Сегодня в Минске начался большой форум под названием «Вовлечение мужчин и мальчиков для продвижения равенства». На эмблеме форума нарисованы двое мужчин — один в кухонном фартуке готовит еду, второй заботливо кормит младенца. Да, все настолько просто и одновременно сложно. Бытовые обязанности и уход за детьми (то, что сегодня называют «незаметным трудом») — именно та сфера, в которой женщины ожидают большего участия от мужчин.
Читать на OnlínerКаспар Пик, страновой директор Фонда ООН в области народонаселения для Беларуси, муж и отец двух дочерей, говорил о разнице в том, как традиционно воспитывают мальчиков и девочек. «О, как ты быстро бегаешь, какой ты сильный», — обязательно заметят родители мальчика. В то время как девочке практически всегда скажут: «О, какая ты хорошенькая! Какое у тебя симпатичное платье!» А что в итоге? По словам господина Пика, мужчины в нашем регионе живут на десять лет меньше женщин, потому что соревновательный стиль жизни (у кого больше машина, у кого круче дом), в котором всегда нужно быть «сильным», не подходит мужчинам. «Он никому не подходит», — считает Каспар Пик.
Посол Великобритании Фионна Гибб, одна из организаторов форума, привела пример исследования британской команды социологов, которые провели несколько недель в Беларуси. Опросив множество женщин, они услышали жалобы на дискриминацию — это касалось того, каким языком написаны рабочие вакансии. «Блондинка», «привлекательная», «от 21 до 35 лет» — вот что видят женщины в объявлениях об устройстве на работу. И это недопустимо, считает госпожа посол.
Сотрудница Министерства социальных дел Эстонии Пирьо Турк рассказала, что большинство женщин в этой стране по-прежнему занимаются готовкой, стиркой, уборкой, помогают детям с уроками и решают вопросы со школой, учителями. А большинство мужчин из всех бытовых дел отвечают только за ремонт машин и иногда чинят что-нибудь в доме, если сломается.
«Почему так происходит? Мы ведь больше не ездим на „Жигулях“, которые нужно постоянно чинить в гараже», — улыбнулась Пирьо Турк.
Что касается отпуска по уходу за ребенком, то в 2008 году почти 7000 эстонских отцов воспользовались такой возможностью, поскольку закон позволял взять оплачиваемый отпуск на 10 дней (сумма выплат была в три раза выше среднего дохода). Но в 2009 году из-за экономического кризиса отпуск по уходу за ребенком перестал оплачиваться. В тот год им воспользовались меньше 500 отцов. Так эстонцы пришли к логичному выводу: отпуск должен быть финансово выгодным, тогда отцы будут заинтересованы проводить больше времени с детьми. Поэтому с 2013 года в стране возобновили практику оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком для мужчин.
«Мы всегда смотрим на скандинавскую модель отцовства. Швеция— пример для нас, и нам предстоит еще долгий путь», — констатировала Пирьо Турк.
Локе Бисбьерк, глава датской общественной организации DareGender, поспешил разрушить идеализированные представления о скандинавской действительности. Оказывается, в Дании, как и в других скандинавских обществах, «все равно ожидают от женщин, что они возьмут на себя уход за пожилыми и детьми, а женщины часто соглашаются на такую роль, чтобы не чувствовать себя „плохими“». Способствуют этой ситуации зачастую консервативные родители и бабушки-дедушки, которые взывают к «традиционным ценностям».
Соответственно, от мужчины ждут, что он будет обеспечивать семью. И многие руководители компаний не рассчитывают, что мужчины будут уходить в декрет или брать больничный, когда заболеет ребенок. Но в 2019 году в Дании будет принята Европейская директива, согласно которой отпуск по уходу за ребенком разделят между двумя родителями: шесть недель — матери и шесть недель — отцу.
«В Дании мужчины реже уходят в отпуск по уходу за ребенком, чем в других скандинавских странах, — говорит Локе Бисбьерк. — Те мужчины, которые делают это: а) имеют хорошее образование; б) живут в крупных городах; в) работают в государственном секторе. В крупных городах вы часто можете увидеть такую картину: отцы катают коляски, а в руке у них чашка латте».
Но в датской провинции ситуация другая. Да и те мужчины, которые работают в частном секторе, не готовы уходить в отпуск по уходу за ребенком, поскольку далеко не все компании дают сотрудникам полностью оплачиваемый отпуск.
А где Беларусь в этой европейской перспективе? По словам замминистра труда и социальной защиты Валерия Ковалькова, в ближайшее время изменится норма закона, и работодатель будет обязан предоставить мужчине 14 дней отпуска в первые шесть месяцев жизни ребенка. Прежде эта опция оставалась на усмотрение работодателя. Кроме того, День отца из скромной инициативы активистов превратился в большой белорусский праздник.
«Постепенное преломление образа отца происходит в нашем обществе, — считает Валерий Ковальков. И подчеркивает: — Гендерная политика — это не политика в интересах женщин. Это политика равенства».
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!