Александр Лукашенко запретил проводить сокращения на предприятиях и в организациях и увольнять работников без согласования с местными органами власти: «А ведь сегодня, когда я требую среднюю зарплату в 1 тысячу рублей, уже некоторые подумывают: да, дадим 1 тысячу, но сократим энное количество людей, в том числе нормальных работников».
Читать на OnlínerОн пояснил, что данное решение продиктовано не намерением застопорить процесс увольнений и приема на работу. Глава государства констатировал, что есть и недобросовестные работники, которые не держатся за работу.
— Естественно, руководитель таких людей держать не будет. И не надо, — Александр Лукашенко уточнил, что это связано с необходимостью трудоустройства высвобождаемых работников в ином месте. — Нельзя в трудное время выбрасывать людей на улицу. Это неправильно. Пусть это не рыночно, но пока мы будем действовать подобным образом.
Также президент уточнил, что декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества» не отменялся и не приостанавливался:
— Как бы ни было непопулярно: декрет №3 я не отменял и даже не приостанавливал. Это неправильно говорят. Декрет №3 сегодня работает. Единственное, что я потребовал, коль власть виновата была (понаправляли эти «письма счастья» кому надо и кому не надо), — приостановить выплату на этот год. Но за это время мы выверим все списки. Крайний срок — 1 октября.
Он подчеркнул, что считает ненормальной ситуацию, когда миллионы людей работают, а 300—350 тысяч шатаются непонятно где.
— Этот декрет — лакмусовая бумажка в социальной сфере. Он высветил очень многие негативные вопросы. Мы от него отказываться не будем, но приведем все в порядок, чтобы люди не обижались, — резюмировал Александр Лукашенко.
Также президент заявил, что серьезно будут отслеживать ценообразование. В частности, задался вопросом, почему цены на сахар, если не врет статистика, выросли на 20—25%.
— Откуда? У нас же свои заводы, мы производим сахара в два раза больше, чем нам надо. Единственная может быть причина, что высокие цены на сахар в России, Украине — вокруг. Тогда никуда не денешься, надо, чтобы была равная цена. Если она будет очень низкой, сахар весь вывезут, — пояснил Александр Лукашенко. — Но мне говорят, что уже в Беларуси сахар выше по стоимости, чем в России.
Вместе с тем глава государства добавил, что дефляция — это опасный процесс:
— Если цены падают, сразу же затоваривается производство, сбыта продукции нет, спроса на продукцию нет. А значит, предприятие не платит заработную плату и со временем закрывается.