В жизни любой девушки наступает момент, когда она понимает: жить как раньше уже нельзя. Денег нет, работы нет. Остается вспомнить «Сплинов» и завершить тройку отрицаний мучительным вздохом: выхода тоже нет. Можно, конечно, послушать совет маминых подруг про необходимость найти мужика, ну а если моральные принципы этого не позволяют? Остается одно: взять себя в руки и принести на ярмарку вакансий. В общем, сходила посмотреть, где предлагают нормально (и не очень) заработать, если тебе 19 и ты хочешь показать миру, что давно заслуживаешь хороших денег.
Читать на OnlínerСразу определимся, чего я хочу. Зарплата нужна такая, чтобы хватило на поесть, покормить кота и на комнату в квартире.
Что я готова делать: все, что приносит деньги.
Что не могу: жертвовать универом, потому что накажут.
Короче, нацеливаюсь на работу посменно или по выходным. Ожидаю примерно 500—600 рублей. Иду.
Открытие ярмарки назначили на 10 утра, а в 9:30 лавочки около Дворца железнодорожников уже забиты пенсионерами с газетой «Приглашаем на работу».
Единичные молодые люди теряются здесь в пестроте летних шапочек людей постарше. Встретить моих ровесников можно только возле букв БРСМ. На входе мне так и говорят: «Вам — туда».
— У нас работа в строительных отрядах, — рассказывают мне. — Можете быть и строителем, и педагогом. Все это зависит от объема работы.
— А для девушки 19-летней что найдете?
— Можно быть мерчандайзером в магазинах. Или работать в сельхозотрядах. Зарплата будет в районе 500 рублей, иногда выше. Наши ребята из БНТУ довольны, девочек оттуда тоже берем, если вы специалист с образованием инженера. Не будете хорошо трудиться, тогда уволим.
— Замечательно, мне подходит. А если я не в БРСМ, это проблема?
Мужчина моментально меняется в лице. Я понимаю: приговор вынесен, надежды нет.
— Да, это проблемка.
Меня очень просят не расстраиваться. Собираю последнюю волю в кулак и иду к беспартийным стендам испытывать счастье.
Стенд с буквами «Постторг».
— Подростков мы не берем. Больше 18? Хорошо, пойдете контролером на предприятие, — чеканят мне. — Зарплата у нас от 400 рублей. Все остальные вакансии предполагают материальную ответственность и будут требовать умений побольше.
— А если я студентка и могу работать только в одну смену?
— Возьмем на 0,5 ставки. Тогда будете получать около 200 рублей. Молодым людям я бы посоветовала идти на бармена или официанта. Там еще и карьерный рост можно сделать. Выучитесь на повара или станете официантом первого разряда — вам решать.
— И что, меня возьмут?
Осматривают с ног до головы.
— Ну рассмотрим — однозначно.
Вообще, фейсконтроль здесь похлеще, чем на Зыбицкой. Стоишь и гадаешь: возьмут не возьмут? Например, девушке тут закрыт вход в портал с названием «Промышленность». Там точно лучше не подходить к стендам со словами «слесарь, грузчик, машинное оборудование».
Останавливают, спрашивают:
— Вы сюда зачем?
— Работать хочу. Предлагайте хоть грузчика.
— Вы не понимаете, что это такое? Женщинам — нельзя, это в Трудовом кодексе написано. Вам же еще рожать, максимум — возьмем в распределители работ. 18 уже есть?
Показываю фотку паспорта — мол, взрослая-ответственная, через неделю двадцатка будет.
— Вот когда будет, тогда и поговорим.
Обидно, досадно, но ладно.
— Хорошо, что мне для распределителя нужно делать?
— Пройти медкомиссию — и все. За прогулы и пьяное состояние увольняем. Вредные привычки есть?
— …нет.
— Матом ругаетесь?
— Иногда.
— Все, не положено.
Вот вам и ответ. Все ясно — за получку, которую в народе называют «жить можно», начинают предъявлять требования. Но если пройдете жесточайшую проверку на идеального сотрудника, ждет приятный бонус: 530 рублей и премии за хорошее поведение. Чтобы этому соответствовать, нужно быть быстрым и ответственным — так говорят везде. Даем подсказку, о которой здесь молчат (осторожно, спойлер!): попытайтесь еще выглядеть взрослее.
В принципе, возможность устроиться есть: просто нужно приходить за специальностью, с которой не пропадешь — экономист, инженер, а лучше — слесарь. Таких предложений на рынке хватает, вопросы возникают только с зарплатами. Я — у очередного стенда.
— Хочу работать у вас.
— График работы два через два. Есть варианты выходного дня. Вот вы на кого учитесь?
— На журналиста.
— Отлично, вам подойдет контролер на выкладку товара.
— Это все, что остается?
— Просто если вы не экономист, то нам с вами особо не по пути. Тут все выращивают кадры для себя. Вот если бы вы были студенткой экономфака и пришли на полсменки, то могли бы рассчитывать на рублей 200 в месяц.
Студенты экономфака, сочувствую.
А вот дальше появляется хороший вариант — предлагают раскладывать ткани в цеху. Мама меня, конечно, на свет рожала для другого, но раз жизнь повернула не туда, приходится бороться с амбициями. Мне обещают зарплату около 350 рублей и много премий. Будешь вкалывать — получишь около 450. Вот это уже вариант «на еду хватает», так что стараюсь найти в нем позитив.
— А там поговорить хоть будет с кем? Ну, весело?
— А вы, дорогуша, куда идете — работать или на вечеринку?
Ладно, меня жалеют и предлагают стать помощницей швеи. Да и зарплата там поприятнее. Только нужно подучиться, чтобы шить нормально.
А хочешь больше — идешь в ОАО «Обработка белья». Средние деньги — 450 рублей. Трудиться для этого нужно почти идеально — нужно уметь гладить, а это с первого раза получается не у всех. Так что вполне оправданно спрашивают про ответственность и стрессоустойчивость — нервные срывы здесь никому не нужны.
— Вот начальники у нас хорошие. Так что звоните, делайте медсправку — и дело в шляпе. Личные требования тоже важны: нужен человек неконфликтный и чтобы не пил. Уйдете в запой — уволим.
Ну вот, хоть где-то пригодилась. Ладно, снижаю ставки с 600 заветных рублей до отметки 450. Видимо, такая зарплата тут очень даже ок.
«Атлант» идет навстречу и предлагает всем, независимо от пола, работу слесаря-сборщика.
— Вам нужно будет собирать холодильник и работать на конвейере. Научат. Тяжело ли? Зависит от того, как вы относитесь к труду. Готовы работать — все будет в порядке. Зарплата — 650 рублей. Из личных требований только ответственность.
Минское эксплуатационное управление Вооруженных сил сразу ставит условия: никаких студентов, только профессионалы. Здесь тоже особо не найдешь студенческую подработку — иди гуляй, девочка.
— Для девушки у нас есть вакансия старшего инспектора по кадрам. Но подработку не дадим — вам нужно БНТУ окончить. Или экономистом прийти. Вот им мы предложим 420 рублей. А вы кто? У вас нет ничего, — обижают меня. — Что касается требований, их не имеем: даже матом у нас все ругаются. Особенно когда идут на работу и получают зарплату.
Хорошие деньги дает МАЗ. Поэтому возле его работников стоят толпы желающих, толкают локтями конкурентов и совершенно не замечают меня.
— Если мы вас возьмем, у вас не будет ногтей — это же станок. Будете таким жертвовать?
— Жить же на что-то нужно — буду. И сколько тогда смогу получать?
— Тысячу! — отвечает мне с восторгом женщина.
— Вы, девушка, не понимаете, что это, — вмешивается ее коллега. — Трудовой возраст у вас не тот. Это тяжелое производство, это машиностроение. Вот мы в ваши 19 лет не спрашивали: «Сколько буду получать?» — мы говорили: «Что нужно будет сделать, чтобы эти деньги отработать?» У вас изначально неправильный подход. Так что всего вам доброго.
«МПНтех» предлагает быть дорожным рабочим. Тут и надбавка за вредность, и зарплата — тысяча рублей, и мужики хорошие.
— Девчонки работают, не жалуются. Хоть замуж выйдете.
Но я вроде не подхожу — стержня какого-то не наблюдается, понимаете?
«Профрезерв» и «Дионис» единственные объявили борьбу за молодых и дерзких.
«Профрезерв»:
— Смена у нас з 15:30 до 23:40. Есть одиноразовое питание.
— С этого надо было и начинать.
— Вам нужно будет работать на конвейере. Все сможете, — уверяют. — А зарплата у нас хорошая — от 400 рублей.
«Дионис»:
— Вы нам тоже позвоните — индивидуальную зарплату подберем.
Ну и минутка милоты: обнимают на прощание, желают счастья.
Подхожу еще к одному промышленному стенду.
— Драсьте, а что вы можете предложить молодой умной девушке?— Они здесь как минимум не появляются.
Вот так устроено жестокое патриархальное общество, сбегаю от него к народу.
Это Андрей и Иван. Говорят, пришли сюда за нормальной работой. За высокую оплату могут делать что угодно, исключают только укладку асфальта.
— Мы ищем что-то от тысячи и выше. Я без работы, а вот слесарем пойду.
— Найдете слесаря, которому здесь столько обещают, — дайте знать.
А это Кирилл. Ему 42 года, он сюда пришел с целью посмотреть.
— Вы очень интересный мужчина, а тут очень важен внешний вид.
— Это их проблемы. Я себе ищу работу для души — хочу быть художником, поэтом. Вот 600—700 рублей меня бы устроили.
— Если не найдете такое, куда пойдете?
— Возчиком тележек. Им дают по 500—600 зарплаты максимум, но это нормально. Готов трудиться.
Валерия идет, как и все, к одной заветной цели — работе. Окончила правоведение. Ей 22, она типичный молодой специалист с хорошими амбициями, как и я.
— Я вообще ищу специальность по профессии — для чего тогда училась?
— А для вас какая зарплата нормальная?
— Думаю, что, если ты действительно учился, зарплата должна быть в районе 800 рублей, даже больше.
— Здесь за тяжелый труд минимум предлагают, так что вы будете разочарованы.
Валерия уходит к другому стенду и мудро заключает:
— Нужно не сдаваться и искать — у нас сейчас везде тяжело.
Она только что пришла на ярмарку, потому еще не знает насколько.
Ухожу и я, а по громкоговорителю крутят на репите: цель ярмарки — содействие гражданам. На фоне Ольга Бузова поет о любви, пионеры теряются в пенсионерах, и редкий молодой специалист поднимет голову в поисках теплого места. Мои амбиции тут тоже слегка пошатнули. Делаю главный вывод: в этой несправедливой жизненной игре традиционно победило смирение — будь неконфликтным и старательным, и на работу тебя как-нибудь возьмут.
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен», чтобы не пропустить интересные статьи и репортажи
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!