Банк нашел клиента, но пока не может вернуть ему $500. ЧЗВ о забывчивости

Автор: Александр Владыко. Фото: Александр Ружечка, Алексей Матюшков
22 310
20 июля 2018 в 11:44

Всего день понадобился читателям, чтобы узнать клиента, забывшего деньги в кассе «Белинвестбанка». История не закончилась, потому что мужчина-иностранец уехал домой и вроде как не собирается в ближайший год приезжать в Минск. Что будет с его деньгами?

Читать на Onlíner

Новости о том, как деньги ошибочно попадают то клиенту, то остаются кассиру, встречаются регулярно. Мы собрали простые вопросы и отправили в банк. Управляющий дирекцией ОАО «Белинвестбанк» по Минску и Минской области Игорь Ищенко ответил.


— У вас есть статистика, в чью пользу чаще всего совершаются ошибки? Вот вы обратились с фото клиента, и это был чуть ли не первый раз в году. А в обратном порядке (когда кассир ошибается в пользу клиента) — происходит каждый месяц.

— Если судить по тем публикациям, которые периодически появляются в СМИ, действительно, складывается ощущение, что кассиры ошибаются постоянно. На самом деле тех, кто сам оставляет деньги, не меньше, просто об этом не говорят. Как правило, клиенты, забывшие деньги, очень быстро сами возвращаются в банк за забытыми деньгами. А в обратном случае, за редким исключением, клиентов приходится разыскивать.

— Какова ответственность кассира в том случае, если клиент забыл деньги?

— Ее нет: кассир не совершал никаких противоправных действий, если клиент забыл деньги. Более того, кассир не обязан даже напоминать клиенту о необходимости пересчета денежных средств. Тем не менее возле каждой кассы в любом банке вы найдете примерно такое объявление: «Заявление о недостаче или выявлении банкнот, монет, имеющих признаки подделки, не подлежит удовлетворению, если наличные деньги не были пересчитаны в присутствии уполномоченного на это представителя банка». Ваше право не пересчитывать, но тогда при выявлении недостачи денежных средств включается стандартная процедура: заявление в банк и разбирательство, анализ произошедшей ситуации. В итоге то, что можно было исправить сразу, затянется на какое-то время.

Ошибки, которые бывают у кассиров, говорят о том, что мы люди, а не машины. В кредитно-финансовой сфере это называется операционный риск. Высококвалифицированные специалисты анализируют причины и вырабатывают действия по его минимизации.

— Когда ошибается клиент и не забирает деньги, например. Есть ли у кассира физическая возможность оставить лишние деньги себе?

— Нет. Запись с камер видеонаблюдения ведется постоянно не только снаружи, но и внутри кассы. При возникновении любых вопросов ответы на них находятся довольно быстро.

— Когда кассир ошибочно выдает деньги, какие меры банк предпринимает в первую очередь? Или сразу обращается в милицию? Мало приятного в том, когда не по твоей ошибке твое фото появляется среди разыскиваемых, будто ты преступник. Не слишком ли?

— В данном случае мы говорим об ответственности как кассира, так и человека, который забрал то, что ему не принадлежит. Понятно, что бывают ситуации, когда мы не пересчитываем сумму, которую получаем, или пересчитываем механически, кладем наличные в кошелек и уходим. А замечаем значительно позже. Деньги следует вернуть, об этом, мне кажется, можно даже не говорить. При добровольном возвращении лишних денег никакие правовые и юридические последствия не грозят.

Если же человек решает поступить иначе, он осознает, что совершает правонарушение по статье 209 УК — «Мошенничество».

Кассир тоже несет ответственность. С каждым заключен договор об индивидуальной материальной ответственности, и если выявлена недостача и не найден клиент, которому ошибочно выдали лишние деньги, то он в рамках этого договора должен возместить недостающую сумму. При этом банк проводит тщательное разбирательство таких ситуаций, устанавливает причины, повлекшие за собой просчет, чтобы в будущем минимизировать операционные риски.

— Клиент забыл деньги, добросовестный кассир сдал их в банк. Дальнейшая судьба суммы?

— Кассир обязан отразить излишки средств в соответствующих документах. И не важно, он их обнаружил сам или о забытых деньгах в передаточном устройстве кассы сообщает человек, стоящий следующим в очереди. Дальше запускается следующая процедура: деньги, забытые клиентом в кассе, размещаются на отдельном счете, а к ситуации подключается специалист управления по работе с ценностями. В его обязанности входит оперативный анализ сложившейся ситуации: выявление операции, на которой произошел инцидент, просмотр и сопоставление данных с записями камер видеонаблюдения, поиск клиента по информации, сохранившейся в платежном документе. Проще всего, когда при совершении операции указано имя клиента и паспортные данные, найти его не составляет труда. Найти клиента, забывшего деньги, можно и по конечному получателю платежа. При необходимости к поискам подключается служба безопасности банка, а иногда приходится обращаться в СМИ.

По законодательству срок исковой давности составляет 3 года. Срок приобретательной давности — 5 лет. Это значит, что на протяжении такого отрезка времени клиент может обратиться в банк с заявлением о возврате денежных средств. В банке были подобные случаи, когда клиенты забывали деньги, но сами обращались, писали заявление. Мы анализировали данные, возвращали забытое.

— Сколько дней уходит на возврат денег?

— 15 дней — официально установленный срок для рассмотрения любого рода обращения, это общий порядок в стране. Но банк никогда специально не затягивает решение подобных вопросов. Если касса находится в здании, запись с камер видеонаблюдения для разбора сложившейся ситуации доступна в тот же день или максимум на следующий рабочий день. Так что день-два — и он получает деньги. Но если необходимо делать запрос для получения записи с видеокамер удаленных рабочих мест, а именно такая ситуация произошла с нашим клиентом (в комментариях читателей было много нареканий на то, что мы долго не сообщали), времени понадобится больше. Кроме того, процесс затянулся еще и из-за длинных выходных.

— Клиент, забывший эти деньги, иностранец, находится за границей. Как будете поступать?

— Данный случай — уникальный. На следующий день после публикации заметки на Onliner.by было несколько откликов читателей, которые узнали по фотографии забывчивого клиента. По предоставленной ими информации, это гражданин другого государства, который уже уехал из Беларуси, именно поэтому он не вернулся назад за забытыми деньгами.

В соответствии с установленным у нас порядком возврат денег производится по письменному обращению клиента с рассмотрением обстоятельств, подтверждающих принадлежность непосредственно ему забытых денег. Проще говоря, клиент лично приходит в банк с заявлением и документом, подтверждающим личность.

Прецедент заключается в том, что человека нет в нашей стране, а денежная операция совершалась без каких-либо документов, позволяющих идентифицировать клиента, есть только видеозапись. Так как, по имеющейся информации, в ближайший год посещение Беларуси он не планировал, нам предстоит определить варианты действий, которые не будут противоречить законодательству, по скорейшему возврату денег. Ни клиент, ни мы не заинтересованы в затягивании процесса.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!