Белорусским футболистам часто достается. Особенно когда матч проигран. Тогда можно вспомнить и высокие зарплаты, и походы в ночные клубы, и красочные Instagram-аккаунты супруг, и еще много чего. Зато тысячи простых белорусских парней смотрят на своих кумиров по телевизору и мечтают научиться играть как Месси, а потом еще о популярности, рекламных контрактах и других прелестях большого спорта. В проекте «Поколение» 19-летний футболист Артем Васильев рассуждает о детях, которые больше не гоняют мяч во дворе, коллегах, которые заслужили высокую зарплату, и будущем, в котором нужно хотя бы повторить судьбу Александра Глеба.
Читать на OnlínerАртем — парень перспективный. По крайней мере, так считают специалисты. Правда, пока 19-летний нападающий ФК «Минск» довольствуется выступлениями в белорусской высшей лиге. Зато планов и амбиций у парня выше крыши, а еще он умеет вытворять с мячом всякие зрелищные штуки.
Я с самого детства мечтал стать спортсменом. Занимался тхэквондо, плаванием, настольным теннисом, но в итоге выбрал футбол — то, что у меня лучше всего получалось. Когда был маленький, наблюдал за «Барселоной» и Роналдиньо — мне очень нравилось, как он финтил. В деревне был мяч, и я начал гонять на улицах, пробовал играть. Папа становился на ворота, а я бил по мячу.
Папа в молодости увлекался спортом, но на любительском уровне. У него ничего не получилось, и сейчас он больше смотрит трансляции по телевизору. Родители очень хорошо отнеслись к тому, что я начал заниматься футболом, и всегда поддерживали меня. Сам я тоже не жалею о том, что пошел в спорт: это большие эмоции, много путешествий, да и с друзьями получалось видеться после тренировок. Поэтому не скажу, что у меня не было детства: времени на все хватало.
В школе сложно не было. Правда, спортсменов у нас не любили. Чувствовалось какое-то особенное отношение со стороны учителей. Наверное, потому, что есть такой стереотип: если спортсмен, то глупый. Я пытался показать, что не такой: делал все домашние задания, старался отвечать на уроках.
Желания бросить не было, но иногда родители начинали напрягать: мол, сегодня ты опять не забил. Тогда грозил им, что уйду из спорта. В шутку, конечно: на самом деле я бы так никогда не поступил. Просто мама с папой всегда меня критикуют.
Неважно, сколько голевых передач я отдал и как играл, — если нет голов, значит, я провел плохой матч. Даже когда болел накануне важной игры, мама сбивала мне температуру и отправляла на матч. Она не спортсменка, просто воспитывала характер.
Я единственный ребенок в семье, но назвать себя разбалованным не могу. Хотя, наверное, это полезное качество для нападающего: иногда нужно и пожадничать, взять игру на себя, чтобы гол забить. Я просто хочу приносить пользу своей команде. Сегодня в мировом футболе судьбу матчей решают индивидуальности: Месси, Роналду, Неймар. Вот Неймар — это сейчас мой главный кумир. Я все время слежу за его игрой. Это невероятно техничный футболист с фантастическим дриблингом!
Почему у нас так не получается? Мне кажется, мы нормально работаем. Просто есть много других факторов. В Бразилии, например, лето круглый год, другая культура. Пацаны с самого детства пинают мяч. Нам тоже никто не мешает это делать, но в Беларуси пропал дворовой футбол. Я еще гонял во дворе, а сейчас все сидят в планшетах, за новыми гаджетами следят. На улицах никого нет. Вот мы всегда на переменках выбегали играть — и летом, и зимой, даже на снегу. Делали мячик из газеты, склеивали скотчем, учителя забирали его, бесились. Было круто!
Мне кажется, просто поколение сейчас другое: техника развивается слишком быстро, и из-за этого страдают дети. Раньше у меня вообще не было телефона, а сейчас ребята ходят с «айфонами». Если честно, я считаю, что это ненормально.
Раньше все тусовались на улице, говорили друг с другом, а сейчас сидят в своих гаджетах и общаются в социальных сетях и Viber. Наше поколение тоже такое, но я пытаюсь максимально проводить время со сверстниками. Правда, многое зависит от тренировок: бывает, что приходишь домой физически убитым и ложишься спать или играешь в FIFA. Если тренировка легкая, то стараюсь проводить время активно: сходить на картинг или поиграть в сквош.
Тренировки длятся по 5—6 часов. Иногда с ребятами еще и после них остаемся. Параллельно учусь в БГПУ на очном — это для меня запасной вариант. Если честно, бываю я там редко: сделал себе индивидуальный график. Захожу что-нибудь узнать, взять задания, потом выполняю их и приношу в универ.
На тренировках ты должен выкладываться полностью, выжимать из себя все соки и развивать определенные качества и навыки. Криштиану Роналду занимался по 12 часов в день? Я в это не верю. Часов 6 максимум. Но, конечно, то, что мы отдаем спорту все свое время, — чистая правда. С утра приезжаешь на базу, готовишься к тренировке, потом тренируешься, потом обедаешь, восстанавливаешься и едешь домой — у тебя уже просто не остается сил на что-то другое. Приходишь и засыпаешь. Физически это сложно.
Если сравнивать мое поколение и поколение отца, то отличий не так много. Наверное, тогда люди просто были беднее, а сейчас все есть. Раньше и на футбол больше ходили, и играли не за деньги. Наверное, все-таки у людей были другие ценности.
Сейчас в жизни отношения коммерческие, а в хоккей вкладывают больше, чем в футбол. Обидно бывает: ты вроде играешь для зрителей, а их на трибунах очень мало.
Почему так происходит? Маркетинг не развит. Вот на хоккей сейчас приходят, чтобы хорошо провести время, выпить пива, поесть картошки фри. Надо создавать удобства, а в Минске даже ни одного футбольного стадиона нет. Как так? Вот посмотрите на Россию: построили стадионы — народ пошел на футбол. ЦСКА, «Спартак» — всегда полные трибуны. Наша «Борисов-Арена» на матчах Лиги чемпионов всегда заполняется, но туда приходят посмотреть на громкие имена, а патриотизма в этом мало. Наверное, все от воспитания зависит.
Пойду ли я на концерт белорусской группы? Если мне будут нравиться песни, то пойду. Но пока ни одна группа мне не нравится. Много ли слышал? Знаю только Солодуху. Известные белорусские люди… Домрачева, Герасименя. Чижа знаю! Он владелец минского «Динамо». Думаю, это нормально, что спортсмены — самые популярные люди в стране. Они сражаются за Беларусь, продвигают ее во всем мире: многие в Европе ведь даже не знают о ее существовании. А вот благодаря Домрачевой, Герасимене все узнают про Беларусь. Понятно, что спортсмены ничего не производят, это те же артисты, но благодаря им у людей есть какое-то увлечение.
Читать я люблю, но в основном биографии футболистов — Ибрагимовича, Роналду, Неймара. А еще люблю романтику. Недавно прочитал «На острове», а сейчас хочу взяться за «Монах, который продал свой „феррари“». Иногда бывает, что книга конкретно затягивает — даже отрываться не хочется. Да, сейчас мои сверстники читают мало, но это опять же из-за всех этих гаджетов, которые отвлекают внимание. Думаю, люди приходят к этому с возрастом: чем старше ты становишься, тем больше тебя тянет что-нибудь почитать.
Белорусских футболистов можно часто встретить в Dozari? Не знаю, я не любитель клубов, мне там не нравится. Не пью и негативно отношусь к алкоголю. Вот если чего-нибудь достигну, тогда можно будет и расслабиться, а сейчас я иду к своей цели. Хочу брать по максимуму — хотя бы повторить успех Александра Глеба. Для белорусских футболистов это мечта. Думаю, ему просто повезло: он уехал в раннем возрасте, ему поверили, и Глеб показал отличный футбол, стал лидером. Я бы тоже хотел уехать, но сначала нужно заиграть в Беларуси. Конкуренция у нас высокая, но, конечно, не такая, как в Европе. Но многое в карьере еще зависит от тренера — от того, насколько он тебе доверяет и поможет ли проявить себя.
Думаю, минимум, который должен получать мужчина в Беларуси, — 1500 рублей. Даже больше. Люди зарабатывают по 400 рублей? Прожить на такие деньги очень-очень тяжело. Я бы, наверное, выжил, но пока вообще не представляю, как это возможно.
У белорусских футболистов высокая зарплата? Если сравнивать ее с европейским уровнем, то получится абсолютный мизер. Учителя и врачи? Я не знаю, какие у них зарплаты. Мне тяжело рассуждать на эту тему, но нужно понимать, что футболист играет примерно 15 лет — потом карьера закончена. За это время нужно обеспечить себя на всю жизнь, поэтому сравнивать спортсмена с доктором не совсем правильно.
Да, доктор — это важная профессия, но футболист в 35 лет уходит из большого спорта, извините, инвалидом, который потом и кровью добивался результата.
Я стараюсь об этом не думать. Просто хочу получать максимальное удовольствие от игры. 35-летний пенсионер? Вот когда доживу, тогда и поговорим.
Девочки на футболистов ведутся. Иногда знакомятся, но больше приходится самому. Сколько зарабатываю, не спрашивают. Может быть, это пока. Instagram? Да, сейчас все ребята там сидят, но лично для меня это просто фотоальбом. Мне все равно, сколько у меня подписчиков. Там можно посмотреть всякие приколы, полистать ленту — друг другу что-то скидываем, смеемся. Это просто фан.
Иногда я читаю то, что пишут про меня в интернете, но близко к сердцу это не принимаю. Пускай критикуют, мне все равно. Да, что-то принимаю к сведению, но чаще всего в одно ухо влетает — из другого вылетает. О семье пока даже не думаю, потому что все мои знакомые говорят, что это мешает играть в футбол. А ради игры я готов на жертвы.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by