Ощущение от масштабов человека может оказывать абсолютно бронебойное действие. Это полностью про Руслана Салея, культового капитана нашей хоккейной сборной. Люди могли быть на расстоянии пары миллионов световых лет от спорта, но знать, что наши хлопцы взяли да дернули шведов на Олимпиаде или что минский парень ночами рубится в Америке за Кубок Стенли. Он объединял, вдохновлял и заставлял гордиться, что и должен делать каждый спортсмен по отношению к зрителям. Память оживляет щемящие эпизоды. Вместе с Parimatch рассказываем о легендарном белорусском хоккеисте, которому исполнилось бы 45 второго ноября. Большой человек, большая личность, большое сердце, большая любовь.
Читать на OnlínerНа 8 сентября был запланирован матч с минским «Динамо». 7-го команда засобиралась в Беларусь. Всю выездную делегацию привезли в ярославский аэропорт Туношна. Летели на Як-42Д. В 15:55 по Москве машина начала выруливание на взлетную полосу №23. В 15:58 в простых метеоусловиях начался разбег. Однако после лайнер выкатился за пределы ВПП и взлет произвел с грунта в 400 метрах за ее торцом.
Все длилось буквально несколько секунд. Як поднялся не более чем на 5—6 метров, а затем столкнулся с антенной системы курсового радиомаяка. Пошел интенсивный крен влево, лайнер обрушился на светосигнальную систему аэродрома, зацепил деревья и врезался в землю примерно в 600 метрах от торца ВПП. Часть обломков и хвостовая часть упали в реку Туношонка. Большинство фрагментов Яка были разбросаны на расстоянии 800—900 метров от торца взлетки.
Ярославский «Локомотив» уже пользовался этим лайнером. Предыдущий полет прошел 27 августа. Команда прибыла из Риги, где выиграла предсезонный Кубок ЛЖД. Смотрелась очень круто и по праву считалась одним из фаворитов грядущего сезона.
Летный экипаж был сформирован незадолго до катастрофы и успел совершить только два рейса. Официальное расследование катастрофы провел Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Непосредственной причиной катастрофы его специалисты назвали нажатия кем-то из пилотов на тормозные педали во время разбега самолета.
На борту находилось 45 человек: 37 пассажиров и 8 членов экипажа. 43 погибли сразу (39 — от мгновенных механических повреждений тела, 3 — от утопления, 1 — от термических повреждений тела). Выжил только инженер по авиационному и радиотехническому обслуживанию Александр Сизов.
Среди погибших оказался и белорус Руслан Салей. Капитана нашей национальной сборной опознавал старший брат Вадим. Говорили, Руслан держался за сиденье до конца, у него были сломаны руки и ноги. На отпевании гроб стоял открытым. Во время панихиды его затворили. Церемония проходила на катке столичной «Юности» в парке Горького. К гробу Салея выстроилась длиннющая очередь. Проститься с одним из лучших спортсменов в истории страны пришли около 10 000 человек. Он был похоронен на Московском кладбище.
Белорусская федерация хоккея вывела из обращения в сборной 24-й номер, под которым Руслан провел большую часть карьеры. Менее чем через год после катастрофы в минском издательстве «Медисонт» вышла книга журналиста Сергея Олехновича «Просто лучший. Simply the Best» о Салее. Мужчины дружили и вынашивали этот проект еще с 2003 года. Ни один в итоге, правда, не увидел его реализации. Олехнович писал книгу к годовщине трагедии. Успел сдать работу в типографию и получить сигнальный экземпляр. Но не более. Сергей ушел из жизни 27 июля 2012 года.
В следующий раз дайте паузу, когда подумаете ругать расхожие фразы за отсутствие оригинальности. Видимо, они приелись от частого использования. А часто использовались от своей верной сути. К примеру, «не было бы счастья, да несчастье помогло». Вполне себе про Салея.
Близился чемпионат мира 1995 года. Игры нашего дивизиона принимала София. Буквально за неделю до стартов Руслана атаковала мощная ангина. Температура за 40 и прочие неприятности. Партнеры и родные не понимали, куда собрался Салей, но он твердил, что надо поправляться. Пошел к доктору, тот дал совет лечиться с помощью псевдоэфедрина, вроде бы ничего криминального.
Защитник поправился. В Софии наша команда была хороша и поднялась дивизионом выше. После одного из матчей Салей сдавал допинг-пробу. Она выявила эфедрин. Как оказалось, запрещенный к использованию. Игрок не стал рассказывать родителям о такой неприятности, решив дождаться решения по второй пробе. Но и она оказалась плохой. Белорусу в течение полугода запретили выступать в Европе. Тогда Руслан отправился в Америку.
Не сам, понятно, с помощью агента. В тот момент им занимался россиянин Олег Поляков. Контракт о сотрудничестве подписывался прямо в минском Дворце спорта. Агент обещал поставить белоруса на энхаэловский драфт, но этого так и не случилось. Правда, переезд в США состоялся. Салей отправился в «Лас-Вегас Тандер». Это не НХЛ, а соревнование уровнем ниже ИХЛ (Интернациональная хоккейная лига).
Руслан писал домой письма от руки, в которых со старта просил прощения за ошибки. Мол, «заключил контракт на следующий год. 65 тысяч, но деньги — это не главное, главное — НХЛ. Вот та цель, которую надо достигнуть». На первом этапе клуб давал $38 суточных. Салей отмечал, этого «достаточно, чтобы наедаться».
В «Тандер» Руслан играл с земляком Владимиром Цыплаковым и латышом Сергеем Жолтоком, который и насоветовал защитника своему агенту Марку Гандлеру, кстати, уроженцу Кишинева. Этническому молдаванину хватило нескольких минут, чтобы обалдеть от восторга, набрать своему партнеру и проорать в трубку, что этот пацан будет в десятке драфта.
Салею к тому моменту уже исполнился 21 год. Высокие пики на драфте обычно представляли более юные ребята, но Гандлер оказался прав. Драфт проходил 26 июня 1996-го в Сент-Луисе. Руслана выбрали под общим девятым номером. Его новой командой стал «Анахайм Майти Дакс». Выше на драфте больше не стоял ни один белорус. Это историческое достижение.
Письма маме Руслан подписывал «Ваш поскребыш, ваш киндер». Он был младшим ребенком в семье. Сильно младшим. Брат Вадим старше на 12 лет, сестра Анжела — на 10. Третий ребенок был незапланированным. В фильме 2012 года «Салей, которого мы не знали» мама Руслана Тамара Гавриловна вспоминала, что ей было 34 года, когда она узнала о своей беременности.
Родители работали в МАПИДе, больших денег не имели, третий ребенок никуда не укладывался. Мама решила, что он не нужен, и пошла к доктору. Правда, ее отправили назад. Пациентка забыла принести справку о зарплате, а без полного пакета документов в Беларуси издревле не оказывают услуг. В итоге Руслан все же появился на свет и стал большим другом своей матери. Тамара Гавриловна не раз признавалась в теплоте их отношений.
Когда младший сын вырос и стал хорошо зарабатывать, всегда говорил маме: «Не жалей ты себе никогда! Живем один раз!» Окружение отмечало его щедрость. Он всегда делился, дарил подарки сестре и брату, к которым относился очень тепло. С первых денег купил отцу «пятерку». Сам дебютировал на «девятке». Впоследствии пересел на иномарки и никогда их не продавал, вез домой и отдавал родственникам. Крайне любил бывать дома. И когда перебрался в Ярославль, обещал маме, что сезон успеет надоесть всем домашним.
Его хоккей начинался в СДЮШОР-12, что во Дворце спорта. Перепробовав все другие секции, Руслан все же определился с выбором. Он был самостоятельным, никто не подсказывал. Хотя нужно отметить сильное впечатление, которое на ребенка произвел стандартный хоккейный баул. Парень пришел в восторг от перспективы иметь так много разной красивой кипы.
Правда, возник напряг с коньками. В книге Сергея Олехновича писалось, что в окружении нормальной пары никто не имел, в магазинах с ними наблюдался серьезный дефицит. Можно было найти только коротенькие коньки с невысокими, как у конькобежцев, ботинками. Но голеностопы такие ботинки совершенно не держали.
Выйти из создавшейся ситуации помог случай. Однажды брат разговорился со старшей сестрой на эту тему, и ее тогдашний бойфренд сказал, что у него то ли есть настоящие хоккейные коньки, то ли он может их достать. В итоге Салей стал обладателем понтовых чехословацких «Ботас» — на то время, пожалуй, лучшие коньки, которые можно было купить в СССР. Реальная роскошь. Они, правда, были 43-го размера. Приходилось подкладывать в ботинок газеты, надевать несколько пар носков. В «Ботасах» будущий капитан сборной научился кататься буквально за два дня.
В 2003-м «Анахайм» вышел в финал Кубка Стэнли. Белорусы устраивали всенощные бдения перед ящиками. От такой радости БГТРК закупила права на показ финальной серии и показывала игры в прямом эфире. То был момент большой гордости. Руслан Салей, капитан национальной сборной, уроженец Минска, может стать обладателем главного трофея в мировом хоккее.
Правда, этого перформанса могло не случиться. У Салея выявили межпозвоночные грыжи. Решался вопрос об операции. В итоге болячку закололи и лучший защитник «Анахайма» отыграл всю серию. Правда, «Майти Дакс» в итоге уступили. В 2006-м после локаутного сезона, проведенного в «АК Барсе», Салей переехал во Флориду. Как раз в тот год «Анахайм» все же завоевал Кубок Стенли.
Судьба с горкой компенсировала белорусу эту неприятность. Родился его первенец. Всего у них с Бэтанн трое детей. Белорус и американка познакомились в 1998-м в баре. При первой встрече Руслан представился Алексом, а после почти весь вечер молчал. Бэтанн сильно удивилась, когда на прощание парень попросил ее телефон и поцеловал. После стало ясно, откуда взялся «Алекс» и молчание. Салей считал, что американцам тяжело произносить «Руслан», потому представлялся более привычным именем для местности. А молчанка была связана с неуверенным знанием языка.
Все окружение Салея подчеркивало теплоту их отношений с Бэтанн. У Руслана была веселая молодость. Но со временем он изменился. Салей любил свою жену, боготворил и даже засыпал с мягкой игрушкой, которая пахла Бэтанн. Друзья Руслана отмечали необычную для хоккеистов нежность, полностью сосредоточенную на семье.
Их третьему ребенку было всего два месяца, когда Руслан улетел в Ярославль. То был сезон после годичной побывки в элитном «Детройте». Защитник пошел на капитальное снижение оклада (с более чем 3 миллионов до чуть менее миллиона) ради мечты о Кубке Стэнли, но его вновь не случилось (вылетели в полуфинале Западной конференции). 36-летний капитан сборной подумывал о завершении карьеры, потому «Локомотив» был достаточно большой командой, чтобы помочь белорусу финишировать победно.
Бэтанн вспоминает, что незадолго до того Руслан завел себе финансиста и как-то вдруг решил составить завещание. Они даже обсудили место, где он должен быть похоронен. Теперь на Московском кладбище стоит большой памятник самому успешному белорусу в НХЛ, который при этом никогда не забывал про сборную и мчал в нее при каждой возможности. В 1998-м даже ходила байка, что Салей специально устроил драку с Сергеем Кривокрасовым из «Чикаго», чтобы приехать к началу Олимпиады в Нагано. В первую неделю он действительно был единственным представителем лиги. И да, историческая победа над шведами на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити 20.02.2002, из-за которой Владимир Новицкий чуть не остался без голоса, тоже случилась при содействии Руслана.
В конце фильма «Салей, которого мы не знали» Бэтанн рассказывает, как их сын Сандро не мог принять смерть отца и рубил своей клюшкой цветы, которые несли в их дом. После жена Руслана показала шлем мужа и его коньки, которые достали из упавшего Яка.
И это самый щемящий момент.
Parimatch поддерживает развитие спорта, работает со спортивными федерациями, выступает спонсором ведущих команд Беларуси. Компания является официальным партнером ФК БАТЭ, БГК им. Мешкова, Федерации хоккея и «Париматч-Экстралиги», которую в этом году символично предварял Кубок Салея. Вдохновляясь легендами спорта, компания развивает и новые направления — киберспорт и автоспорт. Parimatch желает успехов нашим спортсменам! Parimatch: заряжен побеждать!
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!