«Девушка, давайте с нами по 50 грамм маханем», — рабочие радушно зазывают к своим столикам. Сегодня Минский тракторный устроил для заводчан и жителей города праздник: на сцене пели белорусские артисты, светящиеся трактора исполняли танго и вальс, а в конце отгремело пиротехническое шоу. «Все бы хорошо, да вот зарплату бы побольше», — говорят за рюмками и шашлыком.
Читать на OnlínerНесмотря на мокрый снег и пронизывающий ветер, на площадке перед заводом многолюдно. Импровизированную сцену отнесли ближе к памятнику трактору, оградив специальную площадку для будущего «вальса» и «танго».
Из колонок звонко несется «Звон звініць» на мотив Jingle Bells. На сцене появляется ансамбль «Белы птах» и начинает наяривать белорусскую польку. Народ прямо с проходной бросается в пляс. Дамы подергивают плечиками в больших пуховиках и игриво поглядывают на мужчин. Те деловито, с залихватской удалью выкидывают коленца на мокрой плитке.
— А ты чего не танцуешь, Витька, мало выпил, что ли! — хохочет рыжеволосая пухлая девушка с красной помадой на губах.
— Эх, хорошо же поют, чего и не сплясать, — кружится она вокруг него. Мужчина не выдерживает женского натиска и пускается в пляс под народную польку вместе со снегурками на сцене.
— Иван Буслай! Я его обожаю! — пищит она после окончания выступления и пробирается ближе к ограждениям. За ней еще стайка дамочек в пуховиках.
На противоположной от сцены стороне пахнет шашлыками и спиртным. Здесь кучкуется еще больше компаний. Под зонтиками на столах разложена колбаса, хлеб, шашлык, булочки и «пол-литры» — все, что можно было купить в соседних палатках.
— Там вот глинтвейн есть. Покупаешь кружку и ходишь пьешь сколько хочешь, — объясняет улыбчивая девушка из компании с Дедом Морозом.
— Это наш мастер, он у нас один такой, а так у нас цех весь женский, напишите про него, — узнав, что мы журналисты, щебечут работницы. — Мы все вместе работаем. Вилки для коробок передач делаем. А теперь вот вместе и гуляем: нас пораньше отпустили да еще и по 50 рублей к празднику выдали, как раз.
— Они мне нравятся, они как курочки у меня, я среди них — петух. Сейчас идет год петуха, а значит, мой год, — хохочет Дед Мороз и пытается обнять всех своих работниц. — Ну-ка сфотографируйте нас всех таких красивых.
Другая кучка мужчин жарко о чем-то спорит, периодически чокается и залпом выпивает. Говорят, что премиями не сильно довольны, как и ситуацией в целом.
— Вот вы скажите, это нормально — получать по 450 рублей в месяц? — горячится парень в темных брюках и куртке. — Почему кто-то, как в этом «белом доме» (так заводчане называют здание администрации. — Прим. Onliner.by), и по две, и по три тысячи заколачивает, а кто-то, как у нас есть, 300—450 рублей получает? Разве это справедливо? У меня жена, двое детей. Как их на эти деньги прокормить? А жилье свое как построить?
— И потом, на очереди в общежитие люди годами стоят, не дают и все, — пожимает плечами его товарищ. — Нужно как-то решить эту проблему жилищную. Если бы квартиры давали, как раньше, вот было бы неплохо.
— Ай, что говорить, давайте наливать, — машут руками парни и наполняют рюмки.
— А мы не пьем, — говорят ребята. — Так просто пришли посмотреть. Дела на заводе так себе, опять же все упирается в зарплату. У вас-то, журналистов, зарплата небось побольше, чем у нас.
Возле площадки, где вот-вот будут кружиться трактора, стоит дизайнер завода. Парень волнуется за дизайн светодиодной подсветки новенькой «сорокапятки» — самого мощного трактора, который презентовали на 70-летие завода.
— Я нарисовал светодиодный дизайн, сам проявил инициативу, — говорит молодой человек. — Не видел, как получилось, поэтому вот и хочу посмотреть.
На завод он пришел только летом. Выпускник Академии искусств по специальности «промышленный дизайн». Говорит, что сознательно шел на завод, чтобы что-то изменить.
— Многие хорошие промдизайнеры уезжают в другие страны, на заводы Audi, а мне хотелось какой-то вклад внести в свою страну, — объясняет он. — Вот говорят, МТЗ нужно продать кому-то. Но ведь все в наших руках, в руках молодежи.
Под крики «старт!» и вспышки фейерверков на площадку выкатились «сорокапятки», которых так ждал дизайнер. Последняя действительно отличается «тигриной» раскраской.
— Таких тракторов больше нигде в мире нет! — гордо говорят мужчины позади меня и громко аплодируют.
После этого на площадку выкатываются «малыши» — мини-тракторы, украшенные светодиодными лентами. Даже водители внутри сидят в жилетках и шлемах со светодиодами. Вальс, танго и почетный хоровод вокруг елки. Зрители улюлюкают, хлопают в ладоши и кричат «браво!».
— Очень здорово! И музыка очень красивая! — восхищаются мамы с детьми. Праздничную программу продолжают группа «Без билета», Алена Ланская и «Тяни-толкай». Народ пускают к сцене, и люди танцуют уже там.
— Вот раньше и праздников таких не было, но зарплаты выше были, — объясняет парень из веселой компании, приютившейся у шашлыков. — А сейчас зарплаты падают — видимо, на праздники уходят.
— Да! Мужа зарплатой недовольна, — добавляет невысокая коренастая девушка. — И вроде корешок домой приносит, и сверяю с суммой, а вот маловато. Хотелось бы не 15%, как обещали, а хотя бы 50% прибавки. «Середняк» хотя бы 800 должен быть, а то и 1000. В общем, как президент сказал — по 500 долларов. А то что выходит? Молодежь приходит. Обещают пять миллионов старыми, а на выходе три получается. Месяц-два получат такую зарплату, а потом и уходят, ищут получше.
— Я вот бы не брал наши трактора, потому что через пару лет расшатываются и разбалтываются, — неожиданно вставляет пять копеек их приятель.
— Так и рассчитано теперь все на это, чтобы быстрее новый купили, — хохочет компания.
— Я бы немецкие брал, надежные, — не сдается мужчина.
— Но как бы мы ни хотели, немцев не переплюнем, — считают его приятели.
— Знаете что, хватит уже про плохое. У нас вот профсоюз хороший, путевки недорогие в санатории, — оборвала всех одна из девушек. — Нужно просто всей страной тракторный поддержать. Это же такой гигант!
— Могу сказать, что МТЗ сегодня поборол цифру в 100% по отношению к объемам производства, — объяснил директор предприятия Федор Домотенко. — В дни, которые остались до Нового года, мы будем работать сверх плана. Текущий год для МТЗ юбилейный — мы работаем в 153 странах мира. В прошлом году продали свои трактора в 60 стран мира. Портфель заказов на будущий год уже сформирован. У нас проплачены 500 единиц техники. В январе мы сделаем небольшие каникулы — с 1 по 9. Но подготовительное производство будет работать.
По словам директора, сейчас на предприятии нет складских запасов.
— И если в августе 2014 года на складах в России у нас было 8 тысяч тракторов, то сегодня — 1021 трактор, — отметил он. — Зарплата у нас стабильная. Мы не повышали ее и не понижали. 15 мая 2015 года мы установили себе планку и строго ее выдерживали до декабря этого года. Сегодня подписан приказ о повышении тарифных ставок на 15%. Я хочу сказать, что это заработанная зарплата, потому что завод сейчас работает прибыльно.
Какая средняя зарплата на заводе, Федор Александрович так и не ответил.
— Мы входим в 15 лучших предприятий Минска по зарплате, — заключил он.
Также директор отказался комментировать ситуацию с недавними задержаниями представителей руководства завода.
— Я эту ситуацию не буду комментировать до суда. Будет суд, и он все решит, — отметил Федор Домотенко. — Я пока не считаю их виноватыми, нужно ждать решения суда.
Не признался он и в том, сколько стоила организация праздника на площадке МТЗ.
— Я вам хочу сказать, что в данном случае не деньги важны, а уверенность народа в том, что завод может сегодня проводить такие мероприятия. И к тому же уверенность в завтрашнем дне, — ответил Федор Александрович. — Я вас обманывать не буду: это стоит денег — пригласить артистов такого уровня, чтобы петь вживую. Но многие артисты выступают не с точки зрения контракта, а с точки зрения благотворительности. И большое им спасибо за это!