Эффективность государственных предприятий — одна из самых болезненных тем для белорусской экономики. МВФ годами повторяет одно и то же: нужны реформы. О них говорят и белорусские эксперты. Как реагируют на это предложение власти и какие у них планы? Onliner побывал на дискуссии по этому поводу.
Читать на OnlínerСеминар «(Пере)оценка роли государственных предприятий в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе». Организаторами выступили МВФ совместно с Исследовательским центром ИПМ.
На мероприятии присутствовали заместитель начальника южного отдела Европейского департамента МВФ Питер Долман, министр финансов Максим Ермолович, генеральный директор бизнес-школы ИПМ Павел Данейко и другие.
МВФ и раньше высказывался по поводу глубоких реформ госсектора. Напомним, фонд высказывался о том, что госсектор в большинстве случаев менее эффективен, чем частный, а также о том, что слишком большая доля государственного управления влечет за собой макроэкономические риски.
Это в своем докладе повторила и экономист юго-восточного отдела Европейского департамента МВФ Кристин Ричмонд. По ее словам, проблемы с государственным сектором существуют во всем юго-восточном регионе Европы. Очень часто страны поддерживают госпредприятия ради финансовой стабильности, а не для того, чтобы получить максимальную прибыль.
— Якобы во время кризиса госпредприятия снижают воздействие шока на домохозяйства, — отметила Кристина. — Но, к примеру, в Сербии, которая за последнее время пережила два экономических кризиса, госпредприятия не сыграли буферную роль в экономике.
Она отмечает, что в Беларуси во время кризисных событий 2015—2016 годов только в конце кризиса темпы увольнения из частных предприятий стали выше, чем темпы увольнения из государственных.
МВФ советует странам, в том числе и Беларуси, снова посмотреть на жизнеспособность госсектора и оценить его. Фонд предлагает разделить госпредприятия на три категории: жизнестойкие, не совсем здоровые и нежизнеспособные. И уже дальше думать, как улучшать их работу, в том числе и через приватизацию.
Кроме этого, МВФ предлагает сокращать излишнюю занятость. Пусть это на данный момент и будут непопулярные решения. Опять же, параллельно разработать и план социальной поддержки для сокращенных работников.
Также МВФ предлагает вводить в советы директоров госпредприятий независимых директоров и повышать их компетенции. Ну и конечно, пересмотреть нормативно-правовую базу, убрав директивное управление и дав госпредприятиям большую свободу.
Начальник южного отдела Европейского департамента МВФ Питер Долман во время дискуссии добавил, что реструктуризация — это сложный процесс, она может занять десятилетия, поэтому откладывать ее все же не стоит.
Министр финансов Максим Ермолович отметил, что правительство ориентируется на те предложения и рекомендации, которые оно выработало совместно с миссией МВФ.
— Конечно же, ключевая задача, которая стоит перед правительством, связана именно с повышением эффективности госсектора, проведением структурных реформ в области управления им, — отметил министр финансов Максим Ермолович. — Реализовать задачу по удвоению ВВП в стране будет невозможно без существенного повышения управления госсектором, повышения эффективности, результативности, прибыльности и так далее.
Частный сектор также очень сильно зависит от того, как будет развиваться госсектор, как будет проводиться реформа, какая будет оптимизация затрат госсектора в краткосрочной и в среднесрочной перспективе. Поэтому реформы госсектора являются, наверное, самым большим драйвером экономики.
По словам министра, на основании рекомендаций МВФ и сотрудничества с фондом в Беларуси вырабатывают собственную стратегию по развитию и реформам госсектора.
— Это непростая работа, но темпы ее увеличились, в последние годы многое сделано для того, чтобы производительность госсектора нарастала, — отметил министр. — В первую очередь это касается корпоративного управления. Много решений было принято в последнее время по этому поводу. Создано агентство по управлению активами сельхозпредприятий, планируется расширить мандат этого агентства, дав ему возможность работать со всеми активами, промышленными и так далее. Ведется работа по созданию рынка проблемных активов. Большая работа проведена и в банковском секторе. Мы пытаемся действовать исходя из лучших мировых практик в направлении совершенствования системы управления госсектором.
Позже, уже в дискуссии Максим Ермолович высказался, что скорость и глубина реформ в Беларуси пока не слишком высока, так как власти страны выбрали «наиболее безопасный трек».
— У меня формируется большая убежденность в том, что нужно двигаться быстрее в этом направлении, — сказал он, но подчеркнул, что «никаких резких движений в этой области правительство делать не будет».
— Вся система управления в компании состоит из двух наборов — кнута и пряника. Так вот в Беларуси огромный кнут для госкомпаний — и очень-очень маленький пряник, — называет один из корней низкой эффективности госсектора генеральный директор Бизнес-школы ИПМ Павел Данейко. — Если ты что-то нарушил, то наказание будет однозначным. Но если ты сделал что-то позитивное для предприятия, то, может, тебе скажут спасибо, а может, и нет. Иногда у людей нет понимания, что баланс кнута и пряника создает эффективное управление. Пока не будет изменена мотивация для госсектора, говорить о том, что там можно достичь позитивных результатов и изменить эффективность, невозможно. Вы видите проблему и ищете ее решение через систему мотиваций. Если она неадекватна внешним задачам, вы будете всегда получать ложные решения.
По словам Павла Данейко, он смотрит на проблему эффективности в госсекторе оптимистично.
— Есть такие признаки, как, например, к нам уже четыре года подряд в школу идут учиться генеральные директора госкомпаний и их заместители, — отмечает он. — Раньше этого не было. Мы видим смену директората. Приходят ребята в возрасте 35+, полные энтузиазма и готовности что-то менять. Мы видим изменения в правительстве. Пришли достаточно молодые и энергичные люди с осознанием проблемы, которые должны реализовывать реформы. Мы видим, что есть достойный людской потенциал, который адекватен поставленной задаче. Естественно, для компании нужна еще определенная поддержка. Когда приходишь консультировать госкомпанию, то часто видишь, что с управленческим учетом беда, ассортиментной политики не сформировано, вопросы с оптимизацией производственных процессов, очень много фантазий с маркетингом и так далее.
По словам Данейко, в Беларуси есть группа госкомпаний, которые себя чувствуют неплохо и которым просто нужна системная поддержка в обучении людей, внедрении новых политик, трансформации процессов и так далее.
— Но есть вторая группа. Им нужна реанимация. Тут нужны срочные меры, и вот здесь начинаются проблемы, потому что требуется экспертиза для этих компаний, — отмечает Данейко и предлагает создать агентство по реструктуризации, в котором будут работать консультанты.
— Очевидно, что доминирующую роль в этой группе консультантов могли бы играть белорусы, которые работают в разных странах, в разных консалтинговых компаниях, на разных позициях в европейских и американских бизнесах и были бы готовы поучаствовать в этом проекте, — отметил он. Без такой группы «реаниматоров», по словам Данейко, решить вопросы неэффективности госсектора довольно сложно.
Дальше уже во время дискуссии Данейко еще раз обратил внимание на те последствия, которые могут произойти, если не реформировать госсектор.
— Если не провести реструктуризацию, наращивание долга внутреннего будет идти дальше, что приведет к очередной девальвации, — заявил он. — Очередная девальвация съест «по 500» зарплаты. Я надеюсь, что это понимание есть в обществе и правительстве.
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен»
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!