Лукашенко поручил правительству компенсировать потери республиканского бюджета из-за налогового маневра в нефтяной сфере в России по любым направлениям сотрудничества с этой страной. Соответствующую задачу глава государства поставил сегодня на совещании о социально-экономическом развитии страны в 2019 году и подходах к дальнейшему развитию интеграционных направлений, передает официальный сайт президента.
Читать на OnlínerАлександр Лукашенко коснулся итогов состоявшихся в конце декабря переговоров с Владимиром Путиным. Стороны, в частности, обсуждали вопросы компенсации белорусской стороне в связи с налоговым маневром в России в нефтяной сфере.
— Никакого отторжения по вопросу компенсации не было. Не было, что Россия говорит: «Нет, мы не будем компенсировать ваше ухудшение ситуации, ваши потери». Более того, президент России предложил и в новом году продолжить переговоры по этому вопросу и выработать приемлемое решение — и один на один, и в составах рабочих групп, — рассказал президент.
Он отметил, что этот вопрос требовалось бы урегулировать до 1 января, но никакой катастрофы из-за того, что он пока не решен, на сегодня нет.
— Потери от налогового маневра в Беларуси в этом году составят смешную сумму: при $70 за баррель это будет около $400 млн. Это не катастрофа. Но мы на это пойти не можем, потому что с 2015 года, когда был введен этот налоговый маневр, мы уже потеряли $3,6 млрд. До окончания этого налогового маневра, к 2025 году, мы потеряем $10,6 млрд, — привел расчеты Лукашенко.
— Мы нести потери к уровню прошлого года не можем. Поэтому все потери должны быть компенсированы по тем или иным направлениям сотрудничества с Российской Федерацией, — поставил задачу правительству Лукашенко. — Я это и президенту России сказал, как бы это ни было больно и прискорбно, и повторяю это публично, и довожу до вашего сведения как поручение президента Беларуси. Вы его должны исполнить безукоризненно и с точностью. Мы ничего не можем потерять.
Лукашенко обратил внимание, что действия российской стороны противоречат духу и букве всех договоренностей, в том числе в рамках Евразийского экономического союза.
— В России кое-кто говорит: «У нас нет обязательств по компенсации. Нигде это в союзных договорах не прописано». На что я задаю прямой вопрос: «Так что, мы, подписывая эти договоры (о Союзном государстве, ЕАЭС), рассчитывали на постоянное ухудшение экономической ситуации в связи с некими внутренними действиями Российской Федерации?» Нет. Мы рассчитывали на лучшее, — сказал Александр Лукашенко.
Он добавил, что в те годы и речи не шло о налоговых маневрах. Стороны не могли предусмотреть этот момент в договоренностях, потому что не существовало даже мысли, что появятся такие вопросы. «Была общая формулировка — „недопущение ухудшений в наших отношениях“», — заметил президент.
Ранее уже проводились переговоры по компенсации потерь белорусской стороне, и на них были выработаны соответствующие механизмы и определены источники. Представители России публично заявили о решении этого вопроса в положительном для Беларуси ключе. Однако вскоре, напомнил Александр Лукашенко, российская сторона резко остановила переговоры, не отказываясь от компенсации, но одновременно заявляя о необходимости углубления интеграционных процессов.
— На вопрос, а какие это интеграционные процессы, ответа у россиян пока нет. Когда я просил назвать, что Российская Федерация сегодня в плане интеграции хочет от Беларуси, ответа прямого не последовало. И мы по предложению Российской Федерации согласились, что эти вопросы надо определить и попытаться решить в работе совместных групп, — рассказал глава государства.
В конце 2018 года такие рабочие группы были созданы. Российскую сторону в них представляет глава Минэкономразвития России Максим Орешкин, белорусскую — министр экономики Дмитрий Крутой.
— Я абсолютно поддерживаю предложения, что там должны быть должностные лица высочайшего уровня, не только специалисты. Мы должны вести переговоры по комплексу вопросов, которые обозначены в союзном договоре. На первое место (это было предложение президента России) мы должны поставить вопросы, которые должны решаться в первоочередном порядке: экономические и финансовые, — обратил внимание глава государства.
Вместе с тем он подчеркнул, что по всем вопросам уже давно приняты решения, просто, по мнению Александра Лукашенко, российское правительство об этом забыло, информируя российского лидера.
С этого года Россия начала налоговый маневр, который планирует завершить в 2024 году. Суть его в том, что в соседней стране снизят вывозную пошлину на нефть с 30% до 0. При этом одновременно повысят налог на добычу полезных ископаемых. Почему это касается Беларуси? Потому что вывозную пошлину на углеводороды Беларусь не платила и при транзите нефти за границы страны взимала пошлину сама и оставляла эти деньги в бюджете.
Сейчас же из-за того, что нефтедобытчики будут платить налог, цена на нефть автоматически поднимется и для Беларуси практически до мирового уровня: по предварительным оценкам, стоимость нефти для нас в этом году составит $416 за тонну — это почти 75% от мировой цены на нефть. Дальше углеводороды будут только дорожать.
Президент напомнил, что в этом году планируется закончить модернизацию двух белорусских нефтеперерабатывающих заводов, после чего Беларусь сможет покупать нефть для последующей переработки не только у России.
— Я уже давно ставил задачу, и нам надо ее решить: открыть альтернативную поставку нефти через прибалтийские порты. Если литовцы не согласны — с латышами договориться и закупать эту нефть. Перерабатывать на Новополоцком нефтеперерабатывающем заводе и обеспечивать балтийские республики, — сказал Лукашенко.
По его словам, для стран Балтии это будет дешевле, чем сейчас, когда они покупают нефтепродукты по мировым ценам.
— Можно договориться так, что это будет наша общая нефть, которую мы переработаем на модернизированном Новополоцком нефтеперерабатывающем заводе. Тем более у нас даже есть некоторые возможности в этом плане, — заметил Лукашенко.
Глава государства призвал не гиперболизировать проблемы, связанные с потерями белорусского бюджета из-за налогового маневра в России, а искать другие надежные источники, которые компенсируют эти негативные моменты.
— Но хочу предупредить: о таких решениях, как перекладывание этих проблем на плечи наших людей, белорусов, даже не думайте, — предупредил он. — Население не должно почувствовать никакого дополнительного бремени. По крайней мере в этом, будущем году вообще нет никаких проблем, даже если бы мы ничего не компенсировали.
По мнению главы государства, заработать дополнительные $400 млн для Беларуси не проблема.
— По паритету покупательной способности, как сейчас принято считать, ВВП Беларуси — под $80 млрд. Что тут за проблема? Нет такой, — убежден Александр Лукашенко.
— Поэтому не надо считать, что это катастрофа. Если изберет руководство России такой путь движения и потерю единственного союзника на западном направлении, это их выбор. Мы же их заставить не можем, — добавил президент.
Глава государства поинтересовался у участников совещания комплексной оценкой среднесрочного экономического роста, состояния бюджета, уровней инфляции и золотовалютных резервов в условиях налогового маневра. Александру Лукашенко также доложили о планах правительства по выработке дополнительных источников компенсации налогового маневра.
Отдельно на совещании был обсужден комплекс вопросов социально-экономического развития страны, а также взаимодействия со странами-партнерами в форматах ЕАЭС и ОДКБ.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!