В Минске начался суд над участниками вечеринки с психотропами, на которой от передозировки умерла 19-летняя студентка. Их судят за незаконные без цели сбыта изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку или пересылку наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов. Сегодня в суде Первомайского района будут допрашивать подозреваемых и свидетелей по этому делу. Onliner ведет трансляцию из зала.
Читать на OnlínerДело было так: вечером 4 августа компания из восьми человек собралась в квартире, где проживала студентка. Родителей девушки дома не было. Спустя некоторое время после употребления ранее приобретенного психотропа студентке стало плохо, ее гости вызвали скорую помощь.
В зале суда семеро фигурантов по делу: им от 17 до 21 года. Один из них, 21-летний Антон, находится за решеткой.
Первой допрашивают Софью З. Девушка в этом году поступила на первый курс ЕГУ, но на учебу так и не отправилась. Сейчас она — одна из обвиняемых.
Девочка с косичками говорит тихим, но уверенным голосом.
— До этого я употребляла психотропные вещества однажды: 14 июля, на дне рождения подруги я попробовала МДМА.
По словам обвиняемой, употребляли вещество практически той же компанией.
— После этого у вас были мысли попробовать еще раз? - спрашивает гособвинитель.
— Да, были. Мы обсуждали это на общих собраниях и решили достаточно спонтанно еще раз попробовать.
— Это была совместная идея?
— Скорее всего, да. Мы обсуждали способы заказа и покупки: пришли к тому, что нужно приобретать в интернете за биткоины.
Софья рассказывает, как приобретался наркотик. Один парень, Антон, из их компании (он тоже проходит по делу как обвиняемый) работал в сфере IT и указал человека, у которого можно приобрести биткоин.
— Мы определились со стоимостью, все сдавали деньги: от 17 рублей, собралось около 150 рублей. Я договорилась о приобретении криптовалюты и поехала к продавцу, с которым списалась в Telegram, в Малиновку. Потом написала Антону, скинула ему ссылку и попросила приобрести вещество за ту часть биткоина, которую я купила. Потом Антон скинул мне место закладки и координаты. Мы поехали втроем за закладкой в лес на Ангарской, искали ее где-то полчаса. Потом передали Диане — это был сверток зеленого цвета.
Затем Софью спрашивают о событиях того дня, когда случилась трагедия. Софья вспоминает обо всем спокойно.
— В семь часов вечера мы приехали к Диане, поздравили ее с днем рождения и подарили подарки. После этого Диана вынесла сверток. Мы находились в ее гостиной. Там был разложен стол, на нем были косметические щипчики. После этого я достала капсулы для витаминов, и мы начали расфасовывать наркотик — 16 капсул в расчете по две на человека. Мы употребили наркотик, я проглотила одну капсулу. Кто-то поставил таймер для последующего употребления второй капсулы. Спустя какое-то время пришли Антон и его подруга — было примерно 21:00. К тому моменту все было убрано. Оставшиеся капсулы оставались на компьютерном столе. В какой-то момент мы употребили по второй капсуле.
Все общались, находились в разных комнатах. В какой-то момент Диане стало плохо. Мы вызвали скорую. Приехали медики, пытались оказать ей помощь, но безуспешно. Мы покинули квартиру.
Гособвинитель спрашивает у Софьи, как она оценивает свой поступок.
— Считаю его большой ошибкой. Этого абсолютно не нужно было делать. Я раскаиваюсь, — говорит девушка.
На вопросы Софья отвечает уклончиво. В каких-то моментах говорит, что не помнит обстоятельств. Когда ее спрашивают о том, почему был выбран именно МДМА, она отвечает: «Так мы решили на общих собраниях, дозировку выбрали вместе».
— Какую цель вы преследовали, когда употребляли? — спрашивает судья.
— Хотели попробовать.
— Вы ведь уже пробовали раньше.
— Хотели провести время в этой компании. Заканчивалось лето, все разъезжались на учебу. Мы могли долгое время не увидеться.
Следующей допрашивают Киру А. Девушка рассказывает про себя.
— Я поступила в БНТУ на дизайн, но не смогла из-за того, что была под стражей. Сейчас обучаюсь академическому рисунку и планирую в следующем году поступать на ту же специальность в тот же вуз.
Киру спрашивают про вечеринку 14 июля, на которой подростки тоже употребляли МДМА.
— Когда мы приехали, там уже были готовые капсулы. Вечеринка проходила у Дианы. До этого я никогда не пробовала психоактивные вещества, — говорит девушка. — После этого мы собрались и решили, что скоро у Ильи будет день рождения и можно было бы еще раз попробовать. На наших обсуждениях Соня сказала, что я должна отдать ей 17 рублей. Я отдавала их в два этапа.
Вторая вечеринка происходила 4 августа 2018 года. Софья собрала деньги и сказала, что нужно съездить за закладкой. Часть ребят отказалась, Кира и Федор согласились и поехали вместе с девушкой: это происходило за пару дней до того, как проходила вечеринка.
— Ребята заехали за мной, и мы отправились за закладкой на Ангарскую на общественном транспорте. Это был лесной массив. Мы зашли в лес, Соня показала на телефоне фотографии с участком местности — ей эти фотографии прислал Антон. Дальше мы искали закладку, потом Соня сказала, что нашла ее и забрала. Это был сверток в зеленой изоленте. Потом мы приехали в Уручье, чтобы отвезти закладку к Диане. Соня отдала закладку мне и попросила отвезти ее, мы с Федей поехали домой к Диане. Приехали, я отдала ей закладку.
Вечеринка происходила на следующий день после этих событий. Ребята собрались у Дианы около 19:00.
— Соня достала из рюкзака весы и капсулы от витаминов. Потом она расфасовала в капсулы вещество и сказала, что все готово. Мы проглотили по одной капсуле и запили водой. Антон и его подруга пришли позже и тоже употребили по одной капсуле. Мне стало хорошо: хотелось веселиться и танцевать. Потом Диане стало плохо. Мы вызвали скорую, медики приехали, но Диану не спасли. После этого Егор отвез нас домой к Антону. Егор — это наш знакомый. Когда мы ушли, в квартире остался только Илья. Мы легли спать, а утром я поехала домой. Потом мы создали группу в Telegram. Там обсуждалось, что у нас есть право не давать показания и отказаться от освидетельствования. Это обсуждалось с целью скрыть, что мы употребляли наркотики, — говорит Кира.
— Я поняла, насколько наркотики вредны, и не хочу их больше никогда употреблять, — рассказывает девушка.
Адвокат одного из обвиняемых спрашивает, почему на первом допросе Кира говорила про 12 капсул.
— На первых допросах я говорила про 12 капсул, потому что хотела скрыть, что Антон и его подруга употребляли с нами наркотики. Почему? Потому что Антон об этом говорил в переписке. Я была в шоковом состоянии и не знала, что делать. Поэтому не думала о последствиях.
— Почему вы изменили показания?
— Потому что я поняла, что теми показаниями я делаю себе только хуже, а сотрудничая со следствием и давая правдивые показания, я получила возможность выйти из СИЗО. Я поняла, что случилось и чем мои слова и действия обернулись для меня и других, поэтому решила дать правдивые показания.
Суд приступает к допросу Федора К.
— Я собираюсь поступать в Академию искусств и посещаю вечерние курсы, — рассказывает про себя парень.
После этого гособвинитель спрашивает у Федора про обстоятельства случившегося. Его рассказ практически такой же, как и у предыдущих обвиняемых. Попробовал наркотик 14 июля, вечеринку 4 августа обсуждали заранее, съездил за закладкой вместе с Соней и Кирой, передал ее Диане. Употребил на вечеринке две капсулы, Диане стало плохо, вызвали скорую, уехали к Антону.
У Федора спрашивают, признает ли он свою вину.
— Частично, — отвечает парень. — Я не согласен с общей массой приобретенного нами вещества. Мне не была известна масса, поэтому я не могу согласиться, что мы приобрели вещество в крупном размере.
— Вы же принимали участие во взвешивании.
— Насколько я знаю, нет никаких весомых доказательств точной массы приобретенного нами вещества.
— Только поэтому?
— Я не знаю и не знал точную массу вещества.
— Мои планы на будущее ни в коем случае не связаны с наркотиками. Об этой ситуации я сделал однозначный вывод: наркотики — это зло, и я больше никогда не прикоснусь к ним, — говорит Федор.
-- Как сообщалось ранее, по факту смерти девушки в результате употребления психотропного вещества в отношении неустановленного лица возбуждено уголовное дело по ч. 5 ст. 328 УК. Следствием получено заключение судебно-медицинской экспертизы, проведенной специалистами ГКСЭ. Согласно выводам экспертов смерть девушки наступила от острого отравления особо опасным психотропным веществом МДМА, — сообщила в Facebook официальный представитель Следственного комитета Юлия Гончарова. — С учетом полученных в ходе расследования данных в отношении всех восьми лиц, участвовавших в совместном приобретении и употреблении психотропов, было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 328 УК — по факту незаконного без цели сбыта приобретения у неустановленного лица, хранения и перевозки особо опасного психотропного вещества. Это дело соединено в одном производстве с ранее возбужденным по ч. 5 ст. 328 УК.
В дальнейшем участникам вечеринки предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 328 УК, а их уголовное преследование по ч. 5 указанной статьи прекращено, поскольку следователи установили, что молодые люди приобрели психотроп для совместного употребления в ходе празднования дня рождения одного из членов их компании, но не осуществляли его сбыт.
После завершения комплекса следственных действий уголовное дело по ч. 1 ст. 328 УК в отношении них было выделено в отдельное производство и передано прокурору для направления в суд. В ходе следствия к двум девушкам (обе — несовершеннолетние) и молодому человеку применялась мера пресечения в виде заключения под стражу.
В отношении погибшей девушки уголовное преследование по ч. 1 ст. 328 УК прекращено в связи со смертью.
Уголовное дело о незаконном сбыте запрещенных веществ, повлекшем по неосторожности смерть 19-летней девушки в результате потребления психотропных веществ (ч. 5 ст. 328 УК), находится в производстве Первомайского (г. Минска) районного отдела Следственного комитета. Проведение оперативно-разыскных мероприятий по установлению подозреваемого лица поручено органам внутренних дел.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!