прим. Onliner), это последняя информация, работу 100% возобновим, — рассказал Onliner Василий Крупский в прошлый четверг. — Все будет как и раньше. У нас появились инвесторы — они выступали сегодня перед коллективом. Все долги перед клиентами они берут на себя. До Нового года со всеми рассчитаемся.
— Сумму долга можете назвать?
— Точно не могу...
— Давайте я. 800 тыс. рублей — правда?
— Это то, что я округлил после проверки. У нас есть дебиторская задолженность и долг по безналу и около 670 тыс. рублей долга по наличным.
— Что случилось?
— Говорят, что мой компаньон вытащил — такого не было. Я проверял компанию около двух месяцев и не нашел вывода денег. Он отвечал за офисы и кассу. Я — водителей и склад. Он просто решил уйти из компании с продажей доли, поэтому я стал проверять. Когда увидел минус, то остановил работу компании и собрал клиентов, все объяснил. Люди приехали и поддержали меня. Сказал им, что до весны погашу долг, продав часть автомобилей.
— Вы выходили из состава компании?
— Как вам сказать... У меня написано заявление. Но люди сказали, что если возьму руководство в свои руки, то меня поддержат. В итоге подготовили документы на выход из состава учредителей Юрия. Но сейчас и эта ситуация изменилась после приезда инвесторов. Все нормально.
У нас сейчас долг перед чуть более чем 300 людьми, а общее количество клиентов почти 3 тыс. У нас имя. Мы самые крупные в республике. Поэтому инвестиционный интерес есть. Получилось как получилось — было плохое управление. Где-то затраты стали выше доходов: уступки, скидки. И все это накопилось. Из-за большого оборота этого не видно. Только остановив всю работу, можно было увидеть результат. А как это остановить? Мы работаем 24 часа в сутки.
Нам оставляют доли в собственности, но управленческая часть поменяется. Пока предложили остаться, но где, куда и что — не знаю, будем договариваться.
Наступил понедельник. Никаких возвратов по долгу сегодня не произойдет. Более того, ситуация развернулась в сторону банкротства.
— Жулики, хотели нас еще больше кинуть. Приехали на новых машинах, которые им не принадлежат. Рейдерский захват такой. Если бы мы начали с ними работать, то они уехали бы на машинах вместе с товаром и всеми деньгами. А все на наших документах. Попали бы еще больше.
Сегодня Юрий собрание вечером проводит. А я уже вышел из состава учредителей — официальные письма дошли с уведомлениями. Я теперь только моральную ответственность несу.
— А Юрий не может выйти тоже из состава?
— Нет, он единственный. Грузчики сейчас освобождают кабинеты, чтобы аренда не капала. Все остановилось. Юрий хочет продолжить дальше, потихоньку выплачивая долг. Сейчас нам нужен аудит, чтобы доказать, что деньги никто не крал. С самого начала работы компании шел минус — его никто не видел.
— Я точнее не могу сказать, куда делись деньги, — проводим проверку. Чтобы не быть голословным: украли, утекли, ошибки мои... Сумма большая, она не могла исчезнуть за один день.
— ... могла.
— Ну да, могла. Но это ненормально. Компания была прибыльной, мы выполняли все четыре года свои обязательства.
— Вы сейчас один?
— Де-юре да. Мне скрывать нечего, я не вор. Я признаю свои управленческие ошибки, но не такую же сумму!
По словам Синельникова, самая крупная сумма долга — около 80 тыс. рублей «перед крупным магазином» («с iMarket мы уже не работаем»).
— У нас два пути: продолжать работать, выкарабкиваясь из долгов, или уходить в процедуру ликвидации и банкротства. Я за первый путь, хотя понимаю, что многие клиенты откажутся сотрудничать с нами. Но есть и группа магазинов, которые ждут возобновления. Это около трети. Нам нужно все посчитать.
— Вы опасаетесь субсидиарной ответственности?
— Да, конечно... Но я не ухожу от нее. Я буду отдавать деньги. Как могу, так и буду. Получилось, что я остался один.
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей в одном месте
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!