«Если Совет превратится в элитный клуб, это будет воспринято негативно». Топовые бизнесмены собрались в Минске

Источник: Полина Шумицкая. Фото: Анна Иванова
28 336
12 июня 2019 в 19:18

В наследство от советских лет нам, среди прочего, досталась традиция пустых, безжизненных, бессмысленных совещаний. О, это великое слово — «совещание»! Чего только оно не оправдывает: и отсутствие результатов, и мизерную прибыль, и развал компаний, и напрасные обещания… Будем честными: изживать дух совещаний нам предстоит долгие годы. Тем более радостно, что современное поколение бизнесменов может говорить друг с другом живым, человеческим языком, действительно обсуждать проблемы и вести диалог. В обновленном составе сегодня в Минске собрался Совет по развитию предпринимательства — элитный клуб топовых бизнесменов, который скромно отрицает свою элитность. Подробности — в материале Onliner.

Читать на Onlíner

— Я уверена, что Совет [по развитию предпринимательства] очень полезный. Поэтому я с удовольствием согласилась в нем участвовать. Мы видим реальную пользу. Насколько тщательно отрабатываются документы, насколько искренне их пытаются согласовать с бизнесом! Совет работает. Практически все документы, которые так или иначе касаются бизнеса, проходят через Совет, через реальных людей — крупных игроков на рынке, — говорит одна из акционеров группы компаний «А—100» Надежда Матвеенок.

— То есть Совет не выглядит некой искусственной организацией, которая принимает оторванные от реальности постановления?

— Нет, точно не выглядит. Когда, например, был закон о топливных картах (а ведь АЗС — это одно из направлений нашего бизнеса), я увидела реакцию Совета. Подняли просто всех, кто был заинтересован или участвовал в разработке документа! Рассмотрели все наши замечания. Приняли решения. К счастью, не пришлось документ расширять. Но были готовы отправить его назад на доработку! Тогда я поняла: да, мнение Совета важно, мнение бизнеса слышат. 

— Какие проблемы большого бизнеса сейчас важно озвучивать?

— Поскольку наша компания сегодня работает на рынке недвижимости, то у нас самая главная проблема касается земли. У нас до сих пор нет частной собственности на землю. Очень много вопросов, связанных с земельными отношениями. Более того, мы сейчас пошли дальше в области коммунальных услуг: сами в наших микрорайонах организовываем эксплуатацию [жилищного фонда]. И мы видим, сколько там неувязок, как тяжело работать с самими жителями. Это те вопросы, которые требуют решения. Мы пытаемся чуть-чуть впереди бежать, и получается, что нет законов, юридическая база отстает. Поэтому есть над чем работать. Я надеюсь, очень многие вопросы сдвинутся, и в том числе потому, что я теперь в Совете, внутри этих проблем. 

Сегодня членам Совета по развитию предпринимательства, среди которых такие успешные фигуры, как владелец «Санта Бремор» и «Савушкин продукт» Александр Мошенский, генеральный директор «Кока-Кола Бевриджиз» в Беларуси Александр Денисов, владелец «Интертрансавто» Андрей Смоляр, генеральный директор «Адани» Владимир Линев, генеральный директор «Хенкель Баутехник» Сергей Новицкий, владелец «Конте Спа» Валентин Байко и многие другие, не менее влиятельные, — предстояло определить официальных партнеров.

— У нас демократия, единоличное мнение главы Совета ничего не решает, — подчеркнул его председатель Александр Турчин. — Важно, чтобы наш Союз представлял интересы целого сообщества предпринимателей, а не каких-нибудь двух юридических лиц.

Тут же в зале прозвучали адекватные реплики о том, что партнерство с официальными областными и республиканскими союзами, организациями (часто формальными, обезличенными) может «стать демагогией», обернуться «большим количеством ненужных вопросов и популизмом».

— Я 30 лет в бизнесе — и категорически не вступал ни в какие союзы и ассоциации, потому что считал, что создание любой ассоциации будет только мешать. Но, естественно, работать с объединениями надо, потому что иначе Совет превратится в элитный клуб, и это будет сразу же негативно воспринято всеми, — говорит генеральный директор «Адани» Владимир Линев.

Кто может представлять индивидуальных предпринимателей? Серьезный вопрос. Я помню, что «Перспектива» достаточно активно отстаивала их интересы. По «таксичкам», по маршруткам тоже были достаточно [действующие]. Они выходили, это была ассоциация перевозчиков, активно отстаивали. Я думаю, мы должны работать с наиболее активной частью, —  рассуждает владелец «Санта Бремор» и «Савушкин продукт» Александр Мошенский.

— «Ипэшников» у нас около 240 тысяч. И с «Перспективой» нужно работать. Но если мы говорим о профсоюзах и так далее — это все-таки государственные организации. И я бы, честно говоря, не торопился. Работая в Совете давно, зная не понаслышке все эти объединения, могу сказать: самодисциплины там практически нет ни у кого. <…> Из моего опыта такие объединения обычно пустые. Просто пустота. Я думаю, не надо сейчас торопиться, определять кого-то, как сказал Александр Михайлович [Мошенский], «в жены». По численности в первую очередь — это ИП. 240 тысяч. Нужно как-то с ними взаимодействовать и их мнение слышать, — считает генеральный директор «Хенкель Баутехник» Сергей Новицкий.

[Частные предприниматели и малый бизнес до десяти человек] — это росточки, которые в будущем могут стать средним предпринимательством и большим. Это большая группа, 240 тысяч. Мы знаем, особенно если хотим создать экономику будущего: без малого не может быть большого. Каждый из нас, здесь сидящих, когда-то был маленьким. И все мы начинали с нуля… Конечно, основные вопросы [«ипэшников»] можно и нужно решать на местном уровне. Важно помочь им дотянуться до среднего предпринимательства. Конечно же, их мнение как срез нам очень важно использовать. Но другой вопрос, кто его может представлять?.. — риторически спрашивает владелец «Интертрансавто» Андрей Смоляр.

И вопрос этот не случайный. Можно порадоваться живому диалогу в Совете по развитию предпринимательства, но правда в том, что бизнес-сообщество (и малое, и большое) все еще не обладает достаточной солидарностью. Кроме «Перспективы», чей голос мы слышим? А ведь таких объединений — не формальных, пустых, для галочки, а живых — могли бы быть десятки. Долгий путь еще впереди.